«Телематика-2018»: как спутниковый оператор Iridium решился на б/у ступени Falcon 9

3900
05 июля 2018 в 14:10
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

«Телематика-2018»: как спутниковый оператор Iridium решился на б/у ступени Falcon 9

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

На этой неделе белорусская группа компаний Gurtam проводит для своих партнеров большую конференцию «Телематика-2018». Gurtam работает в сфере спутникового мониторинга, поэтому и большинство гостей — из связанных с этой отраслью фирм.

Выступления спикеров в основной массе затрагивают узкоспециализированные темы: например, как устроена техподдержка системы мониторинга Wialon (главный продукт Gurtam), сложности разработки подобных проектов, Bluetooth-тренды в телематике, перспективы развития и так далее.

Также на мероприятии оказались представители Iridium. Это первый оператор, который обеспечил стопроцентное покрытие планеты спутниковой телефонной связью. Мы поговорили с заместителем директора по продажам в России и странах СНГ Константином Колупаевым.

— Спутники Iridium доставляет на орбиту Falcon 9. Как началось сотрудничество со SpaceX? Не было опасений из-за бэушных ступеней?

— Iridium был одним из первых коммерческих клиентов для SpaceX. Когда началась реальная постройка спутников, планировалось большое количество запусков. Рынок достаточно плотный: компании ждут, чтобы их спутники были запущены. Iridium изначально договорился на все свои запуски со SpaceX, получил хорошую цену и в то же время надежного партнера.

Текущей группировке спутников Iridium, которая практически полностью заменена, уже почти 20 лет. Спутниковые запуски — вещь очень нестабильная из-за погодных условий и других факторов, график постоянно откладывался. Спутники Iridium начинали выходить из строя — заканчивалось топливо на борту. Мы получили предложение использовать уже ранее отправленную в космос ступень. Компания взвесила риски. С одной стороны, у Iridium были запасные спутники. Их сразу сделали девять — на случай, если что-то с запуском пойдет не так. Плюс страховка. И нам удалось ускорить запуски на полгода.

Константин Колупаев

— Какой ресурс у спутников, как часто нужно обновлять их?

— Теперешняя группировка состоит из 66 спутников на основной орбите плюс 9 спутников на запасной — это на случай какого-нибудь непредвиденного обстоятельства. Например, в 2009 году старый российский военный спутник сбил один из спутников Iridium. На самом деле, это проблема: образовалось пятно космического мусора, приходится маневрировать. Ситуация достаточно сложная.

Заявленный срок службы спутников Iridium — 15 лет. Но сейчас есть спутники, которые были запущены в 1998—1999 году, и они проработали почти двадцать лет. Девяти спутников достаточно, чтобы защитить себя от каких-либо форс-мажоров.

— Спутников же планируется 77?

— 75: 66 основных и 9 резервных. Еще будет 6 на земле, если понадобится заменить. Откуда 77: иридиум — 77-й элемент таблицы Менделеева. Но при запусках немного изменилась архитектура, и получилось, что достаточно 66 спутников. В диспрозий никто не стал переименовывать систему, оставили Iridium.

— Спутниковая связь дорогая. Планируется снижение цен?

— Iridium для перезапуска своей спутниковой группировки взял кредит на $3 миллиарда. Это достаточно большая сумма, которую нужно возвращать. С точки зрения простой арифметики становится понятно, что Iridium нужно срочно зарабатывать деньги, чтобы оставаться прибыльной компанией — она торгуется на бирже. Я не предполагал бы, что Iridium будет снижать стоимость в ближайшее время. Наоборот, выводятся новые продукты, еще более дорогие относительно того, что есть у Iridium сейчас.

— Iridium участвует в работе над авиационным проектом ADS-B, так?

— После того, что произошло с пропавшим малайзийским Boeing (рейс MH370 вылетел из Куала-Лумпура в Пекин ночью 8 марта 2014 года c 239 людьми на борту и бесследно исчез, место крушения до сих пор не найдено. — Прим. Onliner.by), было принято решение: к 2020 году все авиалинии должны обеспечить на своих самолетах установку транспондеров ADS-B. Они с определенной периодичностью — примерно раз в 15 минут — отправляют свое местоположение. Как только что-то происходит на борту, система должна каждую минуту передавать сведения, чтобы было понятно направление полета, скорость и так далее. Это требование авиационных контролирующих органов и с Iridium никак не связано.

Откуда здесь появляется Iridium: в спутниках NEXT есть коммерческая программа host payloads. Мы предложили размещать сторонним компаниям некую полезную нагрузку. Канадский навигационный оператор Nav Canada вместе с Iridium и несколькими инвесторами создал компанию Aieron. Она установила полезную нагрузку на спутниках Iridium и позволяет обрабатывать сигналы с этих ADS-B-транспондеров.


Конференция завершится завтра докладами о телематике сложных объектов, расходомерах топлива, спутниковой связи и другими выступлениями.

Ноутбуки в каталоге Onliner.by

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!