Чуть больше недели назад в аэропорту «Киев» произошел инцидент с лайнером MD-83 авиакомпании Bravo Airways: коснувшись земли, самолет съехал с полосы и остановился только на газоне. Никто серьезно не пострадал, но испуг и недовольство пассажиров понять можно. Мы вспомнили другие громкие происшествия при посадках, которые случались по самым разным причинам.
Хорошо известен случай с Airbus A320, который при вылете из Ла-Гуардии (Нью-Йорк) 15 января 2009 года врезался в стаю птиц и потерял тягу обоих двигателей. Тогда экипаж решил спланировать на реку Гудзон — выжили все 155 человек, находившиеся на борту. Но это далеко не единственный инцидент, при котором гражданский лайнер вынужден был садиться на воду.
Модель Boeing 767 трижды становилась целью террористов, и во всех случаях были большие жертвы. 11 сентября 2001 года преступники направили оба 767-х в башни Всемирного торгового центра (погибло более двух тысяч человек). По числу жертв это происшествие превзошло захват 1996 года. Тогда Boeing 767 Ethiopian Airlines выполнял рейс ET961: из Мумбаи направлялся по длинному маршруту с конечной точкой в Абиджане (Кот-д’Ивуар). На борту было 175 человек, включая экипаж и, как выяснится после вылета из Аддис-Абебы (второй пункт назначения рейса), троих террористов.
События развивались стремительно: спустя двадцать минут после отрыва от земли один пассажир побежал в сторону кабины с криками «Всем оставаться на местах, у меня бомба!». Еще двое последовали за ним. Захватчикам удалось открыть дверь в кабину. Они выдворили второго пилота из кабины и заявили командиру, что всего угонщиков одиннадцать. Террористы вооружились огнетушителем и пожарным топором, которые нашли в кабине. Командиру воздушного судна приказали лететь в Австралию.
Летчик объяснил, что самолету нужна дозаправка — на преодоление столь большого расстояния топлива никак не хватит. Террористы посчитали, что таким образом пилот хочет их обмануть: окажись лайнер на земле, спецназ взял бы судно штурмом. Захватчики вычитали в эфиопском журнале Selamta, что Boeing 767 способен лететь без дозаправки 11 часов. Цифра реальна, но при условии полной заправки. А поскольку маршрут ET961 предполагал несколько посадок, топливо в лайнер лили не под завязку, чтобы он мог безопасно приземляться в каждом из аэропортов назначения.
Командир показал угонщикам индикатор уровня топлива — отметка была значительно ниже максимума. Угонщиков не убедило и это: они пригрозили, что если не полетят в Австралию, то взорвут самолет. Выбора у КВС не оставалось. Договориться с землей тоже не удалось: захватчики отказались слушать диспетчера, который рекомендовал дозаправку в Момбасе (Кения).
Согласно отчету, террористы прикладывались к виски. Опьянение привело к еще большему безрассудству: их не смутила даже сигнализация о низком уровне топлива. Когда угонщики отвлеклись, командир успел предупредить пассажиров, что один двигатель уже отказал и самолет, скорее всего, разобьется. Вскоре остановился второй двигатель. Пьяные угонщики пригрозили летчику убийством, если он начнет снижаться, на что тот ответил: «Я уже покойник, потому что лечу в самолете без двигателей». Тем временем второй пилот вместе со стюардессами объяснял пассажирам, как правильно надеть спасательный жилет и приготовиться к приводнению. К этому времени лайнер находился в полукилометре от Коморских островов.
Командир, несмотря на угрозы, начал аккуратно снижаться. Посадка не прошла гладко: левое крыло зацепило водную гладь, судно завалилось на бок и разрушилось. Жертвами стали 125 человек, включая троих угонщиков. Выжить удалось 46 пассажирам, в том числе командиру и второму пилоту. Момент крушения попал на видео:
Более удачный исход был у рейса 143 Air Canada Монреаль — Оттава — Эдмонтон в 1983 году. Анекдотичная ошибка могла привести к гибели 69 человек и потере еще одного Boeing 767. Дело в том, что из-за перехода Канады с английской системы мер на метрическую в лайнер залили примерно в четыре раза меньше топлива, чем было нужно.
Система была простой: приземлившись на дозаправку в Оттаве, экипаж проверил с помощью поплавкового метода, сколько топлива находится в баках. Такой способ использовался при неисправности системы индикации количества топлива — на этом 767-м она барахлила, но самолет продолжали эксплуатировать. Летчики получили значение в литрах. Далее его требовалось перевести в килограммы, а затем это число отнять от массы топлива, которое нужно на полет из Оттавы в Эдмонтон. Результат вычислений наземные службы готовились залить в баки.
Экипажу нужно было производить расчеты исходя из того, что литр авиационного топлива весит 0,8 килограмма. Но вместо этого пилоты по привычке использовали коэффициент 1,77, который применялся в английской системе мер. Они передали наземным службам результат неверных вычислений, и те залили столько топлива, сколько им сказали. Никто не заподозрил ошибку.
Уже в ходе полета из Оттавы в Эдмонтон летчики получили предупреждение о низком давлении топлива в первом двигателе. Спустя пару секунд аналогичная сигнализация сообщила о такой же проблеме со вторым двигателем. Вскоре они отказали. Самолет начал планировать.
Удачной посадке помогло увлечение командира экипажа — он летал на планерах и разбирался в особенностях планирования, пусть габариты Boeing 767 и несопоставимы с крохотными суднами без двигателей. Неподалеку находилась бывшая военная база Гимли. В тот день на взлетно-посадочной полосе проводили автогонки. Экипаж решил садиться там. Передняя стойка шасси не закрепилась в выпущенном положении и сложилась после касания, самолет носом заскользил по дорожке. Лайнер остановился в паре десятков метров от зрителей. Обошлось без жертв.
Похожий случай произошел летом 2001 года с Airbus A330 еще одной канадской авиакомпании — Air Transat. Самолет направлялся из Торонто в Лиссабон. Над Атлантическим океаном из-за ошибки при обслуживании лайнера произошла утечка топлива, но экипаж понял это не сразу — они пеняли на неполадки датчиков. Горючее стремительно заканчивалось за сотни километров до ближайшей суши, пригодной для посадки крупного самолета. Судно с 306 людьми на борту было примерно в 130 километрах от авиабазы на Азорских островах, когда у него остановились оба двигателя. Экипаж смог дотянуть лайнер с отказавшими системами до взлетно-посадочной полосы. Люди на борту и самолет остались целыми.
Тяга к порядку начальника вертолетной площадки в аэропорту города Ижма (Республика Коми) в конечном итоге спасла 81 жизнь. Сергей Сотников 12 лет после закрытия аэропорта чистил взлетно-посадочную полосу, хотя, в общем-то, это не относилось к его обязанностям. Именно эта ВПП стала соломинкой для людей на борту Ту-154М.
Лайнер советской разработки вылетел из города Удачный (Якутия) в российскую столицу 7 сентября 2010 года — ровно за год до гибели команды ярославского «Локомотива» в авиакатастрофе. Спустя 3,5 часа полета у судна отказала вся электроника — как выяснится в дальнейшем, из-за короткого замыкания в аккумуляторах. Вместе с этим отказали качавшие топливо насосы. Экипажу пришлось визуально, без навигационных систем искать подходящую территорию для приземления. Ситуацию усугубляла облачная погода. Пилотам крупно повезло: они заметили взлетно-посадочную полосу заброшенного аэропорта в Ижме. Она была слишком короткой для Ту-154М (1325 метров, в то время как требуется около двух километров), к тому же из-за отказа электроники не удалось выпустить гасящие скорость закрылки и предкрылки. Но выбора у экипажа не было.
Пилоты посадили самолет с третьего раза. Как и ожидалось, полосы не хватило — лайнер выкатился примерно на 164 метра за ее пределы и пропахал землю до леса, упершись в деревья. Окажись ВПП захламлена за 12 лет, исход ситуации был бы плачевным, но в этот раз людям крупно повезло: все остались живы. Членов экипажа и неравнодушного к окружающей действительности Сергея Сотникова представили к государственным наградам.
Также можно вспомнить неудачное приземление южнокорейского Boeing 777 в Сан-Франциско (3 погибших, 187 выживших), его собрата из British Airways, не дотянувшего до полосы в Хитроу из-за отказа двигателей (выжили все 152 человека), повисший в Турции на склоне перед морем Boeing 737 (168 человек на борту, все выжили) и множество других происшествий. Все эти случаи — одни из множества сложнейших посадок, которые закончились, с рядом оговорок, удачно. На фоне общего числа выполняемых полетов подобные инциденты составляют мизерное количество. И об этом не стоит забывать.
Радиоуправляемые авиамодели в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by