Тюрьма за лайк реальна? Адвокат о том, как правильно вести себя в интернете

18 июня 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Тюрьма за лайк реальна? Адвокат о том, как правильно вести себя в интернете

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Влад Борисевич

Каждый день мы что-то комментируем, лайкаем и скачиваем в интернете, не особо задумываясь о возможных последствиях. Тем временем они есть, причем довольно серьезные — вплоть до лишения свободы. К сожалению, прецеденты в Беларуси уже были. Что можно и нельзя делать в интернете, чтобы и дальше не иметь проблем с законом, мы узнали у адвоката Надежды Хаданович из адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры».

Содержание

Призывы к насилию и оскорбления

— Какую информацию нельзя распространять?

— Под запретом находятся сведения о терроризме и распространении наркотиков, пропаганда нетерпимости, а также информация, противоречащая национальным интересам, безопасности и так далее. Все закреплено в указе 60 (регулирует интернет) и в законодательстве о СМИ.

Плюс есть отдельное регулирование по экстремистским материалам. Они определяются по решению суда. Если конкретная публикация (книга, материал) признана экстремистской — значит, после судебного решения распространять ее запрещено. Это, к примеру, Mein Kampf и другие материалы, внесенные в Республиканский список экстремистских материалов.

— Допустим, я сгоряча написал «убить всех [национальность]». Это личностное суждение или призыв к насилию?

— Все решает контекст. Если ваш призыв обращен к конкретному человеку, то в ряде случаев можно говорить об оскорблении. Но когда мы говорим что-то вроде «американцы дураки», не указывая кого-то персонально, то оскорбления нет.

За это чаще блокируют группы и сообщества в соцсетях. Они ведут целенаправленную деятельность — оскорбляют людей по какому-либо признаку: полу, расе, национальности и так далее.

Есть разница между единичным постом и регулярными действиями в отношении кого-либо. При систематических высказываниях на своей странице в соцсети касательно определенной национальности могут возникнуть основания как минимум для блокировки пользователя.

Распространение информации

— Репост хуже лайка?

— С точки зрения закона разницы нет. И то, и то — распространение информации. Как только установлено, что этот контент стал доступен третьим лицам, речь идет о распространении незаконных сведений.

Репост — это уже явное, осознанное действие. В случае с лайком еще можно сказать, что это получилось случайно, и таким образом выстроить линию защиты. Например, дважды коснулись экрана, и автоматически поставился лайк. Но доказать неумышленное действие достаточно сложно.

Есть положительный момент в связи с принятием GDPR — по умолчанию в настройках приватности вся информация пользователя должна быть закрыта. Была одна история: девушка сохранила файл, и он стал общедоступен. Так вот сейчас эта картинка будет скрыта от других пользователей.

Другими словами, если у вас, допустим, вся страница в запрещенной информации, но эти записи не видны остальным, закон не будет нарушен. Однако все первостепенно упирается в то, что это за информация.

— Отправил другу экстремистскую картинку через личное сообщение. Теперь у меня будут проблемы? 

— Как только мы вовлекаем в диалог другого человека, уже есть донесение информации как минимум до одного лица. Это распространение. Сюда относится переписка как в соцсетях, так и в мессенджерах.

— В мессенджерах можно удалить сообщение с обоих устройств. Это спасет?

— Зависит от того, успел адресат сделать скриншот или нет. Если изображение есть, то уже все равно, удалили вы сообщение или нет (если вдруг адресат решит использовать информацию против вас).

— А если скажу, что мою страницу взломали?

— В суде могут быть сложности с доказательством того, что страница действительно принадлежит вам. Но из личной практики замечу: люди обычно не отпираются, что это их страницы и сообщения.

Как правило, сам получатель информации и сообщает о нарушении в правоохранительные органы. Например, был такой случай: несовершеннолетней девочке присылали фотографии непристойного содержания. Она обратилась в милицию — мол, вот с такого-то аккаунта приходили сообщения. Дальше уже дело техники.

— Могут ли быть проблемы из-за отправленной в шутку фотографии пару лет назад? Какой срок давности?

— По каждому из видов информации он свой. Распространение порнографии — это одна статья. Высказывания, которые провоцируют вражду, рознь и прочее, — другая. Оскорбление может быть административным правонарушением, а не уголовно наказуемым деянием.

— Написал плохой отзыв о компании. Вдруг она засудит меня за распространение ложных сведений?

— Компании придется доказывать, что против нее ведется целенаправленная «подрывная деятельность». Ведь услуга либо товар действительно могли оказаться низкого качества — тогда вы спокойно оставляете свой честный отзыв.

Эти истории весьма сложно раскручивать: необходимо установить, что все негативные отзывы являются происками конкурентов, спланированной атакой и так далее. Должно быть нечто общее: схожий контекст, распространение с одного аккаунта, коммерческая заинтересованность.

— Если я разглашу в соцсети какую-то тайну о другом человеке, меня привлекут к ответственности?

— Зависит от того, знал эту информацию кто-либо еще или нет. Когда никто не в курсе, а вы разгласили, то ответственность есть. Допустим, тайна усыновления или медицинский диагноз. А когда человек рассказывал всем о своем приемном ребенке (то есть информация, по сути, уже не составляла тайну) и вы написали на своей странице «У нее ребенок, оказывается, приемный!», то говорить о нарушении охраняемой законом информации затруднительно.

Бывают специфические виды тайн — банковская, врачебная. Они распространяются в первую очередь на субъектов, которые с ними имеют дело. То есть на врачей и банкиров. Вы ведь можете написать на своей странице «Лежу в больнице с таким-то диагнозом». Кто-то репостнул — ничего страшного. Это не разглашение врачебной тайны, потому что ее должен хранить доктор, а не пациент. Зато уже медицинский персонал не вправе, к примеру, делать селфи в ходе проведения, допустим, хирургического вмешательства в операционной и выкладывать такие снимки в соцсети, так как это может повлечь за собой непосредственное нарушение врачебной тайны в ситуации, когда возможна идентификация пациента (несколько таких случаев было в России).

Торренты, VPN, даркнет

— Торрент-трекерами вообще можно пользоваться?

— На торрент-трекерах, как правило, контент нелицензионный. Если скачаете изначально взломанную Windows, то нарушите закон. В Беларуси в этом плане законодательство даже более мягкое по сравнению с рядом других стран: правоохранительные органы больше внимания уделяют коммерческим случаям использования пиратского ПО — от них правообладатели страдают сильнее.

В случае с физлицом все немного сложнее. Прежде всего милиции нужно как-то попасть в жилище. Для этого требуется санкция прокурора. Потом необходимо изъять компьютер и так далее — на все должны быть веские основания.

Пока что все блокируется на уровне самих торрент-трекеров. Например, к одному популярному торрент-трекеру могут обратиться правообладатели, и администраторы по запросу удалят раздачу. Забанить всех пользователей сложно — намного легче закрыть сам торрент-трекер, что многие страны и делают. Также будет нарушением загрузка в соцсети пиратских файлов — музыки, фильмов, фотографий.

— А если только качать торренты, но не раздавать их? Я ведь в таком случае не распространяю контент.

— Состав правонарушения один и тот же: «Незаконное распространение или иное использование объектов авторского права». В данном случае под «иным использованием» можно понимать и скачивание (создание физической копии на своем устройстве). Но для пользователей это пока что не представляет существенной угрозы: сейчас активнее блокируют каналы распространения контента, то есть торренты.

— На торрентах есть контент, который распространяется по свободной лицензии. Его хоть качать и раздавать можно?

— Да, распространение такого контента не будет считаться нарушением.

— Разрешено ли репостить видео с YouTube в соцсети?

— Обычно здесь запретов нет. В крайнем случае правообладатель просто запрещает просмотр роликов на сторонних ресурсах.

— Хочу побыть доморощенным хакером и использовать VPN. Можно?

— В Беларуси ограничений и запретов на работу через VPN нет. В ряде стран это прямо запрещено, и может быть серьезная ответственность — в Китае, например. Но конкретно у нас пользователю ничего не грозит.

— Еще и в даркнет можно ходить, значит? 

— Можно. Но вопрос в том, что вы там будете делать. Если идти в даркнет с противоправными целями — покупать наркотики, оружие, торговать людьми и так далее, — то с большой долей вероятности ваши последующие действия могут послужить поводом для привлечения к уголовной ответственности.

Клавиатуры в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by