А ты танцуй и улыбайся. Изучили безумные соцсети «для молодежи» с психологом и юристами

15 июня 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Малиновский

А ты танцуй и улыбайся. Изучили безумные соцсети «для молодежи» с психологом и юристами

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Малиновский

Девочка лет двенадцати томно закатывает глаза и складывает пальцы в сердечко под песню с текстом «Жаль, что ты не рядом, хочу обнять тебя взглядом». Парень чистит картошку над мусорным ведром и рассуждает, какой ролик записать следующим. Десятилетний пацан заливает в бутылку от фанты мутную жижу — зловещая надпись гласит, что это «бомба» для одной из горячих точек мира. Описанное могло бы стать хорошим началом репортажа из психиатрического отделения, но это происходит в популярных среди молодежи социальных сервисах — возможно, на смартфоне вашего ребенка они тоже есть. Onliner.by окунулся в подростковый мир и попытался найти в этом всем смысл.

Содержание

Мы спокойно сидели в снобском Facebook, свысока называя «ВКонтакте» сетью для школьников, и даже не подозревали, что сильно отстали от жизни. Оказывается, в России, Южной Корее и еще паре стран некое приложение Kwai возглавило топ по скачиваниям в своей категории, обойдя даже «ВКонтакте». Более того, есть еще два популярных сервиса — Musical.ly и LIKE, хотя отличия от Kwai надо искать с лупой. Происходит в этих приложениях кромешный ад, по сравнению с которым начинаешь молиться на Instagram с его бесконечными фотографиями еды и ногами-сосисками с пляжей.

«Вдохновляйтесь клипами ваших друзей»

Общая идея приложений на первый взгляд безобидна. Под популярные аудиокомпозиции мы записываем клипы с использованием визуальных эффектов. Плюс накладываем надписи, меняем свой голос (если хотите петь сами), ставим эмодзи и все в таком духе. В теории это позволяет и себя показать, и фидбэк получить о своих талантах, и оценить старания других людей. Но в дело вмешивается генерируемый пользователями контент, на который разработчики не могут повлиять. И сервисы скатываются до дикого трэша.

Подавляющее большинство людей, которые создают ролики в Kwai, Musical и LIKE, — подростки 10—15 лет. По крайней мере, в профилях редко встречается возраст постарше. Молодежь всячески старается выделиться, и особенно в этом преуспевают девушки — некоторые в 15 выглядят на все 25, что притягивает публику, голодную до стройных несовершеннолетних ног в лосинах и шортиках.

Альфачи с полупустыми профилями, делая ошибки в каждом слове, красочно расписывают, что, как и сколько готовы предложить юным красоткам. Девиц такое внимание, похоже, не смущает — появляются все новые ролики, где раскрепощенные девчата вертятся перед камерой. Фоном служат самые обычные интерьеры: разбросанные вещи, незаправленные кровати, а местами глаз могут усладить и величественным ковром на стене. Ситуация с парнями примерно такая же, только уже без танцев: дергаются себе под рэпчик, гнут пальцы и все в таком духе.

«Кто поспорит с тем, что мы все желаем „хлеба и зрелищ“?»

В попытках понять происходящее мы обратились к частному психологу Денису Северову. Специалист признался, что тоже не слышал об этих приложениях: «Первая реакция была: „Что происходит на экране?“ Для взрослого поколения, конечно, такие сервисы могут показаться поначалу достаточно странными и непонятными — для чего они и зачем нужны?»

— Как объяснить такое увлечение соцсетями среди молодежи? Это желание прославиться?

— Не только. Это еще и возможность на какое-то короткое время почувствовать себя своим кумиром. Ведь кто из нас в детстве или подростком не пел песни любимых исполнителей? А некоторые люди до сих пор это делают, когда едут в машине, моются в душе или занимаются своими делами.

На заре «ВКонтакте» и Facebook социальные сети были чем-то вроде источников информации. Высказывая свои мнения и делясь своими наблюдениями, каждый человек становился маленьким СМИ. Постепенно с развитием технологий стало появляться все больше визуального контента, текст стали читать все меньше. Мы начали выкладывать всю свою жизнь на обозрение: еда, занятия в спортзале, свидания, развлечения и так далее. И это в какой-то степени давало популярность — те самые лайки, от которых нам становилось приятнее, как будто кто-то погладил нас или похвалил. Возникало ощущение повышения своей значимости. Даже один из сервисов, которые вы упоминаете, назван именно так — LIKE. 

И если раньше, чтобы стать популярным, нужно было действительно чего-то достичь, выступить с чем-то значимым, написать книгу, стать звездой и так далее, то сейчас задача сильно упрощается. Появляются платформы, где человек может на время стать той самой звездой. Мы, используя простейшие приложения и технологии, становимся популярными.

Вдобавок есть возможность изменить свою внешность с помощью редакторов и спецэффектов, и вуаля — человек создает аватара или иллюзию самого себя. Получает лайки, и это в некотором роде добавляет уверенности, правда часто только в виртуальном пространстве.

— Такую популярность приложений можно объяснить стадным инстинктом? Школьный авторитет скачивает приложение, и все одноклассники тоже хотят быть как он.

— Нельзя обобщать это только до молодого поколения. У взрослых точно такой же стадный инстинкт в отношении Facebook и Instagram. И хорошо, что не всегда, но часто все это лишь следствие желания быть популярным. Очень мало людей создает действительно качественный, полезный контент.

Кто поспорит с тем, что мы все желаем «хлеба и зрелищ»? В итоге появляется все больше приложений и сервисов, поддерживающих желание развлечь аудиторию и позволяющих создавать такой контент самому.

— Родители увидели у своего ребенка Kwai на смартфоне или им показали, что творит их чадо в приложении. Как правильно на такое реагировать? Не запрещать же. 

— Нужно понять, что ребенка привлекает в этом приложении — какая у него потребность? Желание выделиться, быть популярным, самоутвердиться, познакомиться с противоположным полом — важно понимать, что за этим стоит. И дальнейшее решение следует принимать уже исходя из этого. 

Насчет запрета. Это лишь усиливает тягу к тому, что нельзя. Нужно просто направить энергию, которую ребенок тратит на запись таких роликов, на что-то более созидательное: реальное творчество, танцевальные и артистические школы, спорт. 

К примеру, на сайтах знакомств одни люди могут залипнуть надолго, полностью уйдя в виртуальность, а другие снимут психологический барьер, страх и пойдут знакомиться в реальности. Так и здесь: если это позволит подростку раскрепоститься и начать двигаться дальше в реальности, то пожалуйста.

— Если танцует на видео, то купить абонемент в танцевальный кружок?

— Да, примерно так. Я допускаю момент, что многие ребята из таких приложений вполне могут стать звездами в будущем. Почувствовав в себе уверенность, наберутся опыта и пойдут дальше. Но плохо, когда это делается исключительно ради лайков.

— Значит, позитив от таких приложений есть? На молодом поколении крест не ставим?

— Нет, ни в коем случае. Новое поколение не становится хуже предыдущего. Здесь в целом вопрос нашего современного общества — популярность вместо качества выходит на первое место, модное слово «хайп» и желание прославиться начинают завладевать нами все больше.

 А такие приложения создаются для удовлетворения этой потребности. И уж если говорить открыто и честно, то ведь каждый автор статей, книг и даже комментаторы под статьями понимают это и так же, как и подростки, хотят популярности и лайков.

Правовые тонкости

После знакомства с приложениями мы обратились еще и к адвокату адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Оксане Пучковской за прояснением нюансов, которые связаны с социальными сервисами.

— Приложения локализованы для русскоязычной аудитории, но пользовательские соглашения, информация о приватности и так далее — на английском. Это можно считать нарушением со стороны разработчиков?

— В целом, иностранные компании-разработчики обязаны соблюдать требования законодательства своей юрисдикции (Kwai, LIKE — Сингапур, Musical.ly — США).

При этом, учитывая развитие законодательства в сфере персональных данных и его экстерриториальное действие, во многих странах требуется, чтобы пользователи понимали, с какими условиями они соглашаются. Иными словами, необходимо на понятном для пользователей языке уведомить их о порядке сбора и передачи данных.

В Республике Беларусь проект закона о персональных данных должен быть разработан к декабрю 2018 года. На сегодняшний день административная ответственность за нарушение законодательства о персональных данных не установлена, в уголовном кодексе содержится статья 179 «Незаконное собирание либо распространение информации о частной жизни». Тем не менее на практике она не применяется к делам о незаконном сборе и распространении персональных данных.

— В приложениях есть монетизация — покупка внутренней валюты за реальные деньги. Несовершеннолетний пользователь имеет право совершать такие покупки?

— С точки зрения законодательства по общему правилу гражданин несет права и обязанности в полном объеме только с 18 лет (полная дееспособность). Однако несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть также объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация), но только после принятия соответствующего решения органами опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия — по решению суда. Права и обязанности несовершеннолетних (не эмансипированных) разграничиваются в зависимости от возраста: до 14 лет; с 14 до 18 лет.

Таким образом, несовершеннолетний вправе совершать сделки. Покупка внутренней валюты за реальные деньги — это сделка, в случае если несовершеннолетний распоряжается денежными средствами, которые ему предоставили законные представители (родители, опекуны, попечители) или другие лица с согласия законных представителей на эти цели или в свободное распоряжение, а с 14 лет — еще и своим заработком, стипендией и иными собственными доходами.

Следует учесть, что в иных случаях сделка, совершенная несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), признается ничтожной согласно статье 173 ГК, то есть с момента ее совершения.

— Предположим, на видео зафиксировано противоправное действие. Оно может служить основанием для возбуждения административного/уголовного дела?

— Противоправное действие, зафиксированное на видео и размещенное в интернете, может служить основанием для возбуждения административного или уголовного дела.

Как правило, проводится проверка достаточности наличия или отсутствия оснований к возбуждению дела [на основании заявления или сообщения должностных лиц госорганов, иных организаций], по результатам которой оно может быть начато.

Тут следует учесть, что за совершение правонарушений и преступлений до достижения 14 лет административная и уголовная ответственность не предусмотрена. К административной ответственности в таком случае могут быть привлечены родители или лица, их заменяющие. Факт же совершения преступления несовершеннолетним фиксируется, но выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако даже и это сможет негативно сказаться на будущем нарушителей: факты правонарушений и преступлений рассматриваются на заседаниях комиссий по делам несовершеннолетних, после чего правонарушителей ставят на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних (подразделение органов внутренних дел). А совсем злостных нарушителей могут через суд направить в специальное учебно-воспитательное учреждение на перевоспитание.

— В комментариях к видео встречаются угрозы, оскорбления, намеки на действия сексуального характера. Теоретически за это можно привлечь к ответственности?

— За правонарушения, описанные в вопросе, возможно привлечь к ответственности. Так, например, за оскорбление предусмотрена административная ответственность по статье 9.3 КоАП. Административный процесс по факту оскорбления начинается по заявлению потерпевшего или его законного представителя. За насильственные действия сексуального характера предусмотрена уголовная ответственность (статья 167 УК).

 

Косметика по уходу в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Отборная дичь в нашем Telegram-канале!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by