Специалист по патентам: «Важно не только заработать $100 миллионов, но и получить роялти за изобретение»

 
5222
12 июня 2018 в 12:59
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Тарналицкий

— Китай подает миллионы патентных заявок на изобретения в год, на подходе Индия. А мы до сих пор думаем: патентовать или нет? Такого вопроса вообще не должно возникать, — говорит менеджер УП «Белпатентсервис» БелТПП Евгений Пак. Тем временем, по его словам, в Беларуси патентных заявок подается мало, а стартапы, узнав о бюрократических сложностях, сроках и дороговизне, спешно покидают здание Национального центра интеллектуальной собственности. Почему так происходит и как белорусские стартапы могут зарабатывать больше, мы разобрались со специалистом.

Стоимость патентов и бюрократия

Сейчас, уверены в «Белпатентсервисе», компании хотят купить разработчика с его идеей, а не запатентованную разработку. Происходит так по простой причине: «С патентом сразу ограничивается право владения техническим объектом». Логично, что уникальную идею нужно защитить. Почему этого не делают?

— Во-первых, выросли пошлины на регистрацию. Товарный знак обойдется примерно в полторы-две тысячи рублей. Пошлина за подачу патента стоит 10 базовых (245 рублей). Но патент территориален: если получили его в Беларуси, то на территории, скажем, России он не имеет силы. В каждой стране действует свой патент. Однако есть PCT — договор о патентной кооперации. Процедура предусмотрена для охраны патента во всем мире. Хотя после подачи международной заявки все равно потребуется переход на национальную фазу патентования: и мы приходим к подаче патентных заявок в США, Российской Федерации, Китае  и так далее. Они потребуют новых пошлин и гонораров патентных поверенных — это уже тысячи долларов. Во-вторых, мало специалистов, которые умеют и знают, как защищать свое. К тому же это долго: срок получения патента в США — не менее трех лет. Зато срок действия — двадцать лет.

«Белпатентсервис» явно обеспокоен покупками белорусских стартапов вроде MSQRD. Говорят, что в случае приобретения патента можно было бы заработать намного больше. Правда, сумма сделки между MSQRD и Facebook официально не называлась, поэтому о цифрах можно только гадать.

— В чем прелесть торговли патентами? Ты не просто получил, условно, сто миллионов и отошел от дел. А тебе заплатили сто миллионов, и потом за каждый год использования патента, допустим, на платформе Facebook получаешь роялти. Вообще странно получается: мы идем в цифровую страну, в IT, а компьютерные программы исключаются из перечня объектов правовой охраны. Как это возможно? Европейцы уже двадцать лет ведут дискуссию: надо ли выдавать защиту патентам на программу? У американцев же патентуется все, включая способы продажи. У одних только Google и Facebook десятки тысяч патентов.

— Говорят, в стартапах важна динамика: высокая скорость разработки, принятия решений и так далее. С патентами, похоже, ситуация затянуться может. Может, причина в этом?

— Как сказал Остап Бендер: «Скоро только кошки родятся». К MSQRD, поправлюсь, это не относится. Патент не обязательно получать, достаточно подать заявку. И все время рассмотрения ваша разработка уже под международной защитой.

— Что будет, если корпорация купит стартап, а потом патентную заявку отклонят? 

— Ничего страшного. Корпорация принимает на себя все риски. Был такой случай: дизайнер сделал этикетку для продукции ликеро-водочного завода и защитил ее патентом на промышленный образец. Заводу работа не подошла, а через два года появилась бутылка практически с той же этикеткой. Дизайнер подал в суд и получил компенсацию. Но это у нас бывает очень редко. 

Евгений Пак говорит, что по незнанию в терминологии легко запутаться. Например, в английском слово «метод» может означать «способ», а «устройство» или «вещество» указывается как «продукт». В русском же языке это все разные слова, которые при оформлении патентной заявки нельзя путать.

Также при патентовании есть два подхода: наступательная стратегия и оборонительная.

— Допустим, публикуется реферат изобретения. А в нем правопритязаний может быть в десять раз больше, чем в формуле. Но я бегаю с дубиной и кричу, что у меня пушка. На этом деле много спекуляций. Сколько уже судятся Apple с Samsung? И завершения пока не видно. Представьте, какие деньги на это уходят. Кстати, есть интересное наблюдение. Практически все патенты Samsung, вовлеченные в судебный процесс, связаны с комплектующими, то есть с тем, как работает устройство. А большинство патентов Apple — на промышленные образцы и лишь одно изобретение — способ представления информации на графическом дисплее: речь об иконках и другой графике. В итоге суды обычно идут так: в США выигрывает Apple, а за ее пределами — Samsung. Поэтому они вынуждены заключать между собой соглашения о продажах устройств, перекрестные лицензионные соглашения и так далее.

Нюансы

— Молодые белорусы придумали нечто уникальное. Их дальнейший порядок действий?

— Подумайте о товарном знаке. Все знают Apple и Samsung, а не их патенты. 

Далее нужно определить: можно повторить ваше решение или нельзя. Если да, то сразу идите к специалисту и подавайте патентную заявку, чтобы идею не украли. А если показали изобретение миру и никто не знает, как это сделано — например, секретная формула концентрата Coca-Cola, — бежать ни к кому не надо, только сохраните все в тайне. Потом подавайте заявку на промышленный образец, он же дизайн, защищающий внешний вид изделий.

В первом случае подавать заявку на патент нужно как можно раньше. Пригодится она или нет — вопрос не главный. И уже здесь требуется специалист, который поможет по всем правилам оформить заявку. Главное — формула изобретения. Пример квалифицированной защиты изобретения, на котором учились патентоведы СССР: знаете, что запатентовали для защиты швейной машинки? 

— Механизм работы, наверное? 

— Расположение ушка в острие иглы. Потому что при ином размещении отверстия любая машинка работать уже не будет.

Сегодня для получения патента нужно, чтобы изобретение соответствовало критериям патентоспособности. Один из них — мировая новизна среди более чем 70 миллионов патентов и сотен миллионов научно-технических публикаций.

Для этого заявитель вынужден сужать формулу изобретения, то есть сокращать притязания правообладателя. А заявлять нужно как можно шире, чтобы защитить все возможные способы работы вашего изобретения. Это крайне непросто. Поэтому любому стартапу в обязательном порядке нужно привлекать специалиста в области интеллектуальной собственности для ее защиты. Тогда разработчик из наемного работника или контрагента станет совладельцем. 

В таком случае инвестор, кроме покупки разработки, получит монопольное положение на рынке, а разработчик — долю прибыли от доходов корпорации, и им это не очень нравится. Поэтому и говорят не спешить с патентованием.

Принтеры и МФУ в каталоге Onliner.by

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!