СУ-152, Ла-7, КВ-2 и другая малоизвестная техника Победы

39 988
09 мая 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: warspot.ru

СУ-152, Ла-7, КВ-2 и другая малоизвестная техника Победы

Автор: Станислав Иванейко. Фото: warspot.ru

Т-34, «Катюша», Ил-2 — эти модели военной техники давно у всех на слуху хотя бы по песням, фильмам и видеоиграм. Но в Великой Отечественной войне, само собой, участвовало множество других самолетов, танков, машин, самоходок и так далее. Одни образцы были опытными, вторые не получили широкого распространения, третьим не повезло с надежностью, но все они так или иначе помогли приблизить и сделать возможным День Победы. Сегодня мы вспоминаем редкую, необычную и малоизвестную технику СССР периода Великой Отечественной войны.

Техника Победы

Т-35

Танк по-настоящему редкий: выпущено примерно 60 экземпляров. Его производили еще до войны, в тридцатые годы. За время производства конструкция постепенно дорабатывалась: двигатели подросли в мощности, инженеры подбирали разную толщину броневых листов, дизайн башен тоже менялся.

Изображение: wiki.warthunder.ru

Главная особенность Т-35 — у него сразу пять башен, главная была унифицирована с башней более массового Т-28. Пушки калибром 45-76,2 мм располагались в два ряда, что позволяло вести плотный огонь практически во все стороны. Управлять этим всем должен был большой экипаж — вплоть до 11 человек, в зависимости от конкретного экземпляра танка.

Мощность бензинового двигателя с двенадцатью цилиндрами равнялась 500 л. с. Скорость по дороге не превышала 30 км/ч, а на пересеченной местности была около 12 км/ч.

Изображение: armedman.ru

Но танк страдал от ряда проблем: башни поворачивались медленно, командиру сложно было руководить столь большим экипажем, а броня недостаточно защищала людей и важные агрегаты.

Т-35 застал лишь первые месяцы войны. Несколько машин было потеряно в боях, другие уничтожили экипажи, чтобы они не достались противнику. При этом известно, что один трофейный Т-35 использовался немцами при обороне Берлина. Необходимость создания нового танка привела в итоге к появлению серии «КВ».

КВ-2

Тяжелый танк КВ-1, до появления преемника называвшийся просто КВ («Клим Ворошилов»), был настоящей крепостью на гусеницах: пробить его броню оказалось крайне сложно. Но при своей монструозности танк сам не был должным образом силен. Так военные поручили инженерам Кировского завода создание модифицированной версии с более мощным вооружением.

Изображение: wot.vsesovety.info

Было решено поставить гаубицу калибром 152 мм (в КВ-1 использовалась пушка на 76 мм). Это, в свою очередь, потребовало изменения башни: разместить новое вооружение на старой «голове» не было возможности. В итоге разные модификации «КВ» сперва называли предельно просто: «танк с малой башней» (КВ-1) и «танк с большой башней» (КВ-2).

В махине использовался дизельный двигатель V12 на 600 лошадиных сил. Мотору предстояло тянуть 52 тонны веса (одни только бронеплиты были толщиной 75 мм, отсюда и такая масса), с чем он вполне успешно справлялся. На ровной дороге скорость составляла около 34 км/ч, а на пересеченной местности падала примерно вдвое.

Изображение: waralbum.ru

По разным данным, было выпущено примерно две-три сотни КВ-2. Танки оказались хоть и редкими, но противникам уж точно запомнились: описывались случаи, когда КВ-2 успешно выдерживал десятки прямых попаданий противотанковых снарядов и все еще оставался на ходу.

В этом свете особенно обидно, что мощнейшая техника страдала от нехватки топлива и запчастей — сообщается, что танку не повезло с трансмиссией, которая периодически капризничала.

РФ-8

Боевые аэросани начали делать к первой зиме Великой Отечественной войны. Экипаж состоял из двоих человек, располагались они друг за другом. Спереди находился стрелок, позади него сидел водитель, а уже за ним был автомобильный мотор мощностью 50 л. с. Корпус использовался деревянный — дерево не было в таком дефиците, как металл. Но из-за этого РФ-8 лишились брони.

Изображение: novate.ru

Защиту экипажа обеспечивала, по сути, только маневренность и скорость передвижения. В 1942 году начали устанавливать более мощные авиационные двигатели (примерно на 120 л. с.), что улучшило ситуацию — максимальная скорость составляла около 75 км/ч.

Изображение: waralbum.ru

В северных регионах СССР аэросани широко использовались: там, где снег держался долго, эксплуатация шла до середины весны. Благодаря высокой скорости и маневренности РФ-8 часто применяли для разведки и внезапных атак.

Т-38

Разработка началась во второй половине тридцатых. Это была доработанная модификация Т-37А — первого в мире серийного плавающего танка. По сути, модель представляла собой «амфибию»: упершись в болото или озеро, танк мог спокойно преодолеть препятствие. Проблемой Т-37А была низкая надежность: машина регулярно выходила из строя, что в условиях войны недопустимо.

Изображение: wikipedia.org

Габариты Т-38 изменились: он был ниже и шире предшественника, что хорошо сказалось на устойчивости. Но проблем все равно хватало, и конструкторам пришлось работать над версией Т-38М с исправлением ошибок. Новый двигатель от ГАЗ-М1 обеспечил лучшую мощность, также специалисты изменили гусеницы, внесли коррективы в узлы и агрегаты.

Изображение: wikipedia.org

К началу Великой Отечественной эти танки иногда использовались для огневой поддержки пехоты. Проблема в том, что Т-38 особо не был рассчитан на прикрытие: броня оказалась слабой, танк больше предназначался для разведки. Т-38 и Т-37А застали только начальный этап войны — многие экземпляры уничтожили, и до 1945 года сохранилось мало экземпляров.

Ла-7

Самолет поступил на вооружение лишь за год до окончания войны. Этот истребитель наряду с Як-3 называют одним из лучших самолетов периода Великой Отечественной. Он представляет собой доработанную модификацию Ла-5ФН — модель стала легче и быстрее. Главным противником Ла-7 был немецкий FW 190A. К счастью советских пилотов, самолет Лавочкина был лучше по маневренности.

Изображение: airwar.ru

Самолет остался с деревянной конструкцией: использование металла могло бы сделать Ла-7 еще лучше, но во время войны приходилось экономить. Вооружение обычно состояло из двух либо трех пушек калибром 20 мм. Вместе с этим использовались бомбы.

О комфорте пилота тогда особо не задумывались: отмечается, что в кабине стояла сильная жара (вплоть до 40 градусов), к тому же интерьер плохо вентилировался. Но в боях Ла-7 проявили себя отлично.

БА-64

Это первый броневик серийного производства у СССР. Машина взяла за основу вседорожный ГАЗ-64, но были изменены органы управления, а рессоры усилены, чтобы удерживать возросшую массу. Использовалась она в основном для разведки и поддержки пехоты в открытых столкновениях.

Изображение: wikipedia.org

На вооружение БА-64 поступил весной 1942 года. У машины оказалась хорошая проходимость: она взбиралась под уклоны до 30 градусов и проезжала броды почти метровой глубины — сейчас похожие характеристики можно встретить и в гражданских внедорожниках, но по меркам сороковых годов показатели были достойными. Из вооружения на БА-64 был пулемет калибром 7,62 мм.

К недочетам броневика относили, собственно, шасси от ГАЗ-64 — колесная база была узкой, из-за чего модель страдала от недостаточной устойчивости. Решением проблемы стала модификация БА-64Б. В ее основу лег ГАЗ-67Б, который был шире ГАЗ-64.

СУ-152

Самоходка получила звучное прозвище «Зверобой», явно намекая на способность разнести в щепки немецкие «Тигры». Вообще, так оно и было: СУ-152 впервые участвовала в бою на Курской дуге (1943 год) и быстро зарекомендовала себя в боях против танков тяжелого типа.

Изображение: wikipedia.org

Цифра в названии указывает на калибр пушки — 152 мм. САУ разрабатывалась на основе танка КВ-1с (более легкий, динамичный и надежный вариант КВ-1), поэтому ходовая часть была унифицирована.

Изображение: warspot.ru

Среди минусов модели указывают проблемы с вентилированием боевого отсека, а также недостатки в бронировании. Эти моменты учли при создании ИСУ-152, которая разрабатывалась на основе танка ИС. До нашего времени сохранилось лишь три экземпляра СУ-152.

Сборные модели военной техники и авиации в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by