Китайский размах, платы для майнинга и миллиард долларов инвестиций. Что нам ждать от индустриального парка «Великий камень»

07 мая 2018 в 8:00
Автор: Ян Альшевский. Фото: Александр Ружечка

Китайский размах, платы для майнинга и миллиард долларов инвестиций. Что нам ждать от индустриального парка «Великий камень»

Автор: Ян Альшевский. Фото: Александр Ружечка

Целый город, пока еще немноголюдный, растет в 25 км от Минска, неподалеку от аэропорта Минск-2. Над головой изредка пролетают самолеты — кажется, до них рукой подать. Вокруг идет стройка, снуют туда-сюда грузовики, рядом с вырастающими зданиями деловито копошится техника.

Изучаем «Великий камень»

Корреспонденты Onliner.by отправились в китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень» с собственной «инспекцией» — вживую посмотреть, как тут продвигаются дела, узнать, все ли идет по плану. Нашим провожатым выступил Кирилл Коротеев, первый заместитель генерального директора ЗАО «Компания по развитию индустриального парка». Встреча прошла как раз во время субботника, поэтому топ-менеджер появился в резиновых сапогах, только освободившись от работы «в поле», где активно высаживали деревья: 12 мая будет праздноваться очередная годовщина Парка, и подготовка к ней велась полным ходом.

Для начала немного сухой статистики. К моменту нашего визита во второй половине апреля в «Великом камне» насчитывалось 33 резидента. Динамику отражает то, что год назад их было всего восемь. Общий объем планируемых резидентами инвестиций приближается к миллиарду долларов. Некоторые предприятия готовы вкладываться, что называется, по-максимуму (до $500 млн), другие пока лишь делают «робкие шаги» в несколько миллионов долларов. Однако реализация проектов, которые имеют прописанную в соглашениях оценку, не означает, что та или иная фирма ограничится договорными обязательствами.

Миллиард долларов инвестиций

«Миллиард долларов инвестиций у нас уже заявлен — это факт. До конца 2020 года, думаю, два миллиарда мы сможем привлечь», — пояснил Кирилл Коротеев. Предприятие не зацикливается на реализации первого этапа, а уже активно прорабатывает следующий. Для второго этапа планируется пригласить европейское архитектурное бюро, которое предложило бы альтернативный взгляд на развитие Парка. Первый же этап, который завершится к концу года, реализовывался китайским проектным институтом, затем его адаптировали белорусские специалисты.

Влияние ли это китайского подхода к делу либо чего-то иного, однако стройка «Великого камня» заметно отличается от виденного нами ранее. Прежде всего размах: въезжая на территорию Парка, можно заметить множество готовых зданий,  тротуаров, высаженных вдоль дорог взрослых кустарников и деревьев, а не чахлых саженцев, как это нередко практикуется в городах. Вокруг почему-то чисто, аккуратные «поселки» строителей выглядят как ухоженные дачные комплексы. А может, просто с погодой повезло.

Мы поднялись на крышу административного здания, откуда можно охватить взглядом весь Парк. Вернее, попытаться: постройки вдалеке скрывались в дымке. 850 га уже в деле, на втором этапе речь пойдет о 2200 га — это площадь Центрального района Минска.

«Мы относимся к Парку с позиции хозяина: ищем пути снижения затрат без ущерба для эффективности работы. Ведь чем территория больше, тем больше проблем, а всем этим хозяйством надо управлять.

Нельзя говорить, что частник из всего должен извлечь выгоду. Например, озеленение, которое мы уже провели, по большому счету можно было не делать, однако мы взяли обязательства по экологии и выполняем их не откладывая», — рассказывает Кирилл Коротеев.

Как происходит отбор новых резидентов «Великого камня»?

Это тот случай, когда сложился, судя по всему, эффективный тандем между государственным предприятием — «Администрацией индустриального парка» — и частной (с госдолей) «Компанией по развитию индустриального парка».

Ранее была озвучена цель: организовать работу исключительно высокотехнологичных предприятий. Но, конечно, вложенные средства хотелось бы оперативно вернуть и приумножить.

«Образно говоря, мне все равно, кому мы сдадим или продадим землю. С другой стороны, есть сдерживающая система: администрация просто не согласует и не оформит передачу земли невысокотехнологичной компании», — пояснил Кирилл Коротеев. По его словам, привести «просто какого-то инвестора, хоть и с тугим кошельком, нельзя», а активно привлекать деньги — необходимо. В итоге наблюдается стремление к золотой середине, играющей в пользу всех участников процесса.

Снижение порога входа

В прошлом году минимальный размер инвестиций был снижен до 500 тыс. евро. Мы поинтересовались, по каким причинам. Ответ такой: проводилась так называемая гармонизация с условиями в белорусских СЭЗ.

«Есть соглашение между Беларусью и Китаем, согласно которому в случае если где-то появляются преференциальные условия, Парк должен быть не менее интересным для инвесторов или даже более привлекательным», — отметил Кирилл Коротеев.

Тот самый крупнейший инвестор

Государственный китайский конгломерат China Merchants является крупнейшим инвестором «Великого камня». Общая сумма инвестиций составляет около $500 млн. На первый этап выделено $150 млн, $120 млн из которых уже пошли в дело. К настоящему времени построены 100 тыс. кв. м недвижимости, в которые, среди прочего, входят бизнес-центр с гостиницей, склады и торгово-выставочный центр на 22 тыс. кв. м. Как нам рассказал представитель компании «Чайна Мерчантс СиЭйчЭн-БиЭлАр», аналогов такому зданию в Беларуси нет. Какие мероприятия он сможет принять, пока только обсуждается.

Так, первый этаж планируется отдать под международные выставки, второй — для резидентов Парка. Правда, белорусские предприятия насытить мощности не смогут, выход — проведение глобальных мероприятий. Тем не менее в следующем году здесь могут провести выставку «Белагро», была идея привезти из Китая роботов промышленного назначения.

Очевидно, что «розничный» потребитель тут ничего интересного для себя не найдет. По крайней мере, в начале. Это скорее часть бизнес-хаба, в котором можно решить все вопросы — от переговоров до демонстрации продукции и подписания договоров. Подо все это и строятся отели, инфраструктура.

Проблемы?

Из наиболее очевидных — транспорт, который не справится с потоком в тысячи людей при полной загрузке.

«Думаю, когда полностью заселим офисное здание и производства стартуют, проблема будет оперативно решена. Сейчас мы обсуждаем вопрос с Минкоммерции КНР. Два проекта в рамках техпомощи уже реализуются: построена электрическая подстанция и ведется реконструкция реки Уша (в нее будут идти очищенные стоки из самого Парка и аэропорта Минск-2).

Планируется еще три проекта: возведение жилого дома и Центра инноваций, а также приобретение электробусов, которые будут курсировать в „Великий камень“ из Минска и Смолевичей. Плюс зарядные установки и реконструкция станции в Смолевичах», — рассказал Кирилл Коротеев.

По словам собеседника, Парк ждет также и оптимизация строительных процессов. С крыши офисного здания мы видим несколько аккуратных «поселков», которые в мае будут объединены в контейнерный городок (для пяти компаний) со всей необходимой инфраструктурой, магазином, развлечениями и так далее.

Необходимость полностью курировать все происходящее на этой территории можно отнести как к минусам, так и к плюсам: «За все отвечаем здесь мы — управляющая компания. За все ответственность на нас. Дороги, светофоры, электричество, водоснабжение…»

К слову, в «Великом камне» построена серьезная система очистки сточных вод, которые собираются не только от субъектов на территории Парка, но также из ближайшего поселка Сокол и аэропорта. «На нашей станции степень очистки выше, чем где-либо в Беларуси. Стоимость всех сооружений по очистке стоков, как хозяйственно-бытовых, так и дождевых, — порядка $60 млн. Кроме того, на реконструкцию реки Уша дополнительно пошло $5 млн выделенных Китаем средств», — пояснил Кирилл Коротеев.

Планы и реальность

Согласно ранее озвученным планам, первая продукция «Великого камня» должна выйти в 2019 году. Сбудется?

«Думаю, что уже в этом мае — июне мы (речь идет о резидентах Парка) выпустим первую продукцию, — сказал Кирилл Коротеев. Он указал в окно на стоящее неподалеку производственное здание: — У компании „Ассомедика“, например, уже смонтированы „чистые комнаты“ для выпуска медицинских изделий и оборудования. Возводится новое здание, в котором разместится компания „Рухтех“ с американскими инвестициями от IPG Photonics. Они должны запуститься к концу этого года. Если проект выстрелит, это будет очень высокая компетенция (IPG Photonics занимает значительную часть рынка оптоволоконных лазеров и считается одним из лидеров в индустрии)».

В 2018-м заработает компания «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие», которая ведет разработку суперконденсаторов для транспорта. Партнером проекта является белорусский «Белкоммунмаш». Подобные обязательства по срокам взял на себя «МАЗ-Вейчай» (60% китайского капитала, 40% — МАЗа). Где-то рядом разместится компания «Хэшрейт» со специализацией в обработке больших объемов данных, а в перспективе — в производстве плат для майнинга. Также речь идет о композитных материалах, светодиодах, солнечных панелях и иных наукоемких направлениях.

«Но количество резидентов — понятие относительное. Один резидент дает полмиллиарда, а другой — полмиллиона. Я измеряю гектарами. 160 га полезной площади сдали или продали — это неплохой показатель», — считает Кирилл Коротеев.

В чуть более отдаленных планах значится создание инкубатора с площадями для проведения опытно-конструкторских разработок. Это позволит развивать прикладные направления, такие стартапы обеспечат задел на будущее.

Кроме того, Парк начинает проводить ярмарки вакансий в различных белорусских вузах, заключает соглашения о сотрудничестве — в дальнейшем учебные заведения смогут готовить кадры для резидентов «Великого камня» и, возможно, проводить для них исследования на аутсорсе.

Существует также цель организовать производственную логистику с привлечением крупнейших игроков международного рынка. Для обывателя звучит не слишком впечатляюще, но при успешной реализации это сделает Беларусь куда более заметной точкой на экономической карте мире.

Следующая озвученная идея — создать на базе предприятия научно-образовательный центр, приглашать преподавателей и ученых мирового уровня (аэропорт-то рядом). Пока имеются сложности, но есть и преимущества — один 180-дневный безвиз чего стоит (для инвесторов и специалистов, связанных с проектом).

Пока в «Великом камне» трудится около 220 человек (без учета рабочих). По генплану же на первом этапе число занятых в экономике Парка составит 10 тыс. человек, а в перспективе — более 130 тыс.


Взгляд со стороны

Мы также получили комментарий юридической компании REVERA, представитель которой озвучил «взгляд со стороны», ответив на несколько наших вопросов.

— Какие преграды стоят перед потенциальными резидентами «Великого камня»?

— Я бы назвал одну основную преграду, которая, на мой взгляд, не позволяет сегодня прийти в Парк действительно крупному западному бизнесу, — это малая емкость внутреннего рынка Беларуси, — сказал Александр Антонов, юрист компании REVERA. — В этом плане очень важно, что Беларусь стала членом Евразийского экономического союза. При создании предприятия в «Великом камне» открывается доступ к почти 200-миллионному рынку потребителей. Но, к сожалению, сегодня мы видим, что это не абсолютно открытый рынок.

— Какие, по вашему мнению, могут быть вероятные причины взрывного роста количества резидентов в Парке за последний год?

— Можно выделить две причины. Первая — уходит стереотип, что Парк создан китайцами для китайцев. На самом деле, здесь будут рады инвестору из любой страны, в том числе из Беларуси. Если посмотреть список новых резидентов, то многие из них — белорусские компании.

Вторая причина — как раз сейчас завершается создание инфраструктуры первой очереди освоения территории Парка. «Великий камень» — уже не голое поле. Проект развивается, бизнес это видит. Поэтому есть интерес.

— Как вы считаете, работает ли уже Парк на экономику Беларуси либо надо еще подождать?

— Уже есть первые положительные моменты. В Парке постоянно создаются новые рабочие места для белорусов, причем с достойной заработной платой, многие объекты строятся силами белорусских компаний. Но это только капля в море от того, что Беларусь может получить от Парка. Не зря редакторы Forbes назвали недавно «Великий камень» изумрудом экономического роста. На мой взгляд, Парк должен стать драйвером развития реального сектора экономики Беларуси, как это случилось с ПВТ.

Бетономешалки в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by