Авиатор, миллиардер, режиссер. История Говарда Хьюза и его суперсамолета
83
23 апреля 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: wikimedia.org
Авиатор, миллиардер, режиссер. История Говарда Хьюза и его суперсамолета

В свое время Говард Хьюз был кем-то вроде Ричарда Брэнсона — противоречивым, состоятельным и эксцентричным бизнесменом. Над ним насмехались, прессе были интересны только его романы с топ-моделями, а правительству США — причины очередных срывов поставок самолетов. Onliner.by изучил насыщенную жизнь Хьюза и его главного проекта — громадного самолета H-4 Hercules, который лишь один раз поднялся в воздух, но доказал правоту своего изобретателя.


Содержание

В обеспеченной семье американцев Хьюз в 1905 году случилось долгожданное пополнение: у Говарда и Аллен родился сын — Говард-младший. Отец ребенка, сколотивший состояние на оборудовании для бурения скважин, сутками пропадал на работе. Растила ребенка мать. Она излишне опекала сына — чрезмерно следила за гигиеной, старалась ограничить общение со сверстниками.

Себе на уме

При таких условиях не удивительно, что мальчик рос замкнутым. Практически не имея друзей, он проводил свободное время за книгами и в мастерской отца. Таланты конструктора проявились довольно быстро: Говард в подростковом возрасте собрал велосипед с мотором. Тогда же он впервые полетал на самолете, и авиация увлекла будущего изобретателя до конца жизни.

Изображение: gq-magazine.co.uk

Парня изрядно помотало по элитным учебным заведениям, но образование особо не занимало Хьюза — он больше увлекался гольфом. К тому же наложились семейные проблемы: в 1922 году умирает мать, спустя два года — отец. На 18-летнего молодого человека обрушивается внушительное состояние. Наследник Hughes Tools Company объявил, что скучный бизнес его мало интересует — то ли дело фильмы. Говард переезжает в Голливуд и планирует снимать кино.

Изображение: therake.com

Дотошность Хьюза проявила себя в полной мере. Производство военной драмы «Ангелы ада» растянулось на три года: актерский состав менялся, воздушные битвы снимались с участием реальных самолетов (несколько моделей разбили, погибло трое пилотов), а когда материал был почти готов, Говарду захотелось добавить звуковое оформление — пришлось почти все переделывать. Это раздуло бюджет до невероятных на тот момент 4 млн долларов — в пересчете на 2018 год сумма равняется примерно 60 млн. К моменту выхода «Ангелы ада» были самым дорогим фильмом в истории кино.

Компания по разработке «хотелок»

Во время съемок Хьюз еще больше загорелся авиацией. Он получил летную лицензию, купил самолет и основал Hughes Aircraft — компанию по разработке летательных аппаратов. В стенах фирмы были воплощены самые смелые, абсурдные и грандиозные планы Говарда. Хотя назвать компанию успешной язык не поворачивается — она не выпустила ни одного серийного самолета.

Предприниматель был нацелен на правительственные контракты. В середине 1930-х годов компания взялась за самолет H-1 с передовыми на то время решениями: например, шасси убиралось, что обеспечивало лучшую аэродинамику. Контракт Хьюз не выиграл, но самолет приспособили для испытаний и рекордов. Летательный аппарат H-1 действительно оказался крайне быстрым (на расстоянии 3 км достиг скорости более 560 км/ч), но во время одного из полетов потерпел крушение из-за проблем с топливной системой.

Изображение: huckberry.com

К 1938 году бизнесмен принимается делать самолет D-2 для американских ВВС. В случае успеха контракт сулил огромную прибыль: на пороге Второй мировой правительство США не жалело бы средств ни на разработку, ни на закупку боевых машин.

Но образ Говарда Хьюза не внушал военным уверенности: желтая пресса мусолила слухи о его увлечениях актрисами, ходили разговоры о странностях в поведении — бизнесмен мог внезапно куда-нибудь улететь, никого не предупредив. И это не говоря о других особенностях: тяге к чистоте, ипохондрии, замкнутости. Хьюз был ценной фигурой для светских сплетен, однако доверять создание военного самолета такому человеку не осмеливались.

Тогда же, в конце 1930-х, Говард купил акции TWA — одной из крупнейших на тот момент авиакомпаний. Он договорился с Lockheed о создании лайнера нового поколения, чтобы опередить конкурентов из American Airlines и Pan American. Самолет действительно начали разрабатывать, но начало Второй мировой испортило все планы.

Пережить крушение собственного самолета

Несмотря на отсутствие заказчика, Хьюз продолжил разработку D-2. На разных этапах это был то бомбардировщик, то разведчик, то перехватчик. Только в 1943 году проекту дали зеленый свет: Hughes Aircraft получила заказ на 98 самолетов для шпионских целей. Модель назвали XF-11, в ней использовались многие наработки из почившего к тому времени прототипа D-2. Кроме этого Говард загорелся постройкой транспортного самолета H-4 Hercules, самого известного и неоднозначного проекта Hughes Aircraft.

Один из двух построенных экземпляров XF-11. Изображение: airwar.ru

Положение компании было незавидным: к середине 1940-х годов она существовала уже больше десяти лет, но не выпустила еще ни одного серийного самолета. Фирма держалась, по сути, только за счет Hughes Tools Company, которая приносила стабильный доход. Хьюз постоянно отвлекался на съемки новых фильмов, знакомство с голливудскими звездами, а порой просто запирался в доме и неделями не выходил из него. Все это не могло обеспечить стабильное развитие компании.

В 1946 году XF-11 дошел до стадии летного прототипа. Во время испытательного полета за штурвал сел сам Говард. Один двигатель отказал, самолет начал падать. Летательный аппарат находился над районом Беверли-Хиллс и упал на жилые дома, но никто, кроме Хьюза, не пострадал. Авиатору же неслабо досталось: он получил серьезные ожоги и едва не погиб. В больнице ему стали давать мощные болеутоляющие, что привело к наркозависимости. И без того шаткая психика конструктора стала разрушаться еще быстрее.



Полет «Елового гуся»

Спустя еще год правительство США опомнилось: Говард просрочил все мыслимые дедлайны и, по сути, ничего не сделал. Самолет XF-11 далек от завершения, потрачены государственные деньги, а сам авиатор лишь все чаще удивляет общественность и окружение своими выходками. Неприятных вопросов стало слишком много. Хьюза вызвали на слушания в Сенат. У бизнесмена оставался последний козырь — транспортный Hercules. Предприниматель заявил, что деньги он не транжирил и самолет готов к полетам. Если что-то пойдет не так — ноги его не будет в Штатах.

Изображение: topwar.ru

Уникальность H-4 Hercules в его размерах. При длине в 66 метров размах крыльев составлял 97,5 метра — это примерно на 18 метров больше, чем у крупнейшего в мире пассажирского лайнера Airbus A380. Самолету потребовалось аж восемь двигателей — решение не уникальное (был как минимум советский АНТ-20), но крайне редкое. Почти весь корпус был выполнен из дерева: поскольку в военное время металл считался дефицитом, Говард решил заменить его более дешевым и доступным материалом. За это, кстати, Hercules прозвали «Еловым гусем», хотя на самом деле использовалась фанера из березы. На борт лайнер мог брать 750 пехотинцев. Разработка самолета стоила колоссальных средств: правительство США выделило 22 млн долларов, но этого оказалось недостаточно и Хьюз вложил еще 18 млн из собственного кармана.

Предназначенный для взлета с водной глади, H-4 подготовили к полету 2 ноября 1947 года у побережья Лонг-Бич. Самолетом управлял Говард. Главный вопрос заключался в том, способна ли такая громадина вообще летать. Ко всеобщему удивлению, Hercules поднялся на высоту 70 футов (порядка 21 метра) и пролетел около одной мили.

Хьюз за штурвалом H-4 Hercules. Изображение: gettyimages.com

Чтобы получить нужные сертификаты и поступить на вооружение американской армии, экземпляр нуждался в дальнейших доработках. Но интерес к самолету уже пропал — было ясно, что необходимо потратить еще много средств на доведение до идеала. Со стороны Сената к Хьюзу вопросов больше не было, однако сам конструктор к авиации охладел.

Лекарство от здоровья

Опрометчивое решение заказать для TWA турбореактивные лайнеры, не имея достаточно средств для их оплаты, стоило Говарду места в правлении авиакомпании: во второй половине 1960-х его вынудили продать акции. Доход превысил полмиллиарда долларов, но изобретатель едва ли ощущал себя победителем в этой ситуации.

Под конец 1960-х Хьюз облюбовал Лас-Вегас: он покупал отели, казино и другую недвижимость. Но внезапно появившись в столице игорного бизнеса, предприниматель так же неожиданно оттуда исчез. Мотивы остаются непонятными — дела шли хорошо, имущество приносило доходы. Наиболее вероятная причина — ухудшение психического здоровья. Говард превратился в затворника и наркомана. Он все время менял место жительства, перестал появляться на публике, даже близкие друзья порой не знали, где находится бизнесмен.

Изображение: therake.com

Предпринимателю становилось все хуже: в 1973 году он сломал ногу и до конца жизни уже не смог ходить. Следующие три года зависимость от наркотиков достигла пика: не будучи стесненным в деньгах, авиатор ежедневно принимал дозы, которым позавидовали бы рок-музыканты. В отеле города Акапулько (Мексика) изможденный Хьюз впал в кому. Его срочно погрузили в самолет и отправили в США, но доставить в госпиталь не успели — сердце остановилось во время перелета 5 апреля 1976 года. Конструктору было 70 лет.


Состояние Говарда Хьюза поделили между собой многочисленные родственники. В 1985 году Hughes Aircraft ушла под крыло General Motors за $5 млрд. Проект XF-11 свернули. Авиатор до последнего держал H-4 Hercules, свою главную жемчужину, в летном состоянии. Теперь самолет находится в Авиационном музее в Макминвилле (США). После своего дебютного полета он больше никогда не поднимался в воздух.

Радиоуправляемые авиамодели в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Какая-то дичь на нашем Telegram-канале

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Станислав Иванейко. Фото: wikimedia.org