Взрыв, инсценировка, пираты? Темная история исчезновения экипажа «Марии Целесты»

31 717
17 марта 2018 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: science-rumors.com

Взрыв, инсценировка, пираты? Темная история исчезновения экипажа «Марии Целесты»

Автор: Станислав Иванейко. Фото: science-rumors.com

Уже почти 150 лет энтузиасты и исследователи бьются над решением одной из главных тайн в истории мореплавания — бесследном исчезновении всего экипажа корабля «Мария Целеста». Выдвигались самые невероятные версии, вплоть до НЛО, однако не существует ни одной теории, которая идеально объясняла бы все странности этого случая. Вероятно, мы уже никогда не узнаем, что произошло в последних числах ноября 1872 года на злополучном корабле. Но легенд от этого меньше не становится.

Опытный капитан на несчастливом корабле

История бригантины пестрела мрачными обстоятельствами задолго до исчезновения экипажа. Судно заложили в 1860 году в Новой Шотландии (Канада). Тогда оно называлось «Амазонка». Корабль достаточно крупный: около 30 метров в длину, почти 8 метров в ширину, водоизмещение — 198 тонн. Капитан «Амазонки» Роберт Маклеллан, бывший одним из совладельцев судна, сильно заболел во время выполнения первого же рейса и вскоре умер.

«Амазонка» в представлении неизвестного художника. Изображение: wikipedia.org

Потом корабль умудрился наскочить на риф. Спустя еще некоторое время столкнулся с другим судном. Затем «Амазонка» попала в шторм, который вновь сильно ее потрепал. Хозяева судна посчитали, что проще избавиться от корабля, чем заниматься ремонтом. Но поврежденное судно с дурной славой не остановило других бизнесменов, и в конце концов, сменив нескольких владельцев, «Амазонку» зарегистрировали в США под названием «Мария Целеста». К 1872 году судно серьезно модернизировали: оно стало немного длиннее, появилась вторая палуба, водоизмещение увеличилось до 282 тонн. В таком виде корабль оказался под командованием Бенджамина Бриггса.

К 37 годам Бриггс уже считался опытным капитаном. Он был сильно верующим человеком и по воспоминаниям коллег не пил алкоголь, что высоко ценилось владельцами корабля — все-таки при трезвом капитане выше вероятность того, что груз будет доставлен без проблем. 7 ноября 1872 года «Мария Целеста» отправилась в рядовой поход. Требовалось доставить из Нью-Йорка в Геную (Италия) примерно 1700 баррелей этилового спирта. На борт судна поднялись восемь членов экипажа и два пассажира: жена Бриггса Сара и двухлетняя дочь София.

Капитан Бриггс и его семья. Изображение: historycollection.co

Все вещи оставлены, но шлюпки нет

Почти через месяц после отправления, 4 декабря, дрейфующую «Марию Целесту» нашел экипаж корабля «Дей Грация» под командованием Дэвида Морхауса. Судно находилось в 400 милях к востоку от Азорских островов. На борту никого не было. «Мария Целеста» была в относительно хорошем состоянии. Только в трюм попала вода, но кораблю это не угрожало. Моряки с «Дей Грации» увидели довольно странную картину.

Было очевидно, что судно покинули в сильной спешке. Все личные вещи оставлены, экипаж не захватил с собой даже трубки. Из документов нашелся только бортовой журнал. Среди других улик — разбитый компас и часы с замершими стрелками.

Но важнее то, чего на борту «Марии Целесты» моряки не нашли, — спасательной шлюпки, хронометра и секстанта (навигационный инструмент). Это означало, что экипаж взял только самые необходимые для выживания в открытом море вещи и, вероятно, затем планировал вернуться на корабль.

Точно известно, что команда находилась на судне до 25 ноября включительно — в этот день на доске кают-компании была оставлена последняя запись. Бортовой журнал картины событий не прояснял.

Изображение: wikimedia.org

Пираты и кракены

Логичное предположение для тех лет — корабль атакован пиратами. Тем более и груз ценный, особенно для флибустьеров: спирт все-таки. Но бочки практически не были тронуты. При проверке недосчитались только девяти баррелей. Предполагается, что спирт из них просто вытек: некоторые бочки были сделаны не из белого, а из красного дуба, который считают более пористым. К тому же следов борьбы не было. Таким образом, версию с нападением пиратов быстро отмели. Специалисты начали думать, что заставило экипаж бежать с корабля.

Решение об эвакуации принимается только в крайнем случае — когда существует реальная угроза жизни. Но что заставило опытного капитана пойти на самый отчаянный шаг? По сохранившейся информации, море в тех числах было относительно спокойным. «Марию Целесту» нашли практически без повреждений — значит, шторм тоже можно отметать. К тому же во время непогоды безопаснее находиться на большом корабле, а не в хлипкой шлюпке.

Заодно высказывалось предположение о нападении некоего морского чудища вроде гигантского осьминога. Но оно должно быть размером с кракена из «Пиратов Карибского моря», чтобы развалить 30-метровый корабль. И, опять же, судно оказалось целым: несколько моряков с «Дей Грации» смогли довести «Марию Целесту» до Гибралтара. Значит, критичных проблем не было.

Изображение: historycollection.co

Одна из наиболее реалистичных версий связана со взрывом на борту. Считается, что за время плавания пары спирта достигли опасной концентрации и сдетонировали — для этого даже не требовалась искра. Сильных повреждений кораблю взрыв не нанес, но Бриггс, опасаясь цепной реакции, принял решение покинуть «Марию Целесту». Затем — возможно, из-за поднявшегося ветра — судно набрало скорость, привязанная к нему шлюпка оторвалась и люди не смогли нагнать бригантину.

Это объясняет, почему моряки с «Дей Грации» увидели выбитый носовой люк — его вполне могло сорвать взрывом. Но другие люки были просто открыты. То есть экипаж либо проветривал трюм, либо стал это делать после детонации. Моряки с «Дей Грации» не почувствовали запах спирта, однако к тому времени трюм уже проветривался полторы недели.

Другая теория касается бунта экипажа. Якобы напившись (помним про пропавшие девять баррелей спирта), они решили захватить корабль, сослали на шлюпке капитана с семьей, а затем что-то пошло не так. Возможно также, что они убили Бриггсов, выбросили тела за борт, а сами скрылись на шлюпке. Но зачем им это делать, когда в распоряжении целый корабль? Да и мотивы непонятны.

Памятник пропавшим с «Марии Целесты» людям. Изображение: lost-at-sea-memorials.com

Сбился с курса

Изучив записи бортового журнала, следователи поняли, что 25 ноября «Мария Целеста» находилась примерно в 6 милях от острова Санта-Мария, который входит в состав Азорских островов. Современная исследовательница загадки судна Анна МакГрэгор считает, что Бриггс по некой причине решил сойти на сушу, добравшись до острова на шлюпке.

Но на самом деле, как показало другое расследование, корабль находился совсем в другом месте — в 120 милях западнее острова. Такое сильное расхождение случилось из-за неточно работающего хронографа. Попытавшись рассчитать свое местоположение, капитан решил добраться до суши и оттуда звать на помощь проходящие мимо суда. Однако он ошибся в расчетах и покинул корабль, когда до ближайшей суши было больше ста миль.

Остров Санта-Мария. Изображение: portugaltravelguide.com

Наконец, нельзя списывать со счетов схему мошенничества ради получения страховки. Капитан «Дей Грации» давно дружил с Бриггсом. Предполагается, что они могли вступить в некий сговор. За доставку «Марии Целесты» в порт вместе с грузом команде второго корабля действительно выплатили награду. Причем у следователей возникала мысль, что исчезновение экипажа было инсценировано. Однако в дальнейшем они признали, что доказательств нет. Куда в таком случае пропали люди с корабля? Например, что-то случилось уже после того, как они оказались на шлюпке.


Доставленное в порт Гибралтара судно находилось в строю до 3 января 1885 года. В тот день «Мария Целеста» налетела на риф. Инцидент сочли подозрительным: якобы капитан Гилман Паркер уничтожил корабль ради страховых возмещений. Судьи не пришли к единогласному вердикту, но случай сильно подкосил репутацию и здоровье капитана. Через три месяца после судебных разбирательств он умер.

В 2001 году сообщалось, что группе исследователей удалось найти фрагменты «Марии Целесты». После проведения экспертиз выяснилось, что образец дерева моложе того, что использовалось при строительстве корабля. Судно, как и десять человек, пропало навсегда.

Радиоуправляемые судомодели в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

В меру новостей, в меру мемов и много веселья в нашем сообществе в VK

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by