В Минске в субботу стартовал первый в мире киберспортивный чемпионат по CS: GO с призовым фондом в криптовалюте (в эквиваленте $100 000) от проекта Play2Live, главой и создателем которого является Алексей Бурдыко (ex-GameShow). На турнир позвали команды второго и третьего эшелонов из Турции, Германии, Польши, Беларуси и других европейских стран. Всего восемь коллективов, которые сошлись сразу же в стадии плей-офф.
Алексей Бурдыко и его стриминговый сервис Play2Live на блокчейн-платформе выступили в качестве спонсора турнира и платформы для трансляции. Создатель проекта и не отрицает, что этот турнир, по сути, является промокампанией его сервиса и обкаткой технологии стриминга. Всего семь игр за два дня, $50 000 за первое место, $30 000 за второе и по $10 000 за третье и четвертое. Правда, выплатят их специальными токенами, а команды уже сами будут решать, каким образом их обналичить.
Непосредственной организацией турнира, пиаром и комментированием занимались специально обученные люди. В принципе, они со своей задачей справились: вход бесплатный, турнир ориентирован в большей степени на онлайн-аудиторию, а потому каких-то зон для развлечения зрителей на Falcon Club Arena не предусмотрено.
Несмотря на это, изголодавшийся по большому, среднему и даже малому киберспорту минский зритель уже после первой игры наполовину заполнил посадочные места. В основном, конечно же, это были ребятишки, которым не лень ждать начала матчей по несколько часов. Технические заминки заметно сдвинули расписание, так что старта второго матча турнира с белорусами из GoodJob пришлось ждать почти три часа. К сожалению, в упорной борьбе на обеих картах белорусы проиграли (Cobblestone — 16:14, Inferno — 16:14) полякам из AGO.
— Уже четыре года диспозиция на рынке стриминговых сервисов концептуально не меняется, — рассказывает Алексей Бурдыко про индустрию стриминга, где Twitch доминирует и унижает. — Но всегда можно сделать что-то интересное. На текущих платформах есть три участника: платформа, зритель и стример. Зритель не является конечным участником экономической системы. Все заработки делятся между платформой и стримерами: зрители остаются не у дел. Это проблема, которую можно решить.
На нашей платформе зритель становится полноценным участником экономической экосистемы. Он сможет зарабатывать криптовалюту, просто смотря стримы: нажимает кнопочку Play и ему капают токены.
Дело в том, что технология трансляции потока работает по принципу торрентов. Получаемый пользователем видеопоток им же раздается другим зрителям в сети. Тем самым Play2Live разгружает собственные серверы, экономит на трафике и собирается вознаграждать за это токенами.
— Мы пока не готовы говорить о том, сколько пользователь будет зарабатывать, но о каком-то количестве долларов США в месяц при 160—200 часах, проведенных на платформе, говорить сможем. Это будет неплохая мотивация. У нас на базе блокчейна есть наработка, которая сможет эффективно отсекать ботов. Мы не отрицаем, что будут люди, которые решат просто оставлять трансляцию включенной, чтобы им капали токены. Это их выбор, но мы со своей стороны будем модерировать некачественный контент, нацеленный на банальную накрутку токенов.
По умолчанию на платформе не будет рекламы. Но если зритель согласится, то сможет ее включить и просматривать. И иметь определенную долю с рекламных доходов платформы. Разработчики обещают реализовать технологию, которая не позволит скрывать рекламу баннерорезками.
Доходы со стримерами платформа планирует делить поровну:
— Но стример должен поделиться хотя бы 1% своего рекламного дохода со зрителями. Он сам решает, какая же это будет доля.
Алексей Бурдыко хочет изменить паттерн взаимодействия стримера с аудиторией. Чтобы она осознанно шла на просмотр рекламы в желании поддержать своего любимого стримера и заработать токенов. Эти токены, по словам создателя проекта, затем можно обменять через биржу на любую другую криптовалюту или фиатные деньги. Всего будет доступно 15 источников монетизации.
— Мы не пойдем к тем, у кого миллионы подписчиков. Планируем работать с tier-2-стримерами, заключать с ними, турнирными организаторами и киберспортивными командами эксклюзивные контракты. Есть определенные договоренности, но мы их пока не можем раскрывать, потому что у всех них есть заключенные эксклюзивные договоры с Twitch или YouTube Gaming.
— Насколько охотно команды подписывались на призовой фонд из токенов?
— Уговаривать не приходилось. Мы объяснили, что у токена есть номинальная цена. Когда он выйдет на рынок, то цена будет меняться. Команды сами примут решение: возможно, захотят частично потратить их на платформе или продать.
Огромное количество блокчейн-проектов до конца не осознают, каким образом они должны создавать ценность токенов для экосистемы и что ее в принципе нужно построить. Мы понимаем, как привлечь целевую аудиторию. Понимаем, что 15 способов потратить токены будут востребованными. Это и создает ценность.
Сервис Play2Live планирует открыть представительство в Минске и стать резидентом Парка высоких технологий. Алексей Бурдыко говорит, что был рад декрету, подписанному в конце 2017 года, который упростил работу с криптовалютами и открыл путь в ПВТ компаниям, связанным с киберспортом. Уже через месяц начнется набор сотрудников, а в июле платформа выйдет на бета-стадию работы.
— Сотрудники вряд ли согласятся работать за токены…
— У нас прошел токен-сейл, мы собрали на текущий момент $24 млн. Собственно, с теми, кто откажется от токенов, будем рассчитываться традиционным способом. (Смеется.)
— В киберспортивной индустрии достаточно скепсиса вокруг вашего продукта. В частности, у Александра Кохановского, сооснователя Na’Vi. Почему этот скепсис сложился?
— Мы не должны никому ничего доказывать. Мы четко понимаем, зачем собираем деньги и что с ними будем делать. А скепсис — он где? У Александра и в двух группах в Facebook? У меня, например, большой скепсис по поводу DMarket’а (проект Кохановского. — Прим. Onliner.by) с точки зрения сдвинутых сроков и концепции. Потому что с точки зрения крупных паблишеров, у которых закрытый API, эта идея не может летать. Но это мое личное мнение, не более того.
До этого восемь лет мы занимались организацией киберспортивных турниров. В СНГ о-о-очень мало крупных компаний. Сейчас уже две (после того, как я вышел из GameShow), которые серьезно конкурируют на рынке. Очень много бизнес-вещей было у нас там на почве конкуренции. Этот скепсис, я думаю, вызван скорее этими старыми делами. Я могу открыто сказать для всех: на примере этого небольшого мероприятия мы четко показали, где себя видим. Я не турнирный оператор, не владелец команды, не продакшн-компания. Я вижу себя технологической платформой. Сервис Play2Live не сделал турнир, а показал. За такие короткие сроки мы реализовали то, что работает здесь и сейчас.
Первый игровой день турнира закончился глубоко за полночь и без зрителей. Сегодня, в воскресенье, за выход в финал коллективы будут бороться с 11:00, а финал должен стартовать в 17:00.
Наборы периферии в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by