Какой контроллер для виртуальной реальности может быть более нативным и понятным в использовании геймеру, чем его собственное тело, ноги и руки? Белорусы из Teslasuit уверены, что никакие геймпады и контроллеры не помогут погрузиться в виртуальный мир более глубоко, чем их костюм, оборудованный системой захвата движения, обратной тактильной связью, климат-контролем и биометрическими датчиками. Глава Teslasuit Дмитрий Михальчук показал костюм корреспондентам Onliner.by и рассказал, как и где это может работать.
О Teslasuit говорят давно и много. В конце 2016 года белорусский проект номинировали на звание прорывного продукта года на популярном среди стартапов и инвесторов ресурсе Product Hunt. Две опорные системы компьютера уже воплотились в реальность, идет работа над еще двумя вспомогательными системами и перчатками, которые выведут коммуникацию с виртуальной реальностью на качественно новый уровень.
— Наша тактильная обратная связь работает на основе электростимуляции. На данный момент это максимально подходящая система для передачи ощущений, взаимодействия с VR-объектами. Система подает электрические сигналы на кожу человека. Но в зависимости от того, насколько толстая у него кожа, насколько высокое у нее сопротивление, температура или влажность, необходим разный уровень стимуляции.
Чем лучше сочетаются эти параметры, тем более точно в игре можно передать касания, поглаживания, удары и попадания пуль. Это достаточно сложно сымитировать: пока мы добились 40-процентного уровня попадания в яблочко. Почему не 100%? У всех людей разная кожа, подстроить костюм очень сложно. Поняли мы это в процессе тестирования. Уже провели более 200 демо-сессий и осознали, что еще предстоит много над чем поработать.
В частности, через одну-две версии внедрим систему, которая позволит считывать сопротивление кожи и автоматически подстраивать коэффициент к подающемуся сигналу для каждого отдельного человека.
Вторая система Teslasuit, которая работает уже сейчас, это захват движений. Он отслеживает положение рук, ног, тела в пространстве. В апреле следующего года разработчики планируют к готовому костюму добавить перчатки, которые позволят снимать положение кистей рук и пальцев. Аналогичные системы существуют в игровой и киноиндустрии для анимации персонажей.
— Костюм, естественно, надевается на голое тело для передачи стимулирующих сигналов тактильной связи. Его полная установка занимает не больше 90 секунд. У наших конкурентов — 15 минут.
К июлю мы хотим выйти на уровень производства, достаточный для покрытия спроса от разработчиков. Набор для них мы будем продавать за $1500. Плюс налоги в зависимости от региона. Это дешевле костюмов, которые используются в игровой индустрии, Голливуде, и в которые встроен исключительно захват движения. Их цена стартует от $3000.
Первые две системы уже работают. Костюм в альфа-версии будет готов к выставке CES в январе этого года в Лас-Вегасе. На это время запланирован глобальный запуск. С этого момента Teslasuit будут готовы работать со всеми, принимать заказы и начинать поставлять костюм.
— Вместе с костюмом будет поставляться SDK — набор софтверных инструментов, который помогает интегрировать костюм в игру или приложение. Разработчики Drunk or Dead первыми получили костюм и меньше чем за неделю сумели интегрировать его в свою игру. Они сделали возможность увеличивать или уменьшать обратную связь в режиме реального времени.
Так что вживить наш костюм можно будет в любую игру, в которую хотелось бы погрузиться полностью. В первую очередь это шутеры и экшен. Возможно, RPG, но многие из них от третьего лица, что накладывает свои ограничения. В случае с нашим костюмом речь же скорее идет об играх в виртуальной реальности от первого лица. Попала пуля или камень, поцарапал зомби или опрокинул на себя бокал воды — все это можно будет прочувствовать благодаря тактильной связи. Такие игры нам подходят, и мы сейчас ищем разработчиков, готовых к нам подключиться.
Помимо двух вышеназванных систем, разработчики Teslasuit планируют сделать биометрическую систему и климат-контроль. Первая позволит подавать холод и тепло на спину, подмышки, живот, вторая будет представлена 6 датчиками под сердцем для съема кардиограммы.
— В сравнении с медицинскими измерениями эти датчики могут похвастаться точностью 96%. Есть над чем работать. Также биометрия позволит считывать положение, напряжение и расслабление мышц, электрическую активность кожи. Последнее позволит задать индивидуально для каждого человека коэффициент электростимуляции.
Применять Teslasuit разработчики хотят не только в игровой индустрии виртуальной реальности. К тому же она только набирает обороты и на серьезные показатели в $100 млрд рынка выйдет к 2020 году. Тогда белорусы планируют выйти на массовый потребительский рынок со своим продуктом.
Перспектива на ближайшие два года — работа со сторонними разработчиками над контентом под костюм. Ведь костюм – это «железо», если никто не будет делать для него игры и приложения, то его никто не купит. Тут можно провести аналогию с игровой приставкой от Microsoft.
— Костюм найдет свое применение и в спорте. Соответствующий запрос мы получили от некоторых направлений. В частности, от гольфа. У нас есть система захвата движения, биометрия и обратная связь. Профессиональный гольфист надевает костюм, записывает свою технику движений. Из этого создается цифровой эталон. Человек, который хочет научиться гольфу, надевает костюм, проходит общие уроки, изучает принципы движения. Костюм считывает его технику, сравнивает с эталоном. Если что-то выполняется не так, то костюм подает сигнал на ту часть тела, которая недорабатывает, которую надо сдвинуть либо поднять: присогнуть ноги, прогнуться в спине. Три эти системы в связке — почти идеальный тренер.
Сразу оговорюсь, что мы не ставим перед собой задачу составить конкуренцию профессиональным тренерам. В первую очередь — это начальный тренинг, изучение основ правильной стойки, ударов в разных видах спорта. Тем самым спортсмен обучает свою мышечную память.
Но тренинг в виртуальной реальности интересует все индустрии. В ней можно одновременно тренировать множество людей без необходимости покупки дорогостоящего оборудования.
Мы не можем сейчас сесть в СУ-39 и полетать. Тренажеры громоздкие и дорогостоящие, нет возможности оперативно отослать всем клиентам какую-то обновленную версию. Но это можно сделать в виртуальной реальности: обучить пилотов основам, а затем уже пересадить их на живой тренажер и выпустить в небо. Раньше такие вещи не были возможны в принципе.
Сейчас Teslasuit разделена на два офиса: головной в Лондоне и центр разработки в Минске. В нашей столице над костюмом трудятся порядка 40 человек, постоянно идет поиск специалистов на новые вакансии.
— Проект родился в Беларуси из идеи после работы с 5D-кинотеатрами. Какими бы крутыми они ни были, но полного погружения добиться было невозможно. Вдобавок тогда еще вышла «Матрица», которой мы вдохновились. Долго работали над развитием идеи и созданием первого рабочего прототипа.
На первоначальных этапах пришлось переместиться в Англию. Дело в том, что в нашей стране не было возможности быстро и дешево создать прототип. Потому что если здесь что и закажешь, то придется два месяца ждать, пока придет посылка. К тому же были ограничения по цене посылки, не все зарубежные интернет-магазины работали с белорусскими карточками и т. д. Банально пришлось поехать в длительную командировку в Англию, чтобы там все быстро заказать и спаять первые прототипы.
Пока работаем на B2B-рынок: спорт, медицина, парки развлечений, тренинг и чистый незамутненный гейминг. Сперва будем работать исключительно с разработчиками, чтобы получить хороший качественный фидбэк. В более поздних версиях костюмов мы сможем снизить их цену, и они станут доступны для обычных геймеров.