«Белгазпромбанк» сегодня начал конференцию «Новая реальность: Вызовы для Беларуси 2017», которая посвящена технологиям в банковской сфере. Мероприятие открыл председатель правления банка Виктор Бабарико, также среди спикеров числятся бизнесмен Виктор Прокопеня и ряд зарубежных экспертов.
Виктор Бабарико построил речь в позитивном ключе: мол, в Беларуси много всего интересного развивается и происходит, и нужно просто узнавать об этом, а не говорить о застое. В качестве примера он привел появление Uber и других схожих сервисов, шеринг-проекты и краудфандинговые площадки. Председатель правления «Белгазпромбанка» отметил, что тренды не меняются, а добавляются: «В 2017 году добавляются еще блокчейн, биткоин, искусственный интеллект, дополненная реальность».
Есть большая разница между успешными идеями и успешными бизнесами
IT-бизнесмен Виктор Прокопеня начал выступление в духе известной речи Стива Джобса перед выпускниками Стэнфорда, пообещав «рассказать три истории». Первая была об искусственном интеллекте: «Когда появились машинные механизмы, каждый мог делать то, что человек, только лучше. Например, катапульта бросала предметы дальше, кран поднимал вещи тяжелее, чем могут люди. Но до сих пор не существует машины, которая может делать все, что способен человек. Лучшая идея о том, чего ожидать от ИИ — то, что произошло с машинами».
Виктор отметил, что не возлагает больших надежд на виртуальную реальность, в отличие от технологии AR. В разговоре с Onliner.by бизнесмен объяснил свою позицию: «Человек пользуется мобильным телефоном шесть часов. Провести столько времени в виртуальной реальности невозможно — люди сидят час и уже теряют сознание. Есть большая разница между успешными идеями и успешными бизнесами. Например, авиакомпании создали классный продукт, а инвесторам принесли миллиарды долларов убытков. Поэтому о виртуальной реальности я говорю с точки зрения инвесторов. На мой взгляд, AR — гораздо больший тренд и рынок».
Главное изменение от появления искусственного интеллекта для каждого человека, по мнению Виктора, — избавление от серых, однообразных будней, что оставит больше свободы для творчества и инноваций. Например, пропадает стандартное общение: не нужно говорить водителю, куда вам нужно ехать, а он не прикидывает стоимость поездки — все уже сделало приложение.
Бизнесмен сравнил Apple и Xiaomi: «Основатель одевается как Джобс, однако по сути бизнеса это „антиДжобс“».
Вторая история касалась бизнеса и продвижения продукта. Виктор напомнил, что инновации как таковые не всегда и требуются для успешного продукта: «Uber ничего не придумал, они просто взяли все существующее и соединили в одном приложении". Далее бизнесмен сравнил Apple и Xiaomi: «Основатель одевается как Джобс, однако по сути бизнеса это „антиДжобс“». По его словам, компании используют совершенно разный подход: купертинская корпорация «раз в год выпускает классный телефон», но для столь точечного позиционирования модели нужен лидер, способный наверняка знать, что понравится людям. У Xiaomi такого человека нет, и компания представляет множество устройств, причем продает их по относительно низкой цене, экспериментируют с технологиями, зарабатывая на аксессуарах и приложениях.
Третья история касалась дизайнерского мышления: «Весь процесс построен на фокусировке и последующей расфокусировке». Он вспомнил интересный вариант мозгового штурма во время курса в Стэнфорде — идея в том, что при заданных ограничениях мозг придумывает гораздо более креативные вещи, чем когда барьеров и условий нет. В рамках курса Виктору с командой требовалось решить проблему длительных семейных поездок: дети сразу начинают играть на планшетах и не общаются, а требовалось достичь единения домочадцев. Придумали игру в дополненной реальности, завязанную на взаимодействии, и начали испытывать прототип: «Поставили четыре стула, вырезали картонки — сделали подобие машины. Нужно было разыграть сценку и понять, насколько идея решает проблему». Далее концепцию нужно было испытать на примере автобуса, как-то вовлечь водителя (при этом не отрывая от управления транспортом) и так далее. В результате, по словам Виктора, даже такую проблему удалось решить.