Так строят крупнейшую в мире ветряную электростанцию. Репортаж белоруса из Великобритании

29 августа 2017 в 8:00
Источник: Мартин Майлз. Фото: Мартин Майлз

Так строят крупнейшую в мире ветряную электростанцию. Репортаж белоруса из Великобритании

Источник: Мартин Майлз. Фото: Мартин Майлз

Мартин Майлз родился в Беларуси, но уже давно живет в Великобритании. Парень не утратил связь с родиной и читает Onliner.by с самого основания — с 2001 года! Недавно Мартин зафрахтовал небольшое судно и отправился снимать процесс строительства потенциально самой крупной в мире ветряной электростанции. Все для того, чтобы поделиться интересной историей и шикарными фотографиями с нашими читателями. Предлагаем вашему вниманию его репортаж.


 

В 80 километрах к югу от британской столицы находится уютный город Брайтон. Он известен как ближайший к Лондону морской курорт с широкими пляжами, своей ночной жизнью, самой высокой в стране смотровой башней, многочисленным ЛГБТ-сообществом, а также проживающими здесь знаменитостями.

Однако теперь к ним добавилась еще одна достопримечательность. У побережья Брайтона строится Rampion Windfarm — гигантская шельфовая электростанция. Она разместится в открытом море и станет крупнейшей в мире ветряной фермой мощностью 700 мегаватт.

В качестве названия ветропарка используется наименование растущего в графстве Сассекс цветка. Оно было выбрано голосованием в местной школе, которая находится в непосредственной близости от места протяжки подводного кабеля. Любопытно, что появление новой достопримечательности радует далеко не всех жителей города. Многие недовольны тем, что ветряные турбины портят прекрасные морские пейзажи.

Шельфовые электростанции строят на участках моря с небольшой глубиной. Башни ветрогенераторов устанавливают на фундаменты из свай, забитых на глубину до 30 метров. Они не занимают землю и имеют большую эффективность благодаря регулярным морским ветрам на открытом пространстве. На сегодняшний день у Великобритании насчитывается 26 таких станций — это помимо семи одновременно работающих атомных установок.

Для того чтобы собственными глазами посмотреть на возведение Rampion Windfarm, я зафрахтовал небольшое судно, принадлежащее местным дайверам, которые погружаются в воды Ла-Манша в поисках наследия войны. Корабль отправляется из гавани Brighton Marina — крупнейшей марины в Великобритании. Отплывая в открытое море, по одну сторону видим перспективу Брайтона, по другую справа — известные меловые скалы, породившие название Туманный Альбион.

Во время первой фазы строительства к 2018 году в строй будет введено 116 турбин, суммарно дающих 400 мегаватт. В случае успеха и признания перспектив проект будет расширен до изначально запланированных 700 мегаватт, что сделает ветропарк крупнейшим не только в британских водах, но и в мире. Ферма будет производить 1400 гигаватт-часов чистой энергии ежегодно. Это сопоставимо с годовыми потребностями в электричестве примерно 350 тысяч английских домов. Утверждается, что ферма позволит снизить выбросы углекислого газа примерно на 600 тысяч тонн ежегодно.

Площадка, на которой возводят Rampion Windfarm, занимает более 70 квадратных километров, что сопоставимо с площадью пары небольших белорусских городов (например, Орши и Молодечно вместе взятых).

Строительство началось в 2015 году, а полностью его завершить планируется к 2018-му. Точных сроков никто не называет, потому что многое зависит от логистики и, в еще большей мере, от погоды. Контрольная доля в проекте принадлежит немецкому энергетическому гиганту E.ON, стоимость всего ветропарка оценивается почти в 1,7 миллиарда долларов.

Основная операционная база Rampion Windfarm строится в порту Ньюхэвен. Предполагается, что на протяжении всего срока эксплуатации проект будет обслуживаться 60 специалистами.

Тендер на поставку турбин выиграла компания Vestas, являющаяся старейшим в мире производителем ветрогенераторов. Турбины равноудалены и устанавливаются в массив из 12 рядов, в каждом из которых расположено по 9—10 установок. Каждая турбина состоит из 60-метрового основания (на фотографиях виден только возвышающийся над поверхностью воды 12-метровый отрезок желтого цвета), 80-метрового ствола и трех 53-метровых лопастей. Суммарная высота от уровня моря до края лопасти составляет 140 метров, что приблизительно равноценно высоте двух зданий Национальной библиотеки. Каждая из 116 турбин может похвастаться мощностью в 3,45 мегаватта.

Поскольку шельф береговых вод в Великобритании является собственностью Ее Величества и управляется через одноименную организацию, компания E.ON арендовала площадку на 50 лет. Турбины рассчитаны на 20—25 лет работы, по истечении которых планируется их замена на более современные.

Изначально полое основание со стенкой толщиной полметра погружают в морское дно. После этого внутрь конструкции монтируется бур, который вместе с основанием «вгрызается» вглубь до заданной отметки. Затем бур извлекают, а внутреннее пространство заливают бетоном. На момент затвердевания бетона основание обладает массой в полторы тысячи тонн, что надежно удерживает турбину на протяжении всего срока эксплуатации. В качестве полезного дополнения эти конструкции образуют искусственные рифы, которые со временем привлекают морских обитателей.

О живности, к слову, здесь тоже заботятся. На территории площадки установлены автономные буи слежения. Они не только получают параметры воды и метеоусловий, но также помогают охранять площадку от внимания крупных морских животных, например китов или дельфинов. Крайне важно убедиться в отсутствии живых существ перед осуществлением опасных мероприятий, таких как прокладка кабеля. Когда буй срабатывает, все работы приостанавливаются.

Всего для постройки фермы было задействовано 93 судна. Большинство из них — это скоростные шаттлы-катамараны класса Windcat или Wave Master для доставки персонала из трех ближайших портов, а также для внутренней логистики.

Дабы исключить морские инциденты, в порту Ньюхэвен был создан координационный центр. С его помощью осуществляется управление всеми без исключения судами, принимающими участие в постройке электростанции. Любой сторонний корабль должен уведомлять о своем маршруте и намерениях до того, как войдет в зону строительства.

Помимо шаттлов на объекте можно встретить и более любопытные экземпляры судов. Например, вот такой плавучий отель:

В процессе подготовки к осуществлению проекта оказалось, что ежедневная транспортировка рабочих с берега и назад будет занимать не меньше трех часов. Недопустимая потеря драгоценного времени! В итоге E.ON арендовала судно-отель, способное стать временным домом для 115 рабочих. Тут есть все для полноценной жизни: ресторан, ресепшен, несколько комнат отдыха, кинотеатр, игровая комната, тренажерный зал, офисные помещения и необходимое количество кают. Отель может находиться в море до 30 дней, после чего ему нужно отправляться на сутки в порт для пополнения запасов, утилизации отходов и прочего обслуживания. В качестве базы был выбран порт города Портсмут как наиболее близкий и подходящий для такого корабля.

А вот пара «близнецов» — MPI Adventure и MPI Discovery. Именно они занимаются установкой турбин. Их построили в Китае семь лет назад специально для работ над Rampion Windfarm в Великобритании (хотя оба судна зарегистрированы под флагом Нидерландов).

Каждый из двух кораблей способен перевезти 8 турбин и 24 лопасти из датского порта Эсбьерг. Когда судно не находится в пути, оно встает «на ноги». «Ноги» в данном случае — это подъемная установка, опускающаяся до дна и поднимающая корпус корабля над поверхностью моря. Это позволяет MPI Adventure и MPI Discovery не зависеть от погодных условий, приливов и отливов.

Замечаем Pacific Osprey — корабль длиной 160 метров, всего месяц назад пришедший из Дании. Судно пробудет здесь пару месяцев — до тех пор, пока электрики не завершат установку находящейся прямо в море подстанции. Речь об исключительно массивной махине массой около двух тысяч тонн, покоящейся на 900-тонном основании.

Электричество будет передаваться на берег по двум 16-километровым магистральным подводным кабелям. На берегу для прокладки использовалась технология горизонтально направленного бурения (в противовес классическому траншейному), что позволило не прерывать функционирование автомобильных и железных дорог. Подрядчик записал и опубликовал видео процесса укладки кабеля до береговой подстанции:

Во время укладки кабеля не обошлось без эксцессов: 80-тонный экскаватор Caterpillar стоимостью больше миллиона долларов провалился в грунт в процессе рытья траншеи. Работники смогли благополучно выбраться, и их эвакуировала береговая охрана. Однако сама техника осталась погруженной под воду на долгие месяцы, а торчащая над водой верхушка стала еще одной местной достопримечательностью.

Первое электричество с фермы будет подано уже к концу лета. Осталось пару дней!

Буровые работы в каталоге услуг Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by