32 311
05 августа 2017 в 8:00
Автор: Ян Альшевский

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы. Ищем самый быстрый поезд в мире

Автор: Ян Альшевский
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы. Едет поезд запоздалый»… Прародитель рельсовых поездов британский Coalbrookdale Locomotive действительно не мог похвастаться скоростью передвижения — она составляла менее 4 км/ч. Сейчас подобные механизмы называют proof of concept, или «проверка концепции». Постепенно скорости росли и пар доказывал свою эффективность. Споры о том, когда рельсовый поезд преодолел отметку в 100 миль в час, не утихают до сих пор. Согласно некоторым источникам, быстрейшим транспортным средством на Земле в 1893 году стал паровой локомотив с длинным названием New York Central and Hudson River Railroad No. 999. Однако документальных подтверждений тому нет, а наблюдатели того времени сообщали о скорости в 81 милю в час.

Другие документы указывают на то, что официальный рекорд в 1903 году поставил локомотив City of Truro, едва вставший на рельсы. Правда, и тут есть как минимум пара «но». Утверждается, что за несколько лет до этого момента экспериментальный электропоезд в Германии разогнался до 130 миль в час (около 210 км/ч). Или до 99 миль в час. Или до 101 мили в час. До 144 миль в час, в конце концов… При изучении большого числа источников становится очевидно: рекорды ставились повсеместно, разными компаниями, и все подряд были первыми.

City of Truro. Фото: Steam Locomotives

История историей, но с момента первой поездки Coalbrookdale Locomotive прошло около 213 лет. Сегодня космические корабли пытаются бороздить космические просторы, человечество собирается на Марс, Илон Маск испытывает новые ракеты, а где-то проектируют «вакуумные» поезда. Поэтому нам интересно, каких высот достигли инженеры к настоящему времени, то есть какой поезд самый быстрый.

Копия локомотива Coalbrookdale. Фото: Shropshire Star

Самый быстрый «просто» поезд

Если отследить прогресс, окажется, что на протяжении последних четырех десятилетий скорость поездов росла черепашьими темпами. В 1974 году прототип LIMRV с газотурбинной силовой установкой для генерации электроэнергии достиг показателя в 411 км/ч, а спустя чуть более чем 30 лет SNCF TGV POS Set No. 4402 показал результат «всего» в 574,8 км/ч.

Почему прогресс замедлился (хотя все очень относительно)? При ускорении и торможении организм переживает стресс, многим известен такой феномен, как морская болезнь, никуда не деться от вибраций — в том числе от трения воздуха. Все эти преграды надо преодолевать. Что делать? Снижать сопротивление воздуха за счет дизайна, использовать активную подвеску, изменять расположение путей и так далее.

Еще одна причина заключается в значительных затратах энергии. Подсчеты показывают, что при движении поезда на скорости в 480 км/ч на уровне моря ее уходит в 27 раз больше, чем при 160 км/ч.

Кто же лидер?

Самым быстрым классическим поездом — с колесами, двумя рельсами, машинистами и пассажирами — считается упомянутый выше французский TGV (Train à Grande Vitesse). Он поставил рекорд скорости в 2007 году, разогнавшись до 574,8 км/ч. На коммерческих линиях поезд движется немного медленнее — всего 320 км/ч. И поэтому уступает поездам Bombardier Zefiro канадской Bombardier Transportation — на регулярных линиях максимальная скорость модели Zefiro 380 находится в диапазоне 250—380 км/ч.

Французский TGV. Фото: Wikipedia

Соседствует с ними итальянский Frecciarossa 1000, разработанный с учетом эксплуатации его на средней максимальной скорости в 360 км/ч. В 2016-м во время тестов он смог достичь показателя в 393,8 км/ч.

Упомянутыми поездами список не ограничивается, так как созданием подобных транспортных средств занимаются многие компании во многих странах.

Harmony. Фото: Blogspot

В Китае, например, перевозит пассажиров электропоезд Harmony CRH380A — с эксплуатационной и максимальной скоростью в 350 и 380 км/ч соответственно.

Самый быстрый маглев

Сторонники маглевов нередко сравнивают эффективность поездов на магнитной подушке с автомобилями и самолетами, изящно забывая о традиционных поездах. В итоге выгода от использования маглевов выглядит просто манной небесной и спасением человечества от всех бед. На самом деле это, конечно, не так.

Тем не менее считается, что маглевы тише, чем обыкновенные поезда (это обусловлено их конструкцией: нет колес — нет трения), не так загрязняют окружающую среду, требуют чуть меньших площадей отчужденной земли, энергозатраты на движение у них могут быть ниже на 30%.

Коммерческий маглев в Бермингеме в 1984 году. Фото: Inverse

В то же время возведение путей для маглевов означает огромные денежные траты, поэтому вопрос экономической целесообразности их постройки имеет не последнее значение. Кроме того, маглевы не могут использовать существующие пути, как, например, поезда TGV.

Интересно, но маглевы обогнали (в прямом и переносном смысле) традиционные поезда не так значительно, как хотелось бы. Рекорд скорости поставил L0 Series из Японии в 2015 году — 603 км/ч. Предыдущий рекорд также принадлежал ему. А вот средняя максимальная (или, вернее, эксплуатационная) скорость будет составлять 505 км/ч.

В этой сфере диктуют моду именно японцы — на протяжении десятков лет в лидерах оказывались именно они. При этом первопроходцами в 1971 году стали немцы — пассажирский прототип MBB-Prinzipfahrzeug испытала ныне не существующая компания Messerschmitt-Bölkow-Blohm. Тогда 5,8-тонный вагон достиг скорости в 90 км/ч на тестовом участке протяженностью 660 метров.

MBB-Prinzipfahrzeug. Фото: Flickr

В том же году прошли испытания Transrapid 02 компании Krauss-Maffei — на тестовом участке длиной 930 метров 12-тонная машина разогналась уже до 167 км/ч.

Transrapid-08. Фото: hochgeschwindigkeitszuege.com

И вот в конце 70-х годов к гонке на маглевах подключились японцы, но потом наступило затишье: никаких рекордов на протяжении почти 20 лет. Во второй половине 90-х монополистом с точки зрения лидерства стала железнодорожная компания JR Central. Именно под ее началом ведутся разработки все более скоростных поездов на магнитной подушке. Правда, на коммерческих линиях их пока не используют.

Ближе к реальности

Конкуренцию L0 Series может создать Shanghai Maglev. Этот поезд курсирует в Китае по пути протяженностью в 30 км со средней скоростью 249 км/ч и максимальной 431 км/ч. Он единственный из маглевов, который оказался в списке самых быстрых поездов коммерческих линий.

Всего же на данный момент в мире насчитывается лишь четыре линии маглевов: Shanghai Maglev и Changsha Maglev (Китай), Linimo (Япония), Incheon Airport Maglev (Южная Корея). К разочарованию многих, «космические скорости» доступны не везде. На китайской линии Changsha Maglev состав движется со средней скоростью 57 км/ч, в Корее и Японии — около 100 км/ч. Да и протяженность путей совсем не велика — слишком дорого.

Кстати, несколько лет назад китайские ученые заявили о возможности создания «супермаглева», способного передвигаться на скорости около 3 тыс. км/ч. Как и в случае с проектом Hyperloop, поезд мог бы двигаться в «вакуумной» трубе и применяться для запуска на орбиту полезных грузов и транспортных средств. Эдакий «космический гипермаглев». Похоже на сказку и пока неисполнимую мечту.

Похожий вариант до этого озвучил сотрудник NASA Джон С. Манкинс — в 2001 году он опубликовал дизайн так называемого StarTram. Первое поколение StarTram должно было применяться для запуска грузов на орбиту (до 150 тыс. тонн в год), второе — высотой 22 км — для отправки в космос пассажирских кораблей. Ученые говорят, что все это возможно. Но не сегодня, не с нынешними расчетами и технологиями.

Самый быстрый «перевертыш»

Некоторые поезда, оказывается, ездят колесами кверху. Этот феномен встречается во многих регионах планеты. Самый быстрый подвесной поезд, судя по всему, курсирует в Японии: Shonan Monorail начал свою работу в 1970 году, общая длина маршрута составляет всего 6,6 км, а максимальная скорость — до 75 км/ч. Для городского транспорта этого более чем достаточно, особенно с учетом того, что подвесному поезду не надо стоять на светофорах и в пробках.

Еще один образец скоростной подвесной дороги находится в немецком Вуппертале. Первых пассажиров по ней перевезли аж в 1901 году, и с тех пор все исправно работает. Максимальная скорость составов на этой дороге — 60 км/ч, однако средняя почти в три раза меньше.

И наконец, наиболее актуальный пример — подвесной монорельс в Китае. Журналисты уже прозвали его Skytrain, хоть опоры там не слишком высокие (менее пяти метров). Считается, что в сравнении с метро подвесная дорога обходится дешевле и обслуживается легче. Конструкция позволяет обеспечивать работу поезда при перепадах высот до 100 метров на 1 км пути, а каждый поезд может перевозить до 510 пассажиров.

Ну а начиналось все в 1821 году — именно тогда Генри Робинсон Палмер зарегистрировал соответствующий патент. Подвесной же монорельс появился в 1886-м благодаря компании Enos Electric Company. Считается, что именно благодаря ее демонстрационному проекту с электропоездом появилась Вуппертальская подвесная дорога — уж слишком ее конструкция походит на ту, что построила Enos Electric.

Фото: Wikimedia

За многие годы мало что изменилось. В некоторых странах пытаются придумать что-то новое, но в результате у них получается та самая Вуппертальская подвесная дорога.

Электробритвы мужские в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by