В то время как развлечения плавно перетекают в цифровой формат, остаются приверженцы и «традиционного детства». Дворовые площадки не пустеют, скейтборды продолжают крошить гранит у оперного театра, а наборы LEGO вызывают у ребят помладше такой же трепет, какой у их отцов возникает от Адрианы Лимы. Максим Массальский и его команда делают в Минске роботов и стараются напомнить, что собирать игрушки намного интереснее, чем просто распаковывать их.
Основатели проекта «МРобот» давно увлекались моделированием и постепенно решили превратить свое хобби в небольшой бизнес. Почти все разработки фирмы — собственные. Чертежи делает Максим, по этой документации из Китая напрямую идут поставки микросхем, транзисторов и других комплектующих. Остальные компоненты производятся в Беларуси: «Здесь проще всего заказывать „железо“ — элементы корпуса, например. В плане электроники самый дешевый вариант — Китай. В наши устройства ставим микропроцессоры Intel Quark, никаких дешевых китайских решений».
— Спрашивал у компаний-конкурентов из ближнего зарубежья: чья эта управляющая плата в вашей модели, какого производства? Отвечают: «Она „no name“. Что это значит? Обычная ворованная китайская плата. Возможно, мы пошли невыгодным путем, но наши устройства мы делаем «белыми». Если заказываем произвести за границей, то это наши авторские разработки, а не снятые с других моделей.
Ряд товаров продается как конструкторы: в маленьких коробочках лежат детали, из которых можно собрать полноценную модель.
На европейских выставках по роботехнике Maker Faire, говорят создатели «МРобот», не протолкнуться: множество стендов, все что-то паяют и клеят. У нас такого ажиотажа и близко нет, но команда продвигает движение в Беларуси — организует конкурсы, пишет учебные программы, книги по программированию, создала соревнования CodeWheels.
Ряд товаров продается как конструкторы: в маленьких коробочках лежат детали, из которых можно собрать полноценную модель. Но самая дорогая и крупная разработка, робот-машинка, реализуется в готовом виде — собирать ее новичку было бы слишком трудно и долго. Проектом занимался Максим: сперва собрал гоночный болид для участия в заездах роботов, но после победы решил, что «соревноваться должны навыки участников, а не их деньги». Так появилась идея сделать гонки на одинаковых роботах CodeWheels, которая привела к «РобоРоверу».
— Изначально идея соревнований родилась, чтобы связать IT-компании, школы и вузы одной общей целью и идеей. В таких соревнованиях могли бы участвовать команды разных айтишных фирм вместе с молодежью, которая мотивирована пойти работать в IT. Но достучаться до IT-компаний было трудной задачей, и соревнования больше пришлись по душе студентам.
«Собираешь эту модель два дня, все тестируешь, а потом думаешь — нет, задешево не продам. Конечно, будь у нас большие объемы, стоимость мы снизили бы. Но пока работаем так».
Сперва у «РобоРовера» не было зеленого кожуха, но команде посоветовали добавить корпус — так модель выглядит намного привлекательнее, чем с пучками проводов и микросхемами наружу. Роботы выдаются бесплатно для участников соревнований:
— Обычно у школьников и студентов как бывает: ай, не хватает запчастей, ай, разряжен аккумулятор и зарядки нет — в ход идут любые отмазки, лишь бы ничего не делать. Мы поступили иначе: вот вам готовые роботы, компьютеры с нужными программами, все выдаем, покажем и научим. Но вы должны написать ПО, которое приведет машинку к финишной черте: задавайте скорость, параметры для поворотов, опережения соперников.
Стоит «РобоРовер» немало: 470 рублей. Разработчики объясняют, что команда не экономит на деталях, а вместе с роботом сразу идет большой набор комплектующих.
— Собираешь эту модель два дня, все тестируешь, а потом думаешь — нет, задешево не продам. Конечно, будь у нас большие объемы, стоимость мы снизили бы. Но пока работаем так. На выставках нам иногда говорят, мол, кого вы этим удивите, да еще за такую цену? Ну возьми и сам сделай хоть что-нибудь. А ведь наши модели есть в белорусских вузах, их покупают иностранцы через eBay — значит, им это интересно.
«Мы хотим дать человеку комплексные знания о робототехнике, проектировании, программировании, электронике. Они должны стать базой для дальнейшей „технической“ карьеры ребенка».
Разработчики хотят сделать робототехнику более популярной в нашей стране. Максим пишет учебные пособия, причем верстает тоже сам, изучив соответствующее ПО.
— Мы хотим дать человеку комплексные знания о робототехнике, проектировании, программировании, электронике. Они должны стать базой для дальнейшей «технической» карьеры ребенка. Модель «РобоРовер», например, движется по тому же принципу, что и маленькие экскаваторы. Условно, если умеете построить такого робота, то сможете и на МТЗ сделать компактный трактор.
«Удивительно, но робототехникой больше увлекаются девушки. Регулярно студентки заходят: „Дайте посверлить, а можно спаять что-нибудь?“».
— У нас иногда спрашивают: «Вам деньги нужны?». На самом деле нет — нам людей не хватает. Когда появятся люди, будут и деньги. Мы даже приглашаем бесплатно в свою мастерскую: приходите, занимайтесь, учитесь. Но к нам заглядывают в основном авторы стартапов. Они хотят использовать помещение как хакерспейс — мол, будем работать у вас на вашем оборудовании, но идеями не поделимся, а то вдруг украдете. Простите, но раз приходите к нам, то давайте сотрудничать.
— Говорят, подросткам ничего не нужно, кроме смартфона и компьютера, а вы предлагаете возиться с микросхемами. Много школьников интересуется робототехникой?
— А знаете, я согласен: молодежи в самом деле ничего не надо. Даем постоянно анонсы: все бесплатно, приходи и делай, что захочешь. Люди заглядывают и не возвращаются. Удивительно, но робототехникой больше увлекаются девушки. Регулярно студентки заходят: «Дайте посверлить, а можно спаять что-нибудь?» Они усидчивее при моделировании, а парни сразу хотят, чтобы все работало.
Целевая аудитория конструкторов — подростки и их родители. Модели начального уровня по силам собрать ребенку 9-10 лет, уверен Максим. На сборку уходит немного времени: минут за 15-20 реально управиться. Наигравшись, можно переходить на следующий уровень — писать софт. Даже для простых моделей типа «МЧасы» (проект не авторский, взят из open source) есть дополнительные апгрейды: добавить бегущую строку на циферблате, написать имя, сделать отображение времени постоянным, а не только по нажатию кнопки.
Для сборки нужен паяльник и припой — это проволока, которая используется вместо клея при соединении транзисторов, диодов и других элементов с платой. На микросхеме есть контуры под детали, нужные отверстия уже просверлены — надо только продеть элементы и припаять.
«Все кажется простым только со стороны. Смотришь — вон машинка, вон пластик, что тут разрабатывать-то. А попробуй напиши экосистему для нее, софт, научи робота „видеть“ окружающий мир — и уже по-другому заговоришь».
Процесс, признаться, затягивает, особенно если нравится возиться со сборными моделями. На «МЖучок» у нас ушло порядка 15 минут с исправлением поставленных задом наперед модулей — все из-за наспех просмотренной инструкции и натуры гуманитария. В результате получился механический жук, который «пятится» от света в темный угол помещения. Устройство лучше всего работает в темноте, когда светите на него фонариком или вспышкой смартфона. «Проект робота, который передвигается за счет вибрации — это вполне тянет на дипломную работу», — говорит Максим.
Новая разработка компании — «РобоКот». Вид не финальный, предупреждают создатели проекта: для релизной версии к модели прикрепили колеса. Устройство будет выдаваться школам бесплатно в рамках ассоциации «Образование для будущего», которую создали белорусские IT-компании. Робота можно программировать через учебный язык Scratch: «Мы подумали, что подросткам скучно просто писать код — нужно дать им что-то физическое. И сделали эту модель — у нее поворачивается голова, загораются глаза-диоды, „кот“ реагирует на звук, есть датчики температуры и расстояния, акселерометр и гироскоп. Ученикам нужно только сделать ПО, которое использует все его возможности. Допустим, хлопнул ладонями — робот повернул голову и мяукнул».
«У нас есть Возняк, но нет Джобса», — сетует разработчик. В «МРобот» поясняют, что идей у них много, однако не хватает человека, который может все это продать. Бизнес делается почти что на коленке: дизайн упаковок создавали сами, инструкции писали и верстали без посредников, модели придумываются Максимом и его маленькой командой.
— Все кажется простым только со стороны. Смотришь — вон машинка, вон пластик, что тут разрабатывать-то. А попробуй напиши экосистему для нее, софт, научи робота «видеть» окружающий мир — и уже по-другому заговоришь. Даже за простыми моделями стоит большой труд, — напоследок говорит Максим. Команда «МРобот» планирует найти маркетолога и выйти на европейские рынки, но жалуется, что не хватает энтузиастов и увлеченных людей.
Паяльники и паяльные лампы в каталоге Onliner.by
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by