Конец XIX века — время прорывных открытий и изобретений, без которых сложно представить сегодняшний мир. Немалый вклад в это внес Томас Эдисон, которого называют не иначе как величайшим американским изобретателем. О его «войне токов» с Теслой мы уже рассказывали, а сегодня остановимся на личности Эдисона и изобретениях, которые принесли ему славу «Волшебника из Менло-Парка».
Как и многие американские изобретатели, Томас Эдисон был потомком мигрантов. Его предок, мельник Эдисон, вместе со своей семьей перебрался в Америку из Голландии где-то в 1730-х годах. Прадед изобретателя участвовал в войне за независимость на стороне Англии, вследствие чего был позже изгнан в Канаду. Семья Эдисон совсем не отличалась спокойствием: дед изобретателя в начале XIX века успел повоевать в англо-американском конфликте, а отец участвовал в «голодном» восстании 1837 года в Канаде. Тот мятеж был подавлен, и глава семейства вынужден был бежать в США, где в 1847 году и родился Томас Альва Эдисон.
Будущий изобретатель был хилым мальчиком, а учителя считали его недалеким. В итоге мать забрала Томаса из школы и обучала его на дому. Но паренек и сам тянулся к знаниям: в библиотеке городка Порт-Гурон он читал литературу по истории Великобритании, Римской империи и о Реформации, а первую научную книгу, где содержались все научно-технические сведения первой половины XIX века, мальчик прочитал в девятилетнем возрасте.
Жизнь детей того времени нельзя назвать тепличной. Томас помогал матери продавать фрукты и овощи, а в возрасте 12 лет устроился продавцом газет на железнодорожную станцию. Зарабатываемых денег хватало на проведение химических экспериментов, о которых Томас узнавал из книг. У паренька даже была собственная лаборатория в багажном вагоне поезда. Правда, эксперименты Эдисона были довольно опасными, а потому лаборатория в конце концов сгорела, за что парень получил нагоняй.
Отпрыск Эдисонов стал ушлым малым, который крутился как мог. В 1862 году он спасает от движущегося вагона сына начальника одной железнодорожной станции и в награду от него получает возможность обучиться телеграфному делу. Собственно, это и стало основным родом его деятельности в следующие семь лет. Томас перебирается из города в город, со станции на станцию, а все заработанные деньги отдает на книги и опыты.
В этот же период Эдисон представляет публике свое первое изобретение — прибор для подсчета голосов на выборах. Но в парламенте заседали консерваторы, которые не решились отказаться от бумажного подсчета. Впрочем, дальше делá юного изобретателя, чей гибкий ум насчитывал 22 года от роду, шли как по маслу. Он устроился техническим работником в общество по производству механических сигнализаторов цен на золото. Однако простым наемным работником, который обслуживает машины и чужие интересы, Эдисон больше быть не хотел.
Изобретатель усовершенствовал систему телеграфирования биржевых бюллетеней о курсе золота с помощью биржевого тикера и продал разработку за $40 000, при средней зарплате наемного работника в $300. Большие деньги открыли путь к воплощению самых дерзких идей Эдисона. Но тот не спускает сразу же все средства на опыты и лабораторное оборудование. Он открывает несколько мастерских по производству биржевых тикеров, продает технологию квадруплексного телеграфа (передача двух независимых сигналов в обоих направлениях) и наживает капитал.
На заработанные деньги в 1876 году Эдисон открывает собственную лабораторию в Менло-Парке в Нью-Джерси. Совсем скоро она превратится в кузницу изобретений с мировым размахом, а Эдисон получит прозвище «Волшебник из Менло-Парка».
Это прозвище ему дали за изобретение фонографа — «шайтан-машины», которая записывала и воспроизводила голос человека. В те годы это являлось настоящим чудом, в которое было трудно поверить. Так, на демонстрации устройства во французской академии наук сотрудника Эдисона едва не побили, обличая его в чревовещательстве. В России хозяина «говорящей бестии» приговорили к трем месяцам тюрьмы и денежному штрафу за мошенничество. Мир определенно был в шоке от изобретения Эдисона.
Фонограф стал результатом работы над улучшением телефона Александра Белла. Эдисон разработал угольный микрофон, который позволил улучшить качество передачи голоса. Между металлическими пластинами находился угольный порошок. Одна из пластин представляла собой диафрагму. При ее колебаниях от звукового давления вибрация передавалась на порошок, что приводило к изменению сопротивления порошка.
Эти эксперименты с телефоном и привели к созданию фонографа. Он работал по принципу механических колебаний от диафрагмы, которые заставляли движущуюся иглу оставлять углубления на поверхности фольги. Фольгу наклеивали на цилиндр, а игла бежала по ней по спирали для увеличения длительности записи. Первой звукозаписью на фонограф стала американская детская песенка «У Мэри был барашек», которую фонографу напел сам Эдисон.
Он видел несколько сфер, где может использоваться фонограф: секретарская работа, запись музыки и речей великих людей, своеобразный автоответчик для телефона и даже говорящие книги для слепых. Но записи такого фонографа были недолговечными и быстро изнашивались. Да и сам автор потерял к нему интерес. Однако работу над устройством подхватили другие изобретатели — они нанесли на цилиндры воск, предложили вместо валиков использовать диски, а для усиления звука — рупоры конической формы.
Некоторые исследователи считают, что человечество могло изобрести фонографы еще в античные времена: уровень техники позволял, а незнание волновой природы звука не было препятствием. Но фонограф, по сути, стал изобретением побочным — после десятка экспериментов над другими технологиями. А было бы здорово услышать сегодня голос Пушкина или Аристотеля.
Томас Эдисон не был автором идеи электрических ламп накаливания. Задолго до него в этом направлении проводились эксперименты американскими, российскими и британскими учеными. Вольфрамовую нить в лампочках предложил использовать Лодыгин, эмигрировавший в США. Величайшая же заслуга Эдисона в том, что он действительно сделал электрический свет настолько дешевым и практичным, что жечь свечи оставалось лишь богатым.
Эдисон разработал форму лампы, винтовой цоколь с патроном и многое другое, что сегодня используется для массового освещения. Изобретатель проводил серьезные изыскания, подбирая материал для нити накаливания. Всего было проверено 1500 материалов, но Томас остановился на углеродной нити, лампочку с которой и запатентовал в 1879 году. Это была первая коммерческая лампа накаливания, жизненный цикл которой мог достигать 1200 часов свечения.
Вместе с несколькими финансистами Эдисон создал компанию, первым объектом освещения для которой стал пароход «Колумбия». Позже она трансформировалась в General Electric. Лампочки продавали ниже себестоимости, но это позволило Эдисону захватить три четверти рынка США. Лампочки постоянно улучшались, стоимость их производства снижалась, производственные мощности и спрос росли, и все убытки Эдисону удалось возместить всего за один год.
Лишь для примера: первая городская коммерческая система освещения была установлена на улочке в Манхеттене в 1882 году. Она состояла из 400 ламп. Спустя год там уже работали 10 300 ламп.
В конце 80-х годов Эдисон был под впечатлением от зоопраксископа — дисковой машины с наклеенными картинками, которые, вращаясь, создавали иллюзию движения. «Я работаю над инструментом, который станет для глаз тем же, чем фонограф стал для ушей», — говорил в 1888 году изобретатель. Эту задачу Эдисон разделил со своим сотрудником Уильямом Диксоном. Электромеханическая конструкция кинетоскопа была готова, тогда как Диксон занялся оптической разработкой.
Кинетоскоп представлял собой махину, в которую была загружена пленка, а на корпусе имелся окуляр для одного единственного зрителя. Пленка непрерывно двигалась на роликах, подсвечиваемая импульсной электролампой. В результате зритель наблюдал совсем короткий ролик на перфорированной 35-мм пленке. Именно Эдисон сделал ее стандартом для будущего кинематографа.
Уже в 1893 году был получен патент на кинетоскоп, который превратился в своеобразный аттракцион в Штатах. Аппараты продавали местным предпринимателям, а те устанавливали их по 10 штук в специальных смотровых. За 25 центов можно было посмотреть пять роликов, переходя от одного кинетоскопа к другому.
В поместье Эдисона была создана целая киностудия, где осуществлялась запись роликов. Самого его нынче называют не иначе как продюсером, а Диксона — режиссером. Эдисон снял несколько короткометражек без особого сюжета и актеров. Например, фильм «Танец Лои Фуллер» демонстрировал собственно несколько взмахов платьем танцовщицы Аннабелы Мур. С нравами в США в те годы было достаточно строго, а потому за показ фильма «Карменсита», где можно было увидеть лодыжки другой танцовщицы, владельца одного из кинозалов Сан-Франциско даже арестовали на месяц. Говорят, именно после этого инцидента появились залы со специальной табличкой «Только для мужчин».
Конкуренция на рынке кинетоскопов была жесткой. Когда Диксона уличили в помощи конкурентам, Эдисон уволил его без сожалений.
К своему 70-летию в 1917 году Томас уже отошел от непосредственного управления компанией и изобретательства. Мужчина он был уже пожилой, бизнес оказался громадным и сильно диверсифицированным, но к авторитетным советам Эдисона прислушивались.
Здоровье предпринимателя ухудшалось. В 20-е годы он стал больше времени проводить дома с женой, дети отдалились от него. Слух стал совсем ни к черту. В кинохронике «Один день с Томасом Эдисоном» (1922 года) можно увидеть, как его сотрудники вплотную приближаются к уху маэстро, чтобы он их услышал.
Проблемы с сердцем и развитие сахарного диабета в последние два года жизни привели к тому, что 14 октября 1931 года Томас Эдисон впал в кому, а спустя четыре дня газеты напечатали некролог. Эдисона похоронили за домом. Его хороший друг Генри Форд убедил его сына запечатать в колбе последний вздох отца. Воздух из комнаты Эдисона ныне хранится в музее Форда как память об изобретателе.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by