«Найти $20 тысяч инвестиций можно и в Беларуси». Стартапер рассказал об участии в эстонском акселераторе

 
6163
22 июня 2017 в 12:10
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Малиновский
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Максим Малиновский

В Парке высоких технологий прошла встреча айтишников с Вадимом Нарейко, разработчиком проекта Induto. Стартап попал в программу эстонского акселератора Startup Wise Guys, переделывался практически с нуля и спустя долгое время нащупал верное направление — релиз состоится в июле, если вдруг ничего не изменится. Вадим рассказал о допущенных ошибках и поделился мнением о зарубежных акселераторах.

Induto — сервис видеосообщений. В общих чертах — это Viber, WhatsApp (подставьте свой любимый мессенджер), но в формате видео, а не текста. Сделав запись, приложение автоматически рассылает ее вашим коллегам. Предполагается, что это сократит время на деловые коммуникации и повысит социальную ответственность. Видео становится чем-то вроде публичного обещания: сказал «до конца дня переделаю дизайн иконок» — и придется выполнить. А если нет, то должно стать очень стыдно. Идея приглянулась акселератору Startup Wise Guys, который организовал трехмесячную программу развития в Таллинне и выделил $20 000 за 8% от доли стартапа.

«Было ощущение, что за границей больше людей, готовых работать за перспективу, а не за деньги».

Собравшихся айтишников интересовали условия попадания в акселератор. Вадим пояснил, что все зависит от конкретного инвестфонда, но долю в стартапе берут практически всегда. Причем важно, чтобы после нескольких этапов финансирования под контролем основателей проекта был хотя бы 51% компании: «Ведь у них должно оставаться желание вести стартап вперед». Акселераторы смотрят еще и на предыдущих инвесторов: финансовые вливания из некоторых стран могут не приветствоваться, но с Беларусью проблем нет.

Сама программа акселерации позволила оказаться в новой обстановке, что хорошо сказалось на продуктивности: «Родные и друзья далеко, связи в каком-то виде обрубаются. Нас меньше отвлекали, и результативность получилась выше».

«Инвесторы были сформированы сделками, которые происходили в их конкретной стране. Например, для Эстонии это продажа Skype, для Беларуси — MSQRD».

Итоги для Induto оказались следующими: команда переписала версию продукта с нуля, проверила много гипотез, часть из которых не оправдалась. Вадим советует найти похожие на ваш проекты, которые закрылись, и проанализировать, что помешало им добиться успеха.

Руководитель стартапа заметил отличия между белорусскими и европейскими хакатонами: «Было ощущение, что за границей больше людей, готовых работать за перспективу, а не за деньги. У нас на хакатонах много разработчиков с идеями, а создать их некому. На хакатоне в Англии, например, хватало программистов, готовых воплотить ваши мысли».

В плане финансирования различия тоже есть, но они свои для каждого региона: «Инвесторы были сформированы сделками, которые происходили в их конкретной стране. Например, для Эстонии это продажа Skype, для Беларуси — MSQRD». Сценарии сделок разные: Skype долгое время развивался перед продажей Microsoft, а MSQRD перешел под крыло Facebook вскоре после того, как сервис стал популярным. Таким образом, мышление у эстонских и белорусских инвесторов будет отличаться.

— Поехали бы с другим стартапом в этот же акселератор? — спросили в зале. Вадим ответил так: «Если бы не брали долю компании — да. Найти 20 тысяч долларов инвестиций можно и в Беларуси. Особенно если у вас есть опыт и рабочая версия продукта». Сейчас команда заканчивает шлифовку Induto и собирается выйти на мобильных платформах.