Студент из Гомеля сделал супердешевую перчатку-массажер для реабилитации после инсульта

29 158
27 марта 2017 в 8:00
Автор: Станислав Иванейко. Фото: Глеб Фролов

Студент из Гомеля сделал супердешевую перчатку-массажер для реабилитации после инсульта

Автор: Станислав Иванейко. Фото: Глеб Фролов

18-летний Максим Кирьянов —тот, кого обыватели мысленно отправят на завод или в армию, чтобы выбить из головы чуждые простому народу замашки стартапера и желание сделать что-то полезное. Молодой разработчик не придумал новый фильтр для Instagram, коллекцию стикеров в Viber или удлиненную селфи-палку. Его изобретение, к счастью, не нужно большинству из нас — и пусть никогда не понадобится. Но менее важным от этого оно не становится.

Реабилитация после инсульта может занимать годы, и то к прежнему ритму жизни вряд ли получится вернуться. Максим проникся этой проблемой: «Я тогда лежал в гомельском кардиологическом центре. Слышал, что врачи говорили об инсультах — реабилитация очень дорогая, оборудования в Беларуси мало, сами приборы для лечения стоят невероятно много. А ведь от инсультов ежегодно умирают миллионы человек, пережившие их становятся инвалидами».

Разработчик совместил резиновую перчатку с простейшим компьютером и аккумулятором. Получившееся устройство проводит гимнастику для пальцев, сокращая и разжимая их. В текущем варианте смотрится не особо презентабельно, но эта перчатка не для того, чтобы поверх надевать кольца с пухлыми камнями.

После инсульта рука больного находится в состоянии спастики. Так называют неконтролируемое сокращение мышц. Оно происходит из-за того, что мышцы не могут израсходовать накопившуюся энергию, которую нужно куда-то девать.

В конструкции используются сервоприводы. Моторчики поворачиваются на заданный градус, разгибая пальцы. Таким образом происходит разминка конечности: «Вибромоторы оказывают воздействие на нервные окончания. То есть мы можем восстанавливать руку не только гимнастическими упражнениями, но и через стимуляцию нервов. Это позволяет превратить реабилитацию в целый комплекс процедур. Устройство допускается к использованию не только после инсультов. Технология поможет и с другими заболеваниями, при которых нарушено мозговое кровообращение: например, детский церебральный паралич, синдром Паркинсона и другие».

Аккумулятор вешается на плечо, батареи хватает на двенадцать часов работы. Зарядное устройство позволяет питать сразу две перчатки. Если подключить блок питания от обычного смартфона, то полная зарядка займет два часа. Используемый компьютер Node MCU выбран по большей части исходя из цены. На данный момент Максим собрал два рабочих прототипа: «Они уже готовы к использованию. Получив разрешение, мы сможем начать тестирование на пациентах». Внешний вид перчатки не окончательный — теперешние образцы собирались из подручных материалов, а для серийного производства понадобятся более качественные детали и продуманная компоновка.

— Корпус с электроникой делался на скорую руку из ПВХ. В дальнейшем необходимо распечатать нормальный корпус на 3D-принтере, и все. Нужно доработать дизайн и программное обеспечение, в остальном устройство готово. По функциональности и принципу работы финальный вариант не будет отличаться от концепта.

Разработкой перчатки Максим занимался целиком сам. Но много консультировался с врачами — доктора объясняли, какой эффект должен оказываться на руку.

— Что сказали врачи, когда обратился к ним? Все-таки медицина считается консервативной областью, а тут студент предлагает новый и дешевый способ реабилитации.

— Да, сложности были. Я принес не текущий прототип, а версию без сервоприводов и компьютера. Это была просто перчатка с вибромоторами. Врачи подтвердили, что вибрация действительно помогает, но только ее недостаточно. То есть нужно более продуманное устройство, которое работало бы по какой-либо системе.

Прототип стоит около 50 рублей. Цену финального варианта разработчик пока не рассчитывал. Она будет зависеть от объема доработок, которые потребуется внести. При этом аналоги, по словам Максима, в сотни раз дороже. То есть готовая перчатка в любом случае будет значительно дешевле других аппаратов. Разбежка вызывает вопросы — то ли корпорации по производству медтехники настолько жадные, то ли стартапер переоценивает свои возможности. Спрашиваем, что из этого правда:

— Неужели по функционалу нет разницы между твоей разработкой и аналогичными устройствами?

— Отличия есть как минимум по конструкции. Другие решения стационарные, это большие комплексы. Они требуют присутствия пациента в медицинском учреждении и фактически привязывают больного к себе. Мое устройство мобильное — его можно взять с собой куда угодно. Человек вышел на улицу, сидит дома, куда-то едет — и перчатка на руке все время работает, восстановление не прекращается. Контроль врача за ходом сеанса реабилитации вообще не нужен. Можно сказать, что моя разработка не только значительно дешевле, но еще и удобнее для пациентов. Это подтверждают и врачи, с которыми я говорил.

— Как думаешь, почему компании не разработали такую же перчатку? С их ресурсами ее можно сделать и запустить в производство за несколько дней.

— Трудно сказать. Возможно, никто не задумывался над простотой — наоборот, компании делали сложные продукты, чтобы и цена получилась высокая. А может, просто не было интереса и выгоды.

Кроме продумывания «железной» части Максим также написал софт — тоже сам. Приложение простое: в одном окне выбираем тип программы для реабилитации, в другом — профиль пациента (если уже создан). Когда появляется больной, врач составляет программу восстановления с учетом индивидуальных особенностей — определяется степень спастики и другие нюансы.

Пока что все это — теория. Опробовать перчатку на реальном пациенте невозможно, потому что устройство не прошло все круги бюрократии и не получило разрешение на испытания. А это может занять массу времени. Но Максим говорит, что все реально, к тому же помогают ему «далеко не последние врачи».

— Значит, эффективность разработки не доказана?

— На практике пока что нет. Но врачи, с которыми я консультируюсь, подтверждают эффективность устройства. Если вдруг возникнут вопросы к компетенции докторов, то мне помогают заведующая кафедрой неврологии и нейрохирургии Гомельского медицинского университета Усова Наталья Николаевна и невролог Шевко Галина Анатольевна. Перед прохождением сертификации я хотел бы распечатать нормальный корпус и доработать саму перчатку.

Эффективность разработки зависит от множества факторов: насколько серьезен был инсульт, общее состояние человека. Время реабилитации и конечный результат будут сильно отличаться. «То же самое при восстановлении с помощью дорогостоящих аппаратов. Одному пациенту нужно два-три месяца, другому — столько же лет», — отмечает Максим.

Интерес к проекту проявили Национальная академия наук и Парк высоких технологий. Частные структуры пока молчат.

— Допустим, инвестор найден. Какая сумма нужна для полноценного производства?

— Сейчас, до сертификации, мне хватило бы и покупки 3D-принтера. А дальше — смотря какой тираж потребуется и каковы будут масштабы испытаний. Плюс запасные устройства, улучшение софта и возможные доработки с учетом требований. Также планирую добавить версии программы для iOS, Android и macOS.


На создание прототипа ушло около двух месяцев. Удивительно, как студент в домашних условиях сумел сделать то, что не смогли создать инженеры компаний. Теперь разработчик ищет инвесторов и готовится к процедуре сертификации, чтобы можно было начать тестирование. Если все пройдет успешно, научным учреждениям Беларуси нужно будет постараться, чтобы заманить к себе Максима.

Перчатки для единоборств в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by