Когда подорожает интернет и вырастет скорость? «Белтелеком» ответил на вопросы читателей Onliner.by

313
28 ноября 2016 в 8:00
Автор: Константин Сидорович. Фото: Алексей Матюшков

Когда подорожает интернет и вырастет скорость? «Белтелеком» ответил на вопросы читателей Onliner.by

В начале ноября «Белтелеком» объявил о подключении миллионного абонента сети GPON и выразил готовность ответить на любые вопросы читателей Onliner.by. Мы собрали самые актуальные из них и переслали топ-менеджменту провайдера. Сегодня публикуем ответы компании, а начинаем с вопроса, заданного пользователем под ником Крутой-Бобёр.

Где и когда появится GPON

Цены и монополия

Телефонная связь

Скорость доступа в интернет

ZALA

Технические вопросы

Услуги

Что за GPON??? И откуда там миллион пользователей?

Десять лет назад «Белтелеком» вывел на рынок услугу предоставления доступа в интернет для физических и юридических лиц (торговая марка byfly). Первоначально услуга предоставлялась на медных сетях связи на базе технологии ADSL, имеющей определенные скоростные ограничения. С развитием интернета, ростом популярности «тяжелого» контента стало очевидным, что в полной мере обеспечить всех абонентов достаточной скоростью доступа в интернет ADSL не позволит. Встал вопрос о дальнейшем технологическом векторе развития компании. Выбор был сделан в пользу технологии GPON, обеспечивающей широкополосную передачу информации распределительной сети доступа, основанной на древовидной волоконно-оптической кабельной архитектуре с пассивными оптическими разветвителями.

Первые проекты на базе технологии GPON были реализованы еще в 2011 году. Однако по-настоящему массовой технология стала начиная с 2013 года, когда впервые годовой прирост абонентов, подключенных на сеть GPON, составил более 100 тысяч. В начале ноября текущего года мы подключили миллионного абонента, а к 2020 году планируем подключить на GPON все квартиры в многоэтажной городской застройке в стране.

Когда проведут оптику [в тот или иной населенный пункт / дом]?

Планы по строительству оптоволоконной сети утверждаются в «Белтелекоме» ежегодно. Как раз в настоящее время заканчивается процесс планирования на 2017 год. Интересующимся, появится ли у них возможность подключения к высокоскоростному интернету в следующем году, можно посоветовать обратиться в соответствующий областной филиал компании.

Появится ли GPON в частном секторе Минска и областных городов?

«Белтелеком» уже сегодня не ограничивается прокладкой оптоволоконных сетей связи исключительно в многоэтажной застройке. В частности, технология GPON используется в крупных коттеджных поселках, примыкающих к столице и областным центрам.

Как инициировать подключение оптики в доме? Собрать подписи потенциальных клиентов?

Сбор подписей жильцов многоквартирного дома существенно не ускорит процесс модернизации сетей связи, поскольку «Белтелеком» при планировании отталкивается не от отдельно взятых домов, а от кварталов и даже микрорайонов.

А вот в случае с частным сектором такая инициатива может помочь. Желающим подключиться на GPON целесообразно поинтересоваться у соседей по улице, нужен ли им интернет, IP-телевидение, а после обратиться в соответствующий филиал «Белтелекома». Наши специалисты подскажут, сколько потенциальных абонентов необходимо для реализации проекта, исходя из предполагаемого объема затрат на строительство. Разумеется, в данном случае на первый план выходит экономическая составляющая вопроса.

Где можно узнать, когда будет подключен к GPON конкретный дом в Минске / другом населенном пункте?

Информацию о планах включения объектов GPON на ближайший месяц можно найти в соответствующем разделе на сайте www.byfly.by. Если абонента интересует более далекая перспектива, можно обратиться в местный филиал «Белтелекома».

По какому принципу «Белтелеком» выбирает, куда и когда проводить оптику?

Роль здесь играет достаточно большое количество факторов. Основополагающим является спрос на услуги компании. В первую очередь в планы модернизации попадают районы с высоким проникновением интернета и IP-телевидения, где существующие медные сети не позволяют удовлетворить имеющиеся заявки на подключение услуг «Белтелекома».

Существует и технологический фактор — в настоящее время мы выводим из эксплуатации отслужившие свой срок АТС координатного типа. Чтобы не оставить абонентов без телефонной связи, процесс вывода из эксплуатации таких АТС сопровождается заменой медных сетей на оптоволоконные.

Наконец, не стоит забывать и о затратах на строительство. Понятно, что при прочих равных условиях в первую очередь будут реализованы проекты с наименьшей стоимостью, обеспечивающие более быстрый возврат инвестиций.

Каким образом владелец частного дома может сам подвести себе оптику и получать сервисы «Белтелекома»?

К сожалению, подобная возможность существует только у юридического лица. Оно может аккумулировать финансовые средства потенциальных абонентов, построить волоконно-оптические линии связи и обратиться в «Белтелеком» для передачи этих сетей в аренду для последующей эксплуатации при предоставлении услуг связи.

Такой вариант выглядит «спасательным кругом» в ситуациях, когда проект даже теоретически не гарантирует возврат «Белтелекому» инвестиций на строительство сети в разумные сроки.

О демонополизации БТК было объявлено в 2010 году. Кто ее провалил и почему она так и не произошла?

А в каких сегментах рынка сохранилось монопольное право «Белтелекома» на предоставление услуг потребителям? Интернет-провайдеров в стране насчитывается около сотни, операторов платного телевидения — почти две сотни. Даже услуги фиксированной связи сегодня уже не являются исключительной вотчиной «Белтелекома».

Перейдем на межоператорский рынок? Доступ к внешнему шлюзу, пропуск международного и внутреннего межсетевого телефонного трафика, предоставление гарантированной полосы пропуска в сеть для операторов, предоставление в пользование каналов связи — во всех этих и многих других сегментах «Белтелеком» утратил монопольное право на предоставление соответствующих услуг вот уже как несколько лет.

Поэтому процесс демонополизации рынка телекоммуникационных услуг — давно свершившийся факт. Другое дело, что, несмотря на утрату ряда монопольных прав, «Белтелеком» сумел «перестроиться на марше» и завоевать серьезные позиции в ряде новых для себя рыночных сегментов — например, на рынке предоставления доступа в интернет и платного телевидения. Однако этот результат завоеван в борьбе с другими — как частными, так и государственными — операторами и не имеет ничего общего с монопольной рентой.

Почему ADSL-тарифы дороже GPON, хотя скорости ниже?

В настоящее время затраты на содержание медной линии, к сожалению, превышают затраты на содержание оптоволоконной. Отсюда и разница в тарифах.

Собирается ли «Белтелеком» в обозримом будущем повышать или понижать цены на доступ в интернет?

Вопрос ценообразования – один из самых сложных для любого оператора. С одной стороны, это вопрос издержек, которые растут, во-первых, из-за необходимости закупки все более широкой полосы пропуска интернета у зарубежных операторов в силу тяготения абонентов к более «тяжелому» контенту, а во-вторых, из-за периодических колебаний валютного курса (на который завязаны затраты не только на полосу пропускания, но и на телекоммуникационное оборудование).

С другой стороны, это вопрос реакции рынка — мы не можем не учитывать платежеспособный спрос и реакцию конкурентов. Наконец, в силу достаточно серьезных позиций на рынке предоставления услуг доступа в интернет любое повышение цен «Белтелеком» обязан обосновать и согласовать с соответствующими государственными органами.

Если по вине провайдера отсутствует доступ в интернет, почему провайдер не компенсирует это соразмерно тарифному плану?

«Белтелеком» производит перерасчет абонентской платы за период отсутствия доступа к услуге, если неисправность не по вине абонента не была устранена в течение 24 часов в городской и 48 часов в сельской местности. Эти условия прописаны в абонентском договоре на оказание услуг.

Планируется ли стопроцентное покрытие проводной телефонной связью (не WLL) населенных пунктов кроме Минска?

Объективно говоря, стопроцентного покрытия проводной телефонной связью в Беларуси, вероятно, не будет. На территории страны есть отдаленные места, куда любой оператор не станет вести оптоволокно или медную пару, поскольку этот проект не окупится даже через несколько десятилетий. Понятно, что, задавая вопрос о проводном телефоне, абоненты интересуются прежде всего фиксированным доступом в интернет или телевидением (поскольку качество собственно телефонной связи WLL-терминал обеспечивает хорошее). Выходом в таких ситуациях видится использование беспроводных технологий: эфирного коммерческого телевидения, а также технологий 3G и 4G для доступа в интернет.

Будет ли «Белтелеком» снижать цены на международные и межсетевые звонки?

Стоимость звонка с городского телефона на мобильный устанавливается исходя из затрат «Белтелекома», а также мобильных операторов на пропуск трафика по их сетям. Точно так же обстоят дела и с международными операторами при формировании цен на международные звонки.

В последнее время зарубежные операторы, прежде всего европейские, поднимают цены на свою составляющую за такие звонки. Поэтому предпосылок для снижения цен на международные и межсетевые звонки пока нет.

Когда «Белтелеком» предложит тарифы со скоростью выше 100 Мбит/с? Будет ли когда-нибудь физическим лицам доступен гигабитный интернет?

Если бы мы видели, что абоненты массово интересуются скоростью выше 100 Мбит/с, конечно, в срочном порядке решали бы вопрос о соответствующем изменении тарифной линейки. Но из более чем 2,4 миллиона абонентов byfly на тарифном плане «Рекорд 100» обслуживается всего около 3 тысяч. Понятно, что пока о массовом спросе на такие скорости доступа в интернет говорить преждевременно.

Что касается гигабитного интернета, то если в мире появятся технологии или услуги, требующие канала такой величины, а у нас в стране — сколько-нибудь серьезное количество желающих пользоваться интернетом со скоростью 1 Гбит/с за соответствующую стоимость, мы со своей стороны сделаем все необходимое, чтобы предоставить клиенту эту услугу. Техническая возможность для этого есть — соответствующее решение «Белтелеком» демонстрировал на выставке ТИБО-2015.

Почему даже на самых скоростных тарифах «заедает» потоковое видео или тот же YouTube, особенно в пиковое время по вечерам и выходным?

Универсального ответа на такой вопрос нет, поскольку причины могут быть самыми разными: проблемы на передающем сервере, с магистральным каналом передачи данных, с последней милей, с оборудованием абонента и т. д. Поэтому пользователям, сталкивающимся с подобными проблемами, можно порекомендовать не дожидаться возможности задать вопрос через очередной материал на Onliner.by, а звонить в службу технической поддержки. Поверьте, так проблемы абонента будут решены гораздо оперативнее.

Почему на ADSL такая низкая исходящая скорость (0,5 Мбит/с)?

ADSL — это технология, в которой полоса пропускания канала распределена между исходящим и входящим трафиком асимметрично. Так как чаще всего объем входящего трафика значительно превышает объем исходящего, то скорость исходящего трафика значительно ниже.

В настоящее время для удовлетворения потребностей абонентов, для которых еще не построена волоконно-оптическая распределительная сеть, точечно взамен ADSL «Белтелеком» на той же медной абонентской линии предлагает технологию VDSL — сверхвысокоскоростную цифровую абонентскую линию, позволяющую предоставлять клиентам значительно более высокую скорость передачи данных: от 13 до 52 Мбит/с от сети к абоненту и до 10 Мбит/с от абонента к сети при работе в асимметричном режиме.

Раньше часто публиковались новости о расширении канала в сторону Европы и России, а сейчас что-то глухо. Расширяет ли «Белтелеком» внешний шлюз?

Шлюз расширяется регулярно — в соответствии с ростом нагрузки на соответствующих внешних каналах. Другой вопрос, что рядовому потребителю эта цифра вряд ли даст богатую пищу для размышлений, поскольку она напрямую не связана со скоростью интернета в отдельно взятой квартире. Такая информация больше интересует узких специалистов. Ежеквартально Министерство связи и информатизации Республики Беларусь публикует на своем сайте отчет по развитию связи в стране — в числе прочих цифр любой желающий может увидеть там и ширину внешнего шлюза.

Почему скачет пинг в онлайн-играх?

Ответ аналогичен ответу на вопрос со скоростью интернета у отдельного абонента — необходимо разбираться с ситуацией у конкретного пользователя. Отметим, что скачки пинга не всегда свидетельствуют о проблемах с нашей стороны. Они могут быть связаны с самой игрой, сервером, на котором она размещена, количеством игроков и другими факторами.

Кстати, если скорость соединения периодически выходит в пятерку наиболее популярных обращений в службу технической поддержки 123, то массовых запросов о скачках пинга практически никогда не поступает.

Планируется ли расширение списка HD-каналов? Будет ли переход на Full HD, 4К? Если да, то когда? Если нет, то почему?

Вопрос расширения перечня транслируемых в Zala HD-каналов имеет две составляющие. Во-первых, мы работаем в рамках того перечня телеканалов, трансляция которых разрешена в Беларуси. Во-вторых, HD-контент обходится в десятки раз дороже, чем SD. Даже такому крупному оператору, как «Белтелеком», не всегда удается получить выгодные условия для трансляции от правообладателей. Отсюда высокая цена на HD-пакеты и, соответственно, достаточно низкий спрос.

Поэтому ожидания расширения перечня транслируемого HD-контента мы связываем, прежде всего, с развитием национальных каналов. Думаю, абонентам было бы интересно смотреть белорусские телеканалы в высоком разрешении.

Переход на Full HD, 4K — не совсем наша компетенция. Транслировать телеканалы в таком качестве технические мощности «Белтелекома» позволяют, а вот предложений от правообладателей контента пока не поступает. Возможно, потому, что они, как и мы, задаются вопросом, готовы ли абоненты оплачивать высокую стоимость телеканалов в формате Full HD и 4K?

Будет ли «Белтелеком» обновлять приставки ZALA?

Сейчас в эксплуатации находится девять моделей приставок. В среднем каждые два года происходит появление новой модели.

Через GPON у нас и интернет, и телефон. А что делать, если отключат электричество? Ведь в случае непредвиденных обстоятельств никуда нельзя будет дозвониться. В ту же техподдержку «Белтелекома» приходится звонить через мобильный.

К счастью, даже несмотря на грозовые сезоны летом, благодаря слаженной работе энергетиков долгосрочных перерывов в энергообеспечении в стране, как правило, не бывает. А если перерывы в подаче электричества все же случаются, то полагаем, гораздо критичнее для абонента будет работа холодильника летом или отопительного котла зимой. Использование мобильной связи в подобных случаях — единственно возможный и экономически целесообразный вариант.

Почему в 130 нельзя дозвониться с мобильного, а в 123 можно?

Звонок в 123 с мобильного стоит абоненту денег, что порой вызывает нарекания. Если мы сделаем доступным с мобильного и номер 130, звонок также будет не бесплатным. В настоящее время мы ведем переговоры с сотовыми операторами по поводу максимального снижения стоимости таких соединений. А пока с вопросами по услугам наши клиенты могут обращаться с мобильного по городским телефонам сервисных центров (такие звонки обойдутся дешевле, чем звонок на сокращенный номер) и в наши сообщества в социальных сетях.

Будет ли «Белтелеком» предлагать новые GPON-модемы с поддержкой стандарта 802.11ac, которые могли бы по Wi-Fi обеспечивать тарифную скорость в 50—100 Мбит/с?

В связи с ростом количества устройств, находящихся в распоряжении абонентов и использующихся для передачи данных по технологии Wi-Fi, «Белтелеком» в настоящее время прорабатывает вопрос закупки GPON-модемов с поддержкой стандарта 802.11ac (интерфейс Wi-Fi в диапазоне частот 5,0 ГГц).

Почему в техподдержке отказываются помочь абонентам настроить Wi-Fi?

На сайте www.byfly.by можно найти видеоролики, в которых пошагово описана настройка Wi-Fi как для абонентов ADSL, так и для абонентов GPON. Помощь клиенту в решении данного вопроса по телефону может отнять у оператора достаточно много времени, что создаст очередь на линии. Абоненты, которые по какой-либо причине не могут настроить Wi-Fi самостоятельно с использованием видеоподсказок, могут заказать выезд специалиста компании на дом.

IPv6 — когда он уже дойдет до Беларуси? Причем необязательно в чистом виде, хотя бы чтобы 6to4 работал. У меня статический адрес, и 6to4 должен работать. Но увы, доступ на адрес 192.88.99.1, который необходим для работы 6to4, отсутствует.

В настоящее время в «Белтелекоме» прорабатываются механизмы внедрения IPv6 для своих абонентов. В то же время в связи с внедренным алгоритмом NAT операторского уровня компанией обеспечен запас адресного пространства IPv4.

Зачем на всех терминалах включать Wi-Fi, ведь многим абонентам он не нужен? Это создает помехи другим пользователям и засоряет эфир.

Для упрощения настройки абонентом данной технологии ранее мы приобретали оборудование с уже предактивированным Wi-Fi. Начиная c 2016 года «Белтелеком» приобретает оборудование, в котором эта функция не активируется заранее. Соответственно, Wi-Fi теперь включается только по желанию клиента.

Почему «Белтелеком» без согласия абонента «раздает» за его счет сеть WIFI byfly? Ведь это, наверное, небезопасно и злоумышленник может взломать мою сеть?

Согласно абонентскому договору, в рамках оказания услуги абоненту выдается на ответственное хранение терминальное оборудование, собственником которого является «Белтелеком». Сеть WIFI byfly организовывается на оборудовании оператора с использованием отдельных каналов связи, не затрагивающих каналы, которые организованы для оказания услуг абоненту.

Можно ли отключить городской телефон при использовании GPON и не платить за него абонплату? Изначально оператор заявляет, что при подключении IMS нельзя пользоваться интернетом без домашнего телефона.

Да, такой вариант возможен. Однако клиенту в данном случае будет необходимо вносить абонентскую плату за так называемую последнюю милю (канал, соединяющий конечное клиентское оборудование с узлом доступа провайдера). Эта услуга называется «Прямая связь». Для клиентов, использующих телефонную связь, плата за последнюю милю входит в абонентскую плату за телефон.

Очень интересует, почему у многих (к примеру, у меня и всех моих родственников) без их согласия подключилась услуга «Музыкальный марафон»? Пенсионеры даже не в курсе, что она у них есть, однако платят за нее.

Абонент получает от «Белтелекома» только те услуги, которые прописаны у него в соответствующем договоре. Если на этот счет возникают сомнения — всегда можно обратиться за консультацией в сервисный центр компании для проверки перечня заказанных и оплачиваемых услуг.

Подключил услугу «статический IP» для физических лиц. Если буду сидеть на сайтах для взрослых, меня вычислят? А если качать с торрентов?

Согласно Постановлению Министерства связи и информатизации Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и хранения сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах», поставщики интернет-услуг обязаны с использованием аппаратно-программного комплекса формировать и хранить актуальные сведения о посещаемых пользователями интернет-услуг интернет-ресурсах в течение одного года.

Кроме того, согласно Указу №60 Президента Республики Беларусь, поставщики интернет-услуг обязаны осуществлять идентификацию абонентских устройств при оказании интернет-услуг, учет и хранение сведений об абонентских устройствах, а также сведений об оказанных интернет-услугах.

Есть ли техническая возможность совершения видеозвонков на базе платформы IMS «Белтелекома»?

Техническая возможность совершения видеозвонков на базе платформы IMS имеется. Однако мы пока не просматриваем вариантов коммерциализации данной услуги в условиях жесткой конкуренции со стороны бесплатных сервисов предоставления видеозвонков.

Кабели, адаптеры и разветвители в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by

Автор: Константин Сидорович. Фото: Алексей Матюшков
ОБСУЖДЕНИЕ