17 944
13 сентября 2016 в 8:00
Автор: Виталий Олехнович. Фото: Александр Никонов

Наши дети станут круче нас. Как в Беларуси второклашек будут готовить к карьере программиста

Автор: Виталий Олехнович. Фото: Александр Никонов

Этот учебный год для некоторых белорусских школьников станет особенным. Ребята получат шанс уже в начальных классах соприкоснуться с программированием, чтобы в будущем, возможно, связать свою карьеру со столь прибыльной и перспективной IT-сферой. Onliner.by посетил Парк высоких технологий, где тренируют учителей для будущих юных «айтишников», и узнал, почему программирование называют «второй грамотностью».

Накануне нового учебного года в бизнес-инкубаторе ПВТ жарко. Сегодня там работают на перспективу не ближайшего, а довольно отдаленного будущего.

— Очень важно, чтобы люди, которые через пару лет станут взрослыми в мире, полностью подключенном к интернету, были грамотными в техническом плане, умели общаться с технологиями на их языке. Ближайшее будущее покажет, превратимся ли мы в нацию потребителей высоких технологий либо станем созидателями, пионерами новых технологий, — прогнозирует заместитель директора ПВТ Александр Мартинкевич.

Совместно с Министерством образования Парк высоких технологий работает над большим проектом, который растянется на несколько лет. По мнению его создателей, наши дети должны уметь не только писать, читать и считать. Критически важно, чтобы уже с первых классов они приобщались к программированию, IT-сфере, которые в ближайшие годы станут если не основой, то уж точно неотъемлемой частью экономики любого государства. Сегодня в мире насчитывается только 18 стран, где на разных уровнях в школьную программу внедрено программирование. Сейчас оно приходит и в Беларусь — в виде еженедельного факультатива со второго класса.

— С каждым периодом времени понимание грамотности меняется. В Средние века феодал полагал, что не барское это дело — считать коз и овец. Были специальные люди, которые этим занимались. И никто не считал бар неграмотными. Если в 18—19 веках ты умел читать, это было здорово. Ты мог даже не уметь писать, однако считался грамотным человеком. В 20-м веке требования к грамотности подросли: уже важно было уметь читать и писать.

Мы думаем, что в 21-м веке к умению читать и писать необходимо добавить основы навыков программирования.

Наш проект интересует три категории людей. Во-первых, это дети. Им интересно, для них это драйв и что-то новенькое в школьных буднях. Во-вторых, педагоги. Современная программа не только помогает заниматься интересными вещами, но и повышает уровень квалификации. В-третьих, родители. Ведь они хотят, чтобы дети были грамотными с малых лет занимались чем-то перспективным.

Сомневаюсь, что сегодня актуально в 6-м классе рассказывать школьникам устройство мышки, а в 10-м объяснять, что такое электронная почта. Дети понимают все это уже с первых классов, потому как активно пользуются компьютерами и программами. Мы считаем, что ориентацию на пользование в современном образовании надо менять. Мы можем понимать программы, но не умеем их писать. Не понимаем, как эти вещи программировать.

А потому девизом и принципом новой учебной программы, которая выходит из стен ПВТ, стала фраза «Программирование — это вторая грамотность».

— Независимо от того, кем будет человек (врачом, биологом), он должен разговаривать с компьютерами и вещами на одном языке. Совместно с Министерством образования мы разработали два курса, которые позволяют ввести основы программирования со 2-го класса во всех школах. Для младших школьников 2—4 классов упор в программе будет сделан на творческую деятельность, элементы геймификации, новейшие технологии, чтобы детям было интересно учиться.

Для этих целей была выбрана среда программирования Scratch, разработанная американцем Митчеллом Резником и ориентированная на детей. Как говорит Александр Мартинкевич, опыт показывает, что это самая лучшая точка входа к изучению основ программирования. Чтобы начать программировать, нужно только уметь читать.

— Ее плюс в том, что это визуальная среда. Дети сегодня не ленивые, они просто непоседы. Как было раньше? «Напиши программу, а через неделю мы посмотрим, что получится». Я предполагаю, что через три дня ребенок будет уже резаться в футбол во дворе. Он хочет написать и сразу увидеть, как код превращается в визуальный результат.

В 6-м классе на информатике детям необходимо писать код, до визуального воплощения которого добираются не сразу. В Scratch школьник сразу видит, как его команды «повернуть направо», «идти налево» влияют на объект программирования. Программа обучения выстроена таким образом, что уже в конце урока ребенок видит результат своих трудов.

Важно запускать это со 2—3 класса. Ведь в этом возрасте у детей очень гибкий ум. Шахматы — гимнастика ума, математика приводит в порядок логику, Scratch дает алгоритмическое мышление.

Факультативы через игру и творческие проекты позволяют детям заложить базис в логике и алгоритмизации, столь полезных для профессионального «айтишника».

При создании программ мы не только опирались на бесплатные библиотеки, которые существуют в сообществе Scratch, но и выслушивали пожелания педагогов. Взять, например, список словарных слов, которые сложно запоминаются. Можно заставить зазубрить их, а можно подать это через игру, создание электронных кроссвордов, ребусов и т. д. В процессе ребенок усвоит эти слова легче. Аналогичным образом можно использовать стихотворения, которые необходимо учить наизусть. Ту же историю о зеленом дубе у Лукоморья можно подать в виде мультфильма с персонажами, красиво нарисованными профессионалами. И на уроке литературы ребенок может показать это стихотворение как какой-то мультик, развлекательный элемент.

Более взрослых детей Парк высоких технологий предлагает заинтересовать созданием компьютерных игр. Перед специалистами стоит задача сделать так, чтобы дети не тратили время играя, а сами создавали эти игры и, как ни удивительно, зарабатывали деньги.

— Есть примеры, когда идеи для игр становились хоть и небольшим, но доходом индийских школьников. Маловероятно, что учащиеся сразу же создадут идею на миллион, однако сам процесс будет им интересен. К тому же наши ведущие резиденты — Wargaming, Melesta, Vizor — помогают в разработке курсов по созданию игр. Например, для школьных учителей мы проводили тренинг, где геймдизайнер из компании Vizor обучал тому, как правильно выстроить процесс создания игры.

Чтобы запустить эту амбициозную инициативу во всех белорусских школах, организаторам пока не хватает учителей. Есть программа, ее основные темы, но отсутствует методика обучения. За текущий учебный год самыми передовыми учителями и школами будут отработаны методики. На специальной интернет-площадке Scratch.by построят сетевое сообщество преподавателей, где они после уроков смогут делиться своими наработками. Лучшие будут попадать в методическую копилку, откуда другие учителя смогут черпать новые идеи.

— Тема живая и интересная, каждый день приходит до десятка писем от преподавателей, которые желают записаться на курсы. Это и молодые, и педагоги со стажем в 20 лет. Если бы мы попытались переобучить собственными силами их всех, то на это ушло бы порядка 10 лет. Ведь проект ориентирован не только на учителей информатики, но и на наставников начальных классов школы. А потому мы постараемся выстроить систему, когда наши партнеры во всех регионах Беларуси (педагогические университеты, учреждения повышения квалификации) будут внедрять эти учебные модули в свои системы.


Что касается учителей, то они и сами уверены, что детей к программированию лучше готовить заранее. Pascal для учащихся 3—4 классов скучноват, а Scratch дает богатое поле для деятельности. Как говорит Наталья, учитель информатики из Рогачева, с этой средой она познакомилась еще в прошлом году. Быстро собралась платная группа ребят и их родителей, интересующихся программированием. С этой группой удалось даже провести турнир по компьютерным играм на Scratch: дети сами писали игры, сами защищали свои проекты и выбирали лучших.

— Этот язык готовит детей к взрослой жизни, учит находить решения для возникающих проблем, отвечать за свою деятельность. После тренировок на Scratch школьники довольно просто переходят к Pascal.

У меня был девятиклассник, двоечник. Однако он заинтересовался Scratch, практически самостоятельно его изучил, написал игру для двух пользователей. Это не просто детская игра в программиста. Они действительно настоящие программисты, просто пока в Scratch.

Жесткие диски в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by