Когда трава была зеленее. «Олдскульные» игры, в которые должны поиграть все

 
13 июля 2016 в 8:00
Источник: Станислав Иванейко
Источник: Станислав Иванейко
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Сколько вращается планета — столько идут разговоры о том, что раньше было лучше. Даже если это правда, то старых порядков уже все равно нет, а Земля по-прежнему крутится, и ничего с ней не случилось. Мы заглянули во времена, когда солнце якобы светило ярче, и вспомнили игры, оказавшие серьезное влияние как на жанры, так и на всю индустрию. Здесь собраны только серии, начатые в девяностых годах — иначе список получился бы безразмерным.

Baldur’s Gate

Это вторая выпущенная BioWare игра — тогда разработчики вряд ли догадывались, что спустя десять лет их студия станет одной из ведущих по созданию RPG. Mass Effect, Star Wars: Knights of the Old Republic, Dragon Age, Neverwinter Nights — BioWare выпустила большинство культовых ролевых проектов.

Baldur’s Gate опирается на фэнтезийную серию «Аватары». Действие происходит во вселенной Forgotten Realms. Если это ни о чем не говорит, то достаточно знать, что одних только литературных произведений в «Забытых королевствах» насчитывается больше двух сотен. Главный герой Baldur’s Gate неожиданно узнает, что он сын не какого-нибудь местного ремесленника, а настоящего бога убийц — Баала. Более того, у персонажа есть еще и сводный брат, который страсть как хочет убрать всех наследников и стать новым богом. Нам предстоит сколотить отряд единомышленников и уничтожить наглого брата, который собирается погрузить мир во тьму.

Игра привнесла в жанр не только увлекательную механику боев в реальном времени, но и переосмыслила ролевую составляющую. На самом деле за аббревиатурой RPG стоит не только возможность улучшения характеристик персонажа (сила, выносливость, запас здоровья и прочее), но и куда более важный момент — свобода поведения. Станете вы положительным героем или уничтожите мирное поселение, спасете путника от бандитов или бросите на погибель — зависит от вас.

Также большое внимание уделяется компаньонам: они общаются между собой, высказывают свои мысли по поводу ваших действий, а в Baldur’s Gate 2 можно даже начать некое подобие отношений. Серия считается одной из лучших RPG в истории. Благодаря вышедшим несколько лет назад ремейкам можно легко запустить Baldur’s Gate на современных версиях Windows и мониторах с высоким разрешением.

Fallout

Fallout была не первой постапокалиптической RPG, однако в первую очередь вспоминают именно ее. На самом деле ролевая игра в пережившем ядерную войну мире вышла примерно десятью годами ранее — это была Wasteland. Разработкой занималась студия Interplay, которая впоследствии издала Fallout.

По сути Fallout — идейный наследник Wasteland, но поскольку у издателя уже не было прав на использование этого названия, игру окрестили «Фоллаутом». Компания Black Isle Studios выпустила всего восемь проектов, но даже с одной только серией постапокалиптической RPG она навсегда вошла бы в пятерку, а то и тройку самых значимых студий для индустрии.

В Fallout мы играем за жителя «Убежища 13» — бункера, где люди худо-бедно наладили быт и ждут, пока уровень радиации нормализуется и можно будет снова выйти на поверхность. Связи с внешним миром нет, и они понятия не имеют, что жизнь продолжается, пусть и совсем другая: в покосившихся домиках обитают мирные жители, бандиты убьют любого за крышечку от бутылки газировки (здешняя валюта), мутанты охотятся на людей. Безопасной жизни в неволе приходит конец, когда героя отправляют найти чип для подачи воды — если этого не сделать, «Убежище 13» обречено.

Мы выходим из стен бункера и оказываемся вольны заниматься чем хотим: следовать сюжетной линии, выполнять второстепенные задания, изучать территорию. Это сейчас никого не удивить открытым миром — он есть и в шутерах, и в RPG, и в гонках. А на 1997 год свобода действий, вариативность прохождения и проработка мира поражала. Спустя всего год вышла вторая часть, которая стала лучше по всем параметрам. Зато Fallout 3 пришлось ждать целых десять лет, и до конца не было уверенности, что серия вообще получит продолжение. Но теперешний издатель Bethesda поставил франшизу на конвейер, поэтому можно ожидать регулярного выхода новых частей.

Wasteland тоже получила продолжение — в 2014 году вышла Wasteland 2. Игра в целом высоко оценена прессой.

Diablo 

Diablo — не ролевая игра в чистом виде, а основоположница экшен/RPG. На первый план выходят сражения с противниками, которые обладают серьезным численным преимуществом. Разветвленная система диалогов, линии поведения, вдумчивые разговоры с персонажами — это все лишнее, когда на вас прут десятки зомби, змеедемонов и суккубов. Diablo оказалась успешной благодаря тому, что Blizzard поставила на первое место битвы, но не ролевые элементы.

Идея игры простая: выбираем одного из трех героев (воин, маг, разбойница) и идем через подземелья до самого Ада, чтобы убить Дьябло. Проект удачно использует случайную генерацию уровней и снаряжения. К примеру, в одном и том же сундуке каждый раз может находиться новое оружие — как бесполезное, так и мощное. Окружение тоже немного видоизменяется, поэтому с реиграбельностью у проекта все в порядке.

Diablo породила множество игр, которые пытались встать на одну ступень с ней, но серия осталась непревзойденной. В достойные соперники можно записать Titan Quest и Dungeon Siege.

Half-Life

После игр от id Software (авторы Wolfenstein, Doom и Quake) шутеры топтались на месте до появления Half-Life. Компания Valve обратила внимание не столько на геймплей, сколько на повествование и вовлечение игрока в происходящее. У вас практически никогда не забирают контроль над персонажем, а роликов вообще нет — вся игра проходит исключительно от первого лица, причем герой не произнесет ни слова. Считается, что таким образом вы еще сильнее отождествляете себя с подопечным.

В центре внимания оказывается не прожженный вояка, а классический с виду ботаник — ученый в области физики Гордон Фримен. Эксперимент на секретном комплексе прошел неудачно: сюда хлынули обитатели другого мира. Дальше начинается интересный шутер с сообразительными противниками и оригинальным оружием — от монтировки до тау-пушки.

Half-Life полна недомолвок. Некоторые детали сюжета так и не раскрыты: например, совершенно непонятно, кто такой G-Man — загадочный человек в костюме и с чемоданчиком. Он появляется в важные моменты, нагоняет речами интриги и исчезает. Вторая часть игры вышла в 2004 году и вновь стала прорывной — на этот раз в плане физики предметов. Затем Valve анонсировала четыре эпизода, из которых вышло только два. Четвертый отменен, а по поводу третьего официально ничего не известно. Поскольку Valve уделяет много внимания сетевым играм (Left 4 Dead 1—2, DotA 2, Team Fortress 2) и явно получает приличные суммы со своего сервиса Steam, развитие серии Half-Life вряд ли находится в приоритете компании.

Warcraft

Серия оказала большое влияние на развитие жанра стратегий в реальном времени. Франшиза продолжает расширяться: совсем недавно вышел вполне годный, но далеко не идеальный фильм «Варкрафт», который с большой долей вероятности получит сиквел. Лента посвящена событиям первой игры — если пропустили Warcraft: Orcs & Humans, можно посмотреть кино и понять, как зарождалась серия.

Тихая жизнь Азерота нарушена вторжением орков: мир зеленокожих существ мертв, и они перебираются в людские владения, уничтожая все вокруг. Взяв командование над одной из сторон, нам предстоит либо защищать, либо захватывать территории. Стратегия стала фантастически успешной, каждая следующая часть оказывалась лучше предыдущей.

Need for Speed

В СНГ девяностых годов со скрипом развивался рынок приставок, о PlayStation-эксклюзивной серии Gran Turismo мало кто слышал. Зато Need for Speed была знакома многим. Красивые автомобили, аркадная физика, быстрый геймплей — от гонки тогда ничего другого не требовалось. Первая часть явилась миру в 1994 году, а сиквел вышел в 1997 году. Дальше серия начала обрастать новыми элементами: в Hot Pursuit были затяжные погони с полицией, Porsche Unleashed предлагала довольно реалистичную физическую модель, а в 2003 году появилась одна из самых удачных частей.

Если при «Э-рон-дон-дон» у вас ничего не екнуло, то вы, видимо, родились примерно в то же время, когда вышла Need for Speed: Underground. Разработчики идеально угадали с сеттингом: подогретая успехом «Форсажа» публика сметала с полок новую гонку, которая была целиком посвящена нелегальным уличным заездам и тюнингу автомобилей. Вместо недосягаемых Lamborghini и McLaren тут правильные пацанские машины: Nissan 350Z, Toyota Celica, Volkswagen Golf GTI и другие. Причем автомобили можно знатно «заколхозить». Неоновая подсветка днища, абсурдно вычурные бамперы, антикрыло размером с парковую скамейку, наклейки «Street Racing» — в глубинке и сейчас такую машину будут провожать восхищенными взглядами.

Need for Speed все еще популярна, но удачные части встречаются редко. Разработчики стараются добавить побольше зрелищности и кинематографичности, хотя было бы достаточно сделать просто вменяемую физику и адекватный баланс.

Duke Nukem 3D

Первые две части Duke Nukem были с видом сбоку, а при переезде в трехмерное измерение шутер получил привычную камеру «из глаз». Дюк Нюкем — квинтэссенция брутальных героев всех боевиков. Арнольд Шварценеггер, Дольф Лундгрен, Сильвестр Сталлоне и Жан-Клод Ван-Дамм — просто детишки в сравнении с Нюкемом, даже вместе взятые.

Герой олицетворяет собирательный образ крутого мужика с завышенной до небес самооценкой. Хотя герою можно многое простить: все-таки не каждого нарцисса отправляют разобраться с инопланетянами, которые похищают земных женщин. В Duke Nukem 3D герой часто комментирует происходящее, что вообще не свойственно играм того периода. Подходите к зеркалу — Дюк замечает, что выглядит превосходно. Заглянули в туалет по делу — и персонаж удовлетворенно произносит: «Так-то лучше». Сейчас Дюк определенно бóльшую часть игры делал бы «селфи» в зеркалах, но тогда о тренде никто не знал, равно как и о камерах в мобильниках. Не будь в игре такого харизматичного героя, Duke Nukem осталась бы незамеченной. Но колоритный блондин никого не оставит равнодушным.

StarCraft

Еще одна культовая стратегия от Blizzard. Разработчики создали три не похожие друг на друга стороны конфликта, причем стиль прохождения за каждую существенно отличается. Выглядящие как насекомые зерги представлены слабыми, но дешевыми в производстве юнитами, которые буквально давят числом. Самая развитая раса протоссов — полная противоположность: создание отрядов влетит в копейку, но и каждый боец довольно силен. Терраны, они же люди, в плане юнитов стоят где-то посередине между протоссами и зергами. При этом имеют важное отличие: многие базовые постройки можно перемещать — удобно, когда ресурсы поблизости закончились.

StarCraft — быстрая стратегия, которая все время дает новые задания и больше ориентирована на бои, чем на неспешное развитие. Игра стала популярной дисциплиной в киберспорте благодаря выверенному балансу. Разбитая на три части StarCraft 2, по отдельной кампании за каждую расу (люди — Wings of Liberty, зерги — Heart of the Swarm, протоссы — Legacy of the Void), оказалась не менее интересной.

Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia

Все «Герои» культовые, но третья часть — особенно. Среди фанатов она обычно считается лучшей. Знакомство с пошаговыми стратегиями для многих игроков началось именно с Heroes III.

Вы исследуете территорию, захватываете поселения и участвуете в сражениях. Помимо развития городов, что открывает доступ к лучшим заклинаниям и юнитам, нужно следить за численностью своей армии — битвы играют важную роль в Heroes. Сражения тоже пошаговые: сначала делаете ход вы, потом противник, далее вновь ваша очередь, и так до победы.

Серия жива и поныне, но с последними частями все не очень хорошо. Вышедшая в прошлом году Might & Magic Heroes VII кишела техническими ошибками, искусственный интеллект вел себя неподобающе, а графика не отвечала современным стандартам. Зато в честь пятнадцатилетия Heroes III был выпущен HD-ремейк на PC и мобильных платформах, и уж с ним-то полный порядок.

Grand Theft Auto 

Серия появилась в 1997 году. Несмотря на кардинальные отличия по сравнению с новыми GTA, базовые принципы не меняются на протяжении почти двадцати лет: мы играем за преступника или близкого к криминалу человека, который ведет нелегальные дела, устраивает лихие погони, занимается массовыми угонами машин и легко может убить любого прохожего.

GTA в чем только не обвиняли: и в чрезмерной жестокости, и в демонстрации насилия, и разве что не в глобальном потеплении климата Земли. Серия дает свободу действий, а как ей распоряжаться, зависит от пользователя — поэтому не игра такая, а люди. На момент выхода ничего похожего на GTA не существовало — это была интерактивная версия криминальных боевиков и остается таковой поныне. Плюс тонкая сатира и пародия на американскую действительность, хотя большинство моментов поймут только сами жители США.

После GTA с двумя аддонами (London 1969 и London 1961) вышел неплохой сиквел, а затем серия перевернула все вверх дном: GTA 3 переехала в трехмерное измерение. Экшенов с открытым миром, да еще от третьего лица тогда практически не было — игра стала революционной.

Wolfenstein 3D

В названии игры скрывается большой обман. На самом деле 3D здесь нет — это псевдотрехмерный шутер, как тогда его называли.

Герой, Уильям Блажкович, должен сбежать из замка нацистов и заодно разрушить их планы по завоеванию мира. Также сюда оказываются приплетены мутанты, которых создавали подчиненные фюрера. Шутер от первого лица воспринимался свежо, в начале девяностых это было новое слово в играх.

Серия Wolfenstein недавно была перезапущена: боевик с подзаголовком The New Order вновь рассказывает о Блажковиче. В игре необычная стилистика: встречается одновременно черный юмор, запредельная жестокость и напряженные сцены, что роднит проект с «Бесславными ублюдками». Не исключено, что фильм Тарантино был для разработчиков одним из источников вдохновения.

Quake

Серия Quake сделала для игровой индустрии едва ли не больше, чем Doom и Wolfenstein 3D. Главная заслуга шутера — игра была «по-честному» трехмерной, в отличие от других проектов id Software. Первые две части Doom и Wolfenstein 3D лишь казались выполненными в 3D, но с технической точки зрения они были псевдотрехмерными. Каждый тип врага, к примеру, имел несколько изображений в 2D. С какого ракурса смотрите на противника, та картинка и подставляется.

В Quake все иначе: модели выполнены из полигонов, а не спрайтов, то есть имеют объем. Игра доступно показала все преимущество трехмерного мира, и 2D немедленно ушло в прошлое. Еще одно достижение id Software — именно с Quake началась мода на киберспорт. Пользователи досконально исследовали сетевые карты, находили лазейки и учились за долю секунды попадать врагу в голову с противоположной стороны локации.

Quake отметилась саундтреком от Трента Резнора, фронтмена Nine Inch Nails, а с недавних пор еще и обладателя «Оскара». Шутер стал новой вехой игровой индустрии. Вторая и третья части тоже были безупречны, а с Quake 4 получилось не очень хорошо: проект хвалили, но не более того.

Command & Conquer

Футуристичная стратегия рассказывает о борьбе за ценный ресурс тиберий. До появления StarCraft это была лучшая нефэнтезийная RTS. В игре две основные стороны конфликта: Глобальный Совет Безопасности и террористическая группировка «Братство Нод». C&C понравится людям, которым лень думать в стратегиях: тут вполне можно победить количеством, но не всегда.

Разработчики создали ответвление во вселенной Command & Conquer, которое выросло до масштабов собственной подсерии. Игры с подзаголовком Red Alert категорически запрещено запускать тем, кто лишен чувства юмора, кругом видит агентов госдепа и уверен, что это капиталисты загадили его подъезд. Red Alert первоклассно иронизирует над СССР и западными стереотипами о Советском Союзе: чего только стоят боевые медведи с серпами и молотами на намордниках.

История Command & Conquer закончена в C&C 4: Tiberian Twilight, но не исключено, что серия еще вернется.

Sid Meier’s Civilization

Стратегия выделяется глобальным подходом. Под вашим контролем оказывается не какая-нибудь провинция или армия, а настоящая цивилизация. Начинаете играть за практически беспомощных неандертальцев, и через пару недель благодаря мудрому правлению они уже летят в космос и осваивают нанотехнологии.

Игра позволяет осуществить заветную мечту таксистов, парикмахеров, да и вообще всех людей: вы покажете, как надо управлять государством. Будете дипломатом с подвешенным языком или объявите оппоненту войну, наладите торговые отношения либо уйдете в изоляцию, установите демократию или монархию — решайте сами.

Первая часть Sid Meier's Civilization вышла в 1991 году, с тех пор появилось пять номерных игр и дополнения к ним. В настоящее время разрабатывается Civilization 6, релиз планируется 21 октября этого года.

Monkey Island

Завершает эту подборку серия квестов. Первая часть вышла в 1990 году и называлась The Secret of Monkey Island. Все в духе приключенческих игр: пираты, призраки, сокровища и позитивная атмосфера происходящего.

Это образцовый квест, в котором нужно собирать всевозможный хлам, накручивать мышкой километры в поисках активных точек экрана, общаться с персонажами и решать головоломки. Последняя игра серии вышла в 2009 году. Из-за низкой популярности классических квестов судьба Monkey Island выглядит туманной.

Подгузники в каталоге Onliner.by

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by