Страшно, аж жуть! Лучшие хоррор-игры

 
13 мая 2016 в 8:00
Источник: Станислав Иванейко
Источник: Станислав Иванейко

В хорроры нынче записывают любую игру, в которой есть прыгающие с воплями монстры. Но иногда появляются по-настоящему страшные проекты, проходить которые ночью одному как-то некомфортно. Ставить их в один ряд с экшенами вроде Dead Space — все равно что сравнивать Говарда Лавкрафта с каким-нибудь Клайвом Баркером. Представляем подборку действительно жутких игр, от которых порой становится не по себе. И дело не в мерзких существах, которые могут на вас броситься, а в ощущении, что они все время рядом и лишь ждут подходящего момента.

Slender

Серия включает две игры — The Eight Pages и The Arrival. По описанию и скриншотам невозможно понять, что делает эти хорроры настолько жуткими. Однако напряженная обстановка натягивает ваши нервы похлеще струн всего за пару минут, пока наконец Слендер вас не сцапает. И только в этот момент можно расслабиться: худшее позади, непонятное существо уже настигло вас и убило. Намного страшнее — убегать от него, зная, что уйти почти никогда не получается.

Слендер как персонаж появился в 2009 году, его выдумал пользователь форума Something Awful. Человек выложил несколько обработанных фотографий, на которых был виден необычного телосложения мужчина — очень высокий и худой, с неестественно длинными руками. Лица у него не было. Снимки сопровождались историей о пропавших детях, в исчезновении которых подозревали Слендера. Историю подхватили и развили, появились видеоигры и даже одноименный фильм ужасов.

Игра The Eight Pages элементарна в своей сути: нас выпускают в лес, где нужно собрать восемь записок, оставленных жертвами чудовища. С каждым найденным листком существо подбирается к нам все ближе, и останавливаться нельзя ни на секунду. Поначалу чувствуешь себя вольготно, но взяв четвертую-пятую записку, начинаешь напрягаться: Слендер уже совсем близко. Если посмотреть на него, то экран покроется помехами, а монстр схватит вас. Увидев противника, нужно бежать со всех ног. В вышедшей год спустя The Arrival появился более внятный сюжет с действующими лицами, но игровой процесс изменился слабо. Половина атмосферы обеих частей Slender держится на звуковом сопровождении — играть строго в наушниках и на высокой громкости, чтобы вздрагивать от любого шороха.

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth

Произведения одного из величайших писателей жанра хоррор Говарда Лавкрафта ни на что не похожи. Густая атмосфера, длиннющие предложения, пробирающие до мурашек описания — его рассказы нужно просто прочитать, чтобы навсегда в них влюбиться либо посчитать писателя бездарем, ибо остаться равнодушным к его творчеству невозможно. Мало кто может несколько абзацев описывать цвет кожи покойника или запах земли в свежевырытой могиле.

Игру по мотивам произведений Лавкрафта создавали невероятно долго, а студия закрылась вскоре после релиза. Продолжения мы так никогда и не увидим. Между тем это один из самых страшных хорроров даже сейчас, спустя десять лет после выхода. Пусть графика и тогда не поражала воображение, но безупречная работа со звуком и нагнетанием атмосферы до сих пор достойна высшей оценки. Во время прохождения некоторых эпизодов руки начинают трястись: чего только стоит побег из гостиницы от толпы разъяренных психов и мертвая девочка в окровавленном переднике, которая бродит по канализации.

Действие происходит в двадцатые годы двадцатого века: детектив Джек Уолтерс приезжает в городок Иннсмут расследовать исчезновение одного человека. Сперва кажется, что неприветливые жители с их странными речами — защитная реакция на чужака, но все оборачивается куда страшнее. Местечко контролирует «Тайный Орден Дагона», который поклоняется водному чудищу-божеству. От происходящих событий и увиденных ужасов герой постепенно теряет рассудок: ему слышатся голоса, которые становятся все более реалистичными, а в некоторых случаях Джек может и вовсе свести счеты с жизнью. Call of Cthulhu — штучный продукт, который пробирает до мурашек и идеально передает атмосферу книг Лавкрафта.

Outlast

Хоррор имеет банальную завязку, которую не один десяток раз использовали сценаристы фильмов. В заброшенной психиатрической лечебнице «Маунт Мэссив» проводили некие опыты. Что получилось в результате, никто не знает, но журналисту Майлзу Ашеру непременно нужно это выяснить. Он отправляется все проверить, даже не подозревая, с чем на самом деле столкнется. Привычный ко всему герой поначалу скептически относится к мистике и монстрам. Его можно сравнить с героем рассказа «1408» Стивена Кинга: человек, полагающийся сугубо на здравый смысл, сталкивается с тем, что находится за гранью понимания.

Здесь проводились эксперименты по изменению физического состояния людей, а также развивались сверхъестественные способности. Результатом оказались отвратительного вида монстры, которые некогда были душевнобольными людьми, — сочетание вдвойне более опасное, чем просто монстры или лишившиеся рассудка пациенты. Будь у Майлза арсенал, как у героя Doom, проблем бы не возникло: зажимаешь кнопку стрельбы и идешь по коридорам. Но наш подопечный — журналист, который не держал ничего тяжелее видеокамеры. Аппаратура, кстати, важна для прохождения: помогает видеть в темноте, а иногда и подскажет о монстрах неподалеку. Герой совершенно беспомощный, он может только убежать и спрятаться в каком-нибудь шкафу, а потом, затаив дыхание, ждать, чтобы экс-пациент «Маунт Мэссив» не пошел в его сторону.

Дать врагу отпор вы не способны. Во время прохождения нужно все время подмечать места, в которых при необходимости можно укрыться. Заброшенная психбольница с ее обитателями — избитый сюжет, но атмосфера в Outlast на самом деле пугает. Дискомфорт достигается во многом благодаря слабому герою — с дробовиком и штурмовой винтовкой вы чувствовали бы себя увереннее, согласитесь. Постоянное ощущение опасности и незащищенности делает Outlast одной из самых жутких игр последних лет.

Amnesia

Проекты The Dark Descent и A Machine for Pigs связывает между собой только вселенная и схожий игровой процесс. В The Dark Descent главный герой Даниэль просыпается в особняке, не помня, кто он и как здесь оказался. Быстро выясняется, что протагонист принял лекарство для полной амнезии, потому как не мог выносить тяжелую душевную травму. Нам нужно убить барона, живущего в этом же замке. И без того непростая ситуация осложняется тем, что героя преследует загадочная Тень.

Записки, которые мы находим по ходу игры, проливают свет на прошлое Даниэля: он был археологом, который во время одной из экспедиций нашел магический артефакт. Дальше начинают происходить всякие странные вещи, а люди из той экспедиции погибают, и наш герой следующий.

Основную часть времени Даниэль бродит по закоулкам особняка, решает головоломки и прячется от врагов. В Amnesia перешла интересная «фишка» из серии Penumbra, которую также разрабатывала Frictional Games, — аналоговое взаимодействие с предметами. Скажем, дверь можно как распахнуть, заявив монстрам о своем присутствии, так и слегка приоткрыть — чтобы выяснить через щель, есть ли там опасность. То же касается многих других объектов. Игра характеризуется напряженной атмосферой, иногда идти дальше совсем не хочется, но понимаешь, что выбора все равно нет. Разработчики умеют создавать мрачный антураж, в этом им не откажешь.

Следующая игра серии — A Machine for Pigs — рассказывает историю промышленника Освальда Мандуса, который стал жертвой странной лихорадки. Герой тоже не помнит, что с ним случилось, а когда узнает, легче ему не становится. Успешный магнат оказался на грани разорения и убил своих детей. Теперь ему предстоит исправить некоторые ошибки прошлого, потому как случившееся — это еще не самое страшное.

Silent Hill

Все игры серии хороши, но самыми жуткими были ранние части. В оригинальной Silent Hill действие происходит в мрачном городке с одноименным названием, где оказываются главный герой с приемной дочерью. В самом начале игры девочка пропадает, и нам ничего не остается, кроме как отправиться на ее поиски. Затем следует череда необычных событий: нашлось место и личным трагедиям, и мистике, и безысходности.

Игра Silent Hill использует приемы, свойственные жанру психологических ужасов. В основе лежит принцип эмоциональной шаткости действующих лиц. Грубо говоря, герой не идет с грозным взглядом навстречу монстрам, а постоянно всего боится, но и отказаться от продолжения пути не может. В игре это дополняется превосходной работой со звуком. Подтверждением выдающегося саундтрека служит выпуск диска Silent Hill Original Soundtracks — не уникальное, но все же редкое явление.

Вторая часть игры рассказывает еще более мрачную историю о мужчине, который получает письмо от умершей жены — она просит его приехать в Сайлент Хилл. Терзаемый горем вдовец отправляется туда, еще не подозревая, какие тайны ему откроются — в том числе и о смерти супруги. Игра впечатляет проработкой сюжета и персонажей. Третья часть Silent Hill является продолжением оригинального проекта, а дальше серия пошла по наклонной: меньше хоррора, больше экшена.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by