Жаба vs гадюка. Рецензия на блокбастер «Бэтмен против Супермена»

 
25 марта 2016 в 8:00
Автор: Константин Сидорович
Автор: Константин Сидорович

Тот факт, что даже в рабочее время буднего дня кинозал, где крутили один из первых сеансов нового блокбастера, оказался забит людьми (и отнюдь не школьного возраста, так что каникулы ни при чем), лишний раз указывает на то, что комиксы получили второе дыхание и стали чуть ли не главным киноразвлечением года. Вспомните сами — едва ли не каждый месяц нам показывают если не «Дэдпула», то «Фантастическую четверку» или «Человека-муравья». Март 2016-го останется месяцем Человека — летучей мыши и Супермена.

Перед походом в кино взгляд упал на несколько зарубежных отзывов. Критики разнесли фильм «Бэтмен против Супермена» в пух и прах. Главная претензия — в нем нет шуток, зато есть чрезвычайно затянутый хронометраж. И это правда. Лента идет два с половиной часа, причем первые 120 минут на экране не происходит почти ничего по-блокбастерному интересного. Что касается юмора, то с этим совсем беда. Если «Дэдпул» был просто не смешной, то «Бэтмен против Супермена» совсем не смешной, только пыжится от своей напускной серьезности. Но несмотря на все это, мы говорим картине скорее обнадеживающее «да», нежели категорическое «нет».

«Ты ничего не должен этому миру»

Восприятие любой ленты, а в случае с фильмом «Бэтмен против Супермена» это тем более справедливо, зависит от вашего личного опыта и предпочтений. Автор рецензии, например, не ярый фанат комиксов, но к картинам на их основе относится нейтрально. Мне нравится Бэтмен, но я терпеть не могу Супермена, уважаю как актера Бена Аффлека и, мягко говоря, недолюбливаю Генри Кавилла. Все это накладывается одно на одно, создает определенный настрой, с которым вы идете на фильм, и влияет на конечное восприятие голливудского продукта.

А ведь есть еще стиль режиссера, который можно принимать или нет. Зачастую он совсем не виден, а иногда каждым кадром отмечает словно подписью: сие творение — мое. Зак Снайдер как раз из тех, чей почерк легко узнается. К ужасу многих, «Бэтмен против Супермена» — самое что ни на есть авторское кино.

В копилке режиссера всего семь фильмов, зато появления каждого из них ждут так, будто это выходят новые «300 спартанцев». Однако в основном работы Зака Снайдера вызывают полярную реакцию — они либо нравятся, либо нет, средние оценки люди ставят редко.

«Бэтмен против Супермена» является типичным детищем своего родителя. Так что если вы видели «Хранителей» (на которых нынешняя премьера похожа больше всего) или «Человека из стали», то примерно сможете представить, чего ожидать от похода в кинотеатр.

Увы, Зак Снайдер по-прежнему не умеет внятно рассказывать историю, хотя это не значит, что ее нет. Герои ленты с серьезным выражением лиц что-то говорят, но ничего не происходит. Тревожно-печальная музыка, хмурые мины, зашкаливающий пафос и величавые речи с претензиями на дальнейшую цитируемость. Тебе кажется, что там, на экране, происходит что-то очень важное, хотя это не так. Весь фильм не покидает ощущение, будто нам хотят рассказать некую крайне важную историю, но у рассказчика не слишком-то получается.

В первую очередь Зак Снайдер остается визуалистом, а не рассказчиком. Для него первичны картинка и атмосфера, и с этим у режиссера как раз все в порядке. Пусть здесь никто не хохочет и не улыбается, зато мрачный антураж постепенно окутывает зрителя, с головы до пят погружая в суровую вселенную местных супергероев и суперзлодеев. Да, зрители на протяжении всего сеанса вяло позевывают, но тем не менее смотрят и ждут — что дальше? Как раз для погружения и нужны первые полтора-два часа, которые незаметно обволакивают вас тягучей киноисторией о сложных взаимоотношениях темного рыцаря и богоподобного пришельца родом с Криптона.

«Хороший бог — мертвый бог»

В свое время решение взять Бена Аффлека на роль Бэтмена вызвало немало внутриутробных бурлений среди особо яростных фанатов. Конечно, нынешняя «летучая мышь» вообще не похожа на того Бэтмена, которого мы знаем по другим киноэкранизациям, будь то бёртоновский супергерой или угрюмый нолановский философ. Ну и пусть, зато уставший от суетного мира, но не теряющий надежды на спасение Бэтмен в исполнении Бена Аффлека получился оригинальным и достойным существования.

В фильме Зака Снайдера Бэтмен, если так можно выразиться в отношении кинокомикса, максимально приближен к реальности, да еще с вкраплениями стим-панковых элементов. Это самый что ни на есть рыцарь в объемных гремящих металлических доспехах. Медленный, с похожим на распухшую жабу бэтсигналом и гаджетами (которые, кажется, можно хоть сейчас смастерить в гараже у дяди Вити), гражданин Готэма с неожиданно жестокой и тупой целеустремленностью творит добро, порой не сильно-то отличимое от зла.

Нет, это не «Безумный Макс», но что-то от него здесь есть

Бен Аффлек не играет драму, его герой почти не развивается, выражение лица актера не меняется на протяжении всего фильма. Но это именно то, что нужно для образа нового Бэтмена, не похожего на предшественников. Сурового, уставшего, не столько супергероя, сколько человека, вынужденного наводить порядок там, где делать это бесполезно.

Кларк Кент здесь не настолько отвратителен, как в «Человеке из стали», и это уже хорошо. Образ криптонца не меняется со времен персонажа, воплощенного Кристофером Ривом еще в 1978 году. И все же Заку Снайдеру удалось добавить классическому персонажу какого-то абсолютно чуждого землянам духа. Намеки на мессианство и техника парения над землей в лучах солнца придают герою божественные черты, не имеющие никакого отношения к нашему миру.

Противостояние Бэтмена в доспехах и Супермена в змеиноподобном трико в интерпретации Снайдера — борьба земного, человеческого с чужим богом, которого сегодня могут превозносить, а завтра с почестями проводят в мир иной и забудут навсегда.

«Динь-динь-динь-динь»

Как минимум несколько отдельных слов заслужил местный главный злодей (не думали же вы, что Бэтмен и Супермен будут раздавать подзатыльники только друг другу?). Лекс Лютор в образе невротичного психа настолько хорош, что появление его на экране каждый раз воспринимается как маленький подарок.

Не удивимся, если когда-нибудь на склоне лет Джесси Айзенберг получит своего «Оскара». А пока можно насладиться его ролью псевдофилантропа с нервным тиком и отпущенными на прощание в свободное плавание соплями.

Оценка Onliner.by — 8 из 10.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by