Ланнистер vs царь Леонид. Рецензия на сказочный блокбастер «Боги Египта»

 
27 февраля 2016 в 8:00
Автор: Константин Сидорович
Автор: Константин Сидорович
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Наверное, комиксы, как и многое другое, впервые появились в Древнем Египте. Примерно так будут думать многие маленькие дети, пришедшие поглазеть на киноисполнение мифов с историей в не одно тысячелетие. В интерпретации Голливуда бушующие страсти египетских богов есть не что иное, как очередная вариация на тему Трансформеров. Хорошо это или плохо? Фильм, откровенно говоря, вышел дрянной. Но настроение он портит несильно, и сожалеть о потерянном времени вы будете недолго. Особенно если пришли на сеанс с ребенком.

Лента «Боги Египта» ни в коем случае не является пересказом древнеегипетских мифов. Это скорее фантазия «на тему», базой для которой послужила легенда о противостоянии условно злого бога Сета и условно хорошего Гора. Именно последний должен был получить власть над Египтом от своего отца Осириса. Однако подлый и жестокий Сет сорвал все веселье, явившись на пафосную церемонию с целой армией приспешников. В итоге Осириса убивают, а у Гора вырывают глаза. Египтянам в принципе все равно, кто у них бог, но чтобы подчеркнуть свою злую сущность, Сет немедленно превращает всех в рабов, терроризирует оппозицию в виде нелояльных божеств и вообще ведет себя крайне вызывающе.

Помните, в советских сказках была бабушка-сказительница, которая возвещала «конец сказочке» и закрывала расписные ставни? Почти так же начинаются «Боги Египта». Только вместо бабули — вкрадчивый закадровый голос, а избушку с окошком заменяют такие же красивые компьютерные декорации. Фильм начинается как детская сказка и по сути именно ею и является. Сказка, правда, дорогущая, с бюджетом под $140 миллионов.

Все сказочные атрибуты присутствуют. Здесь есть сокровища, красивые декорации, платоническая любовь, спасительная дружба и неизменный хеппи-энд, который должен сопровождаться так подходящей ему фразой «И жили они долго и счастливо и умерли в один день». К сожалению для картины, у нее совершенно неправильное позиционирование, настраивающее потенциальных зрителей на серьезный лад. Однако если относиться к «Богам Египта» серьезно, ничего хорошего из этого не выйдет.

Возведенная в абсолют дихотомия не дает никакой надежды хотя бы на самую маленькую интригу. Все персонажи здесь словно расставлены на шахматной доске, с заранее определенным перечнем способностей, бонусов, качеств и умений. Есть только чистое добро или такое же ничем не приукрашенное зло. Ни полутонов, ни развития, ни интриг, ни сюрпризов. Фильм простой как инфузория-туфелька и глупый как пробка.

Ну да ладно, ведь не за смыслом идут на блокбастеры. Как же зрелищность? Несмотря на приличный сюжет, со спецэффектами тоже не все сложилось. Порой общие планы заставляют вспомнить о вступительном ролике к пятой «Цивилизации». Задумка авторов? Может быть, потому что большинство сцен, снятых крупным планом и насыщенных спецэффектами, наоборот, радуют глаз.

Особенно удались боевые эпизоды. Здесь вам и трансформирующиеся боги, и со смаком показанные в замедленной съемке удары, и масштабные разрушения, и причудливые твари, и продуманное оружие. Вот бы все это не перемежалось драмой на уровне разборок дошколят в песочнице! Но нет — второго в «Богах» больше, чем первого, поэтому львиную часть хронометража приходится киснуть от скуки и болтовни картонных персонажей.

Как продюсерам и режиссеру Алексу Пройасу удалось заманить в проект столько знаменитостей, ума не приложу. Впрочем, играть им все равно нечего, поэтому каждый спрятался за собственным, наиболее привычным для зрителя образом. Джерард Батлер — все тот же царь Леонид из «300 спартанцев», только с более амбициозными планами. Николай Костер-Вальдау — вылитый Джейме Ланнистер, но одноглазый; слегка хитрый и распутный, но со своим понятием о чести. Если эти два образа кое-как вписались в древнеегипетскую историю, то Джеффри «Барбосса» Раш мог хотя бы нацепить пиратский камзол, а не лепить лысину, с корсарским прищуром играя бога солнца.

«Богов Египта» очень легко ругать — причин для этого уйма. Не надо быть семи пядей во лбу или матерым кинокритиком с 40-летним стажем, чтобы увидеть бездарность творения Алекса Пройаса. Каждый эпизод, каждая минута фильма словно намеренно выставляют себя в худшем свете. «Вот так нельзя снимать кино» — возможно, с таким пояснением лента когда-нибудь войдет в пособия для начинающих режиссеров.

Самое странное, что, несмотря на скопище недостатков, картину не очень хочется ругать. Знаете, бывают такие простодушные фильмы, непонятно как вообще попавшие на большой экран, но при этом принятые на удивление снисходительно, с теплотой. Как «Бэтмен» Джоэла Шумахера.

Что-то такое есть и у «Богов Египта». Из-за наивной простодушности ленты хочется простить ей многие огрехи. И топорную стилизацию под голливудские фильмы египетской тематики 1950—60-х годов, и заимствования из других классических блокбастеров (кусочек урвали даже из «Звездных войн»), и общий мультяшный настрой. Если нужен Египет, лучше пересмотреть «Звездные врата». Если душа просит спецэффектов — добро пожаловать во вселенную Джорджа Лукаса. А «Боги Египта» — это воссозданный с помощью современных технологий «Аладдин». Непохожий на «большое кино», почти диснеевский телефильм, по-летнему детский, легкомысленный и жалкий.

Оценка Onliner.by — 6 из 10. Потому что жалко впустую потраченных голливудских $140 миллионов.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by