Nokia 3310 и iPhone 6 Plus против микробов. Ищем патогены на мобильниках и ноутбуке

 
20 марта 2016 в 8:00
Автор: Ян Альшевский. Фото: Влад Борисевич, Максим Малиновский
Автор: Ян Альшевский. Фото: Влад Борисевич, Максим Малиновский

«Мой руки перед едой», «мой руки после туалета», «мой руки, когда пришел с улицы», — в детстве мы постоянно слышим подобные фразы от родителей, ратующих за наше здоровье. Всевозможные патогены окружают нас с самого рождения. С ними борются, но с ними и живут. Ведь если человек вырастет в изолированном обществе или в стерильных условиях, то он не сможет противостоять новым опасностям в виде вредных микроорганизмов.

Даже поход в детский сад или ясли является не только способом социальной адаптации ребенка, но и косвенно своеобразной подготовкой к будущим болезням. В качестве примера, когда изоляция приводит к неприятным последствиям, можно вспомнить историю американских индейцев. Они оказались не готовы к недугам, пришедшим на континент вместе с европейскими колонизаторами, и обыкновенная простуда косила их, как самый страшный грипп.

Мы отправились в РНПЦ эпидемиологии и микробиологии, куда ранее Onliner.by отдавал на изучение бумажные деньги. На этот раз исследованиям подверглись рабочий ноутбук, компьютерная мышь, смартфон iPhone и обыкновенный кнопочный телефон. Все эти устройства постоянно используются, разве что Nokia 3310 был в деле лишь чуть более двух недель.

Согласно нашей гипотезе, самыми «грязными» устройствами должны были оказаться мышь и ноутбук (в частности, его клавиатура). Смартфон, лицевая сторона которого закрыта гладким стеклом, думали мы, не может копить грязь. Он постоянно находится в кармане, где экран бесконечно протирается тканью.

Ну а Nokia… Принимая во внимание то, что это модель 3310, микробы должны были мутировать в витамины или попросту погибнуть в жестком излучении славы мобильника. Если же серьезно, то кнопки способствуют накоплению грязи, что должно сказаться на результатах исследований.

— Часто к вам обращаются с такими просьбами, как наша?

Нет, обычно к нам приходят для проведения бактериологических исследований микрофлоры разного происхождения как по назначению врачей, так и самостоятельно, — рассказывает нам Анна Сергеевна Виринская, заведующая научно-производственным отделом РНПЦ эпидемиологии и микробиологии.

— Вы, наверное, слышали утверждение, что на электронных устройствах микробов больше, чем на ободке унитаза?

Конечно. Вы же унитаз регулярно обрабатываете [Смеется]. Но на самом деле, это неправильное утверждение.

То, что у вас на руках, есть везде. Вы постоянно работаете, например, с ноутбуком, и на нем остается все то, что у вас на ладонях и пальцах. То же с телефоном и любым другим предметом.

— Как вы считаете, где мы найдем больше микроорганизмов — на кнопочном телефоне или на современном с гладким экраном?

— Здесь, скорее, все зависит от соблюдения правил гигиены и частоты использования.

— Почему люди постоянно не болеют от обилия всего «живого» вокруг нас?

— Каждый человек с рождения контактирует с условно-патогенной микрофлорой. В организме человека множество условно-патогенных микроорганизмов, они есть везде, но вреда они не приносят. Любой вид такого микроорганизма может стать патогеном в том случае, если его количество превысит предельно допустимую норму. Поэтому элементарная гигиена не позволит развиться заболеванию. Кстати, именно деньги считаются самыми «грязными» предметами из обихода.

* * *

Казалось бы, простая вещь — регулярно протирать мобильный телефон каким-нибудь средством. Но вряд ли кто-то станет поступать так. А в очищающих салфетках или неспециализированных жидкостях могут оказаться реагенты, вредные для олеофобного покрытия стекла. Чаще все-таки лучшим решением оказывается рукав или подол рубашки.

Вспомните классический алгоритм офисного работника: вышел из дома, потрогав дверные ручки; зашел в общественный транспорт, коснувшись поручней и проездного; пришел на работу, а здесь снова двери, лифтовые кнопки, а потом — тот самый компьютер, мышь; звонок на мобильник, рукопожатия с коллегами и так далее, до бесконечности.

Что ж, приступаем к делу. Мы не готовили девайсы к процедурам, чтобы добиться максимальной чистоты эксперимента, поэтому все они оказались в меру грязными. В лаборатории мы передвигались с трепетом: в шкафах и на столе стояли склянки с разными неведомыми для нас веществами, рядом — чашки Петри с красивыми узорами внутри…

Чтобы снять пробы, применяется специальная транспортная среда (в нашем случае — «Амиес» без содержания угля), которая сохраняет микроорганизмы в том количестве, в котором они были взяты изначально. Аппликатором с тампоном, на который нанесено это самое гелеобразное вещество, специалист проводит по поверхности iPhone — экрана и в области кнопки «Домой».

Затем настает черед немытой мышки. Пробы снимаем с верхней части и с нижней, контактирующей со столом. Процесс нельзя назвать зрелищным, но все равно впервые наблюдать его интересно. Третьим шагом берем пробы с клавиатуры «макбука» и с тачпада. Завершаем работу взятием проб с Nokia 3310. После прикосновения к нему влажным тампоном послышалось шипение… а, нет, это шум от термостата.

Позже пробы будут посеяны в чашки Петри и отправлены в термостат, в котором поддерживается постоянная температура 37 градусов по Цельсию — температура человеческого тела. Благодаря транспортной среде даже один микроб прорастет и покажет себя во всей красе.

Через сутки после культивирования проводится идентификация бактерий и определяется чувствительность к антибиотикам с помощью специальных дисков. Если бактерия чувствительна к препарату, вокруг наблюдается задержка роста колонии, микроб «разъедается».

Результаты

Спустя несколько дней мы получили результаты исследований. Одна из наших гипотез оказалась полностью опровергнутой, другая подтвердилась лишь частично. На Nokia 3310 не выявлены патогенные микроорганизмы, а только микроорганизмы, которые являются нормальной микрофлорой и поэтому не могут вызвать заболевания.

На клавиатуре ноутбука была выявлена как нормальная микрофлора (эпидермальный стафилококк), так и коагулазонегативный гемолитический стафилококк, который в большом количестве способен вызвать заболевания. Считается, что его бактерии не представляют заметной опасности для здоровья человека, но могут снижать эффективность лечения сопутствующих заболеваний. Хорошая новость — он чувствителен практически ко всем группам антибиотиков, за исключением эритромицина.

Сенсорная площадка содержала условно-патогенные микрококки Micrococcus luteus в пределах нормы. Их обычно находят в почве, пыли, воде и воздухе, также они входят в состав нормальной флоры кожи. Был здесь замечен и упоминавшийся выше коагулазонегативный гемолитический стафилококк, устойчивый к эритромицину и левомицетину.

Компьютерная мышь ожидаемо не оказалась стерильной. Несмотря на то, что она чистится примерно раз в неделю, тщательной мойкой это не назовешь. В итоге на верхней части обнаружено небольшое количество Micrococcus luteus, на нижней — он же, но в большем количестве.

И, наконец, призер мероприятия, разбивший наши надежды на то, что на стеклянной поверхности не задержатся ни грязь, ни микробы — iPhone 6 Plus. Здесь специалисты РНПЦ эпидемиологии и микробиологии обнаружили рост патогенных Бета-гемолитических стрептококков группы В (Streptococcus agalactiae). С инфицированием стрептококками группы В связывают инфекции мочеполовой системы, они могут колонизировать носоглотку и желудочно-кишечный тракт.

* * *

Выводы

На самом деле, проведенные исследования показали, что даже в самых обыкновенных и обыденных вещах могут таиться неожиданные «сюрпризы», поэтому слушайте маму и мойте руки перед едой.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by