Невыносимая жестокость: рецензия на «мясной» польский шутер Hatred

 
32 573
11 июня 2015 в 8:00
Автор: Ян Альшевский. Фото: скриншоты, wsgf.org
Автор: Ян Альшевский. Фото: скриншоты, wsgf.org

Что за студия Destructive Creations, не знал практически никто до скандала, который разгорелся вокруг дебютного проекта польских разработчиков — аркадного шутера Hatred. Компания Epic Games потребовала убрать логотип Unreal Engine из трейлера игры, которую, в свою очередь, убрали из сервиса Steam Greenlight. Но вмешался Гейб Ньюэлл, и шутер вернулся в Steam, где он и продается до сих пор.

Проходить мимо «духовного наследника» игры «Постал» с рейтингом «Только для взрослых» (это важный момент для моралистов и ханжей) не хотелось — вдруг полякам удалось создать нечто интересное и действительно достойное внимания. Сеттинг все же выбран спорный: во многих играх геймер на пути к своей цели несет хаос и разрушение или по крайней мере регулярно лишает кого-то жизни. Это могут быть зомби, солдаты условного противника, инопланетяне, животные и так далее. Достижение поставленных задач происходит в рамках сюжета, а за их выполнение можно получать награды.

Что же предлагает нам Hatred? Да, в принципе, все то же самое, только в чрезмерно упрощенном варианте, а охота ведется на простых людей. Главный герой, на 101% «плохой парень», убивает всех без исключения. Он не получает за это баллы, которые затем можно потратить на усовершенствование себя же или оружия. Его единственная цель — пройти из точки «А» в точку «Б», погубив заданное игрой количество невинных граждан. Мешают ему в этом полиция, военные и впавшие в ужас простые люди (они могут подобрать выпавшее оружие или взять в руки хранящееся дома).

Первое впечатление от игры — удивление — сменяется через некоторое время отвращением, а на смену ему приходит безразличие. Не безразличие к падшим, а в целом к Hatred. Разработчики не стали выдумывать даже подобие сюжета, предложив в качестве игрового персонажа маньяка-убийцу без прошлого, настоящего и будущего. Что в судьбе его пошло не так, неизвестно. Вероятно, дают о себе знать плохое воспитание, конфликт с отцом в детстве, преследования в школе, плохой коллектив на работе или отсутствие девушки.

Стильная атмосфера изометрического шутера прекрасно подходит происходящему на экране. Темные краски бесконечной ночи иногда озаряются красочными взрывами; вопли обреченных добавляют драмы, но со временем надоедают, как и реплики главного героя и охотящихся на него полицейских, спецназовцев и военных; относительно разнообразные локации (это город, канализация, лес, поезд, военная база и атомная электростанция) интересны для однократного прохождения.

Разрушаемость благодаря движку практически повсеместная. В здание можно войти через дверь, окно или врезавшись на автомобиле. К тому же тут и там разбросаны красные бочки, баллоны и канистры, цвет которых как бы намекает…

Арсенал нельзя назвать особенно разнообразным, но для геноцида он вполне подойдет. Так, маньяк может выбрать автомат, пистолет, гранаты разного типа, огнемет или установленный на автомобиль тяжелый пулемет. Регулярно предоставляется возможность порулить несколькими типами техники, однако использовать ее часто неудобно и не особенно практично. Впрочем, иногда тяжелое вооружение броневика является единственным способом разобраться с «жалкими человечишками».

Жертвы вызывают жалость лишь поначалу. Оторопь берет от процесса добивания, заменяющего аптечки. Пырнув ножом, раздавив чей-то череп, выстрелив в лицо или воткнув в глаз нож, можно восстановить здоровье. Проведя очередной десяток минут в игре, вы перестанете обращать внимание на катсцену зверского убийства, которое уже не будет вызывать волну внутреннего возмущения, а при серьезном сопротивлении постоянно бегать в поисках агонизирующих горожан попросту надоедает.

Смерть «героя» в Hatred карается жестоко: за выполнение побочных заданий дается балл возрождения, которое позволяет появиться в заданном месте и завершить начатое. В противном случае проходить уровень придется заново. Ничего необычного, если бы не чрезмерно умный (на самом деле, глупый) и смертоносный AI. Вооруженные солдаты и полиция способны следить за геймером сквозь стены и целые дома, а в некоторых особенно темных локациях заметить противника сложно в том числе из-за освещения и элементов пейзажа. К минусам можно причислить не особо информативную мини-карту. В итоге возможность разработать стратегию стремится к нулю и получить заслуженную пулю от бесконечно прибывающих копов слишком просто. Под конец убивать всех подряд и вовсе надоедает — проще выполнить дополнительные задания (ради спортивного интереса) и отправиться к выходу, подавив по пути вооруженное сопротивление.

Кроме того, с каждым уровнем шутер предлагает изничтожить все больше людей, растет и активность вооруженного сопротивления. Если в начале игры среднего уровня сложности достаточно для интересного и даже в какой-то мере веселого времяпрепровождения, то ближе к концу процесс превращается в пытку со множеством перезапусков. Вероятно, ситуация сложилась бы иначе, будь в Hatred более удобное управление. Сейчас же оно вызывает муки.

Досадный баг связан с поражением противника на картах с несколькими уровнями: например, находясь на лестнице, попасть в «хороших парней» на земле нельзя и, соответственно, наоборот. Правда, встречается это не повсеместно. Обнаружилась также проблема с русификацией интерфейса: в начале игры и в некоторых местах дальше по «сюжету» шрифты слетают, демонстрируя «кракозябры».

В итоге Hatred выглядит как основа для будущей хорошей игры. Есть неплохая база, но нет какой-либо изюминки. В «Постале» были черный юмор и ирония, а здесь они напрочь отсутствуют. Монотонный с редкими проблесками, как и цветовая гамма игры, процесс убоя слипается в кашу, мотивации совершать дальнейшие преступления нет: «прокачивать» нечего, завоевывать некого, потешить свое самолюбие можно лишь благодаря достижениям Steam («убить 1000 человек», «добить 20 наркоманов», «выстрелить 10 000 раз», «провести в игре 100 часов» и так далее). «Зачем я все это делаю», — думает средний геймер и удаляет игру с диска. А уж проходить Hatred повторно не захочется наверняка.

Невыносимая жестокость? Она таковой кажется только первое время. Затем ко всему адаптируешься и привыкаешь, и через полчаса происходящее на экране пугает и напрягает не больше покемонов и телепузиков. Еще не раз прозвучат призывы запретить Hatred к распространению, ее могут даже обвинить в росте насилия в реальном мире, но адекватный взрослый и здоровый человек не пойдет крошить соседей на капусту после видеоигры. Тем более такой.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by

/ Теги: Action