В первой части репортажа мы рассказали об особенностях пересечения американо-мексиканской границы по пути до завода компании Plantronics, расположенного в Тихуане. Сегодня — подробнее о том, что происходит на фабрике и почему если сильно захотеть, там можно помутиться рассудком за каких-нибудь полчаса.
В Тихуане размещены сборочные производства многих компаний родом из США (Microsoft, Qualcomm и других). Причина банальна — мексиканские рабочие руки обходятся намного дешевле американских. Судите сами: средняя зарплата в сфере производства в Мексике составляет около $300 (точнее, как нам сказали, примерно $70 в неделю). На таких предприятиях, как Plantronics, можно заработать чуть больше, причем люди могут рассчитывать на по-капиталистически достойные условия труда.
На входе — небольшой шоурум с несколькими ведущими моделями гарнитур и наушников компании. Здесь же на втором этаже работает колл-центр с круглосуточной поддержкой клиентов. Есть и операторы со знанием русского языка. Они, правда, базируются в нидерландском отделении.
Фабрика Plantronics в Тихуане была основана более 40 лет назад, в настоящее время здесь работают 2300 человек. Каждый день они выпускают около 70 тысяч девайсов, ежегодные поставки гарнитур достигают 15 миллионов единиц.
И здесь, в Мексике, и позднее в городе Санта-Круз, где находится штаб-квартира Plantronics, нам не раз указывали на экологичность производства. На крыше фабрики, например, установлено почти 4300 солнечных панелей, которые обеспечивают мощность 1,1 МВт. Этого хватает для обеспечения электроэнергией почти всего завода.
Проходим в производственное помещение. Неподалеку — гардероб и столовая. Обед в пересчете на американскую валюту стоит всего доллар. К услугам персонала — футбольное поле, баскетбольная площадка и тренажерный зал. Днем здесь пусто, все работают.
Фотографировать процесс работы сотрудников Plantronics журналистам запретили, спрашивать что-нибудь у занятых мексиканцев тоже оказалось нельзя. Снимать почему-то разрешили лишь общие панорамные планы. Причины столь строгого подхода непонятны, ведь даже на сделанных нами «шпионских» крупных кадрах рассмотреть что-то крамольное или потенциально полезное для конкурентов невозможно.
Сборочное производство идет в нескольких больших цехах, в каждом из которых размещается около 500 человек. То тут, то там — таблички с кодовым названием продукта: Mumbai, Poseidon, Titan, Dollar.
В Plantronics ориентируются в первую очередь на корпоративный сегмент. Здесь их гарнитуры давно и надежно удерживают первое место по распространенности. Есть планы и касательно домашних потребителей. Американская компания давно, но пока не очень успешно продвигает геймерские наушники. В последнее время Plantronics активизировалась в этом сегменте и, кто знает, возможно, вскоре будет известна каждому профессиональному геймеру.
Возле рабочих мест замечаем мониторы, по которым легко проследить за производительностью труда работников. Здесь отображаются планы на день, количество собранных моделей, фиксируется отставание от графика или его опережение.
Большое внимание уделяется тестированию. Устройства подвергаются испытаниям на устойчивость к механическим воздействиям вроде нажатий на кнопки или сгибания дужки наушников. Также гарнитуру тестируют на устойчивость к падению и к проникновению влаги — все топовые продукты обрабатывают водоотталкивающим покрытием P2i.
Более интересны специальные акустические и радиочастотные безэховые камеры. В первых от стен не отражается звук, во вторых — радиоволны.
К сожалению, здесь пристально следили за тем, чтобы журналисты не смогли сфотографировать оборудование. Ничего секретного в камерах, впрочем, нет, выглядят они примерно так:
Когда заходишь в такую комнату, на уши моментально начинает давить в буквальном смысле звенящая тишина. Стоит собеседнику в такой камере отвернуться, продолжая разговор, как его почти не будет слышно. В полной же тишине вы помимо звона в ушах скоро начнете слышать биение собственного сердца.
Говорят, через 30 минут, проведенных в безэховой комнате, у неподготовленного человека начинаются галлюцинации, а более продолжительное нахождение здесь грозит куда более серьезными помутнениями рассудка.
Компания использует подобные камеры для измерения уровня громкости продуктов, определения качества звука и других акустических характеристик наушников и микрофонов. В отдельной комнате можно запустить запись с имитацией, например, городского шума или порывов ветра. Как все это скажется на особенностях эксплуатации устройств Plantronics, покажет специальный «ушастый» манекен стоимостью под $40 тысяч.
Настало время вернуться на американскую территорию — в Сан-Диего, откуда самолетом направимся в Сан-Хосе и, наконец, доберемся до штаб-квартиры Plantronics в городке Санта-Круз. Отведав поджаренного в объятиях осьминога кактуса, отправляемся к мексикано-американской границе.
Обратно пробраться сложнее, чем из США в Мексику. Автомобили должны выгрузить пассажиров, которые обычно стоят в гигантских очередях. Нам повезло — в дневное время людей мало, поэтому проходим КПП за десять минут. Никакого особого досмотра с пристрастием нет. Полицейским достаточно наличия многократной американской визы и честного ответа на вопрос «Что вы будете делать в США?».
Во второй раз удивляемся поведению погоды при пересечении границы. Как только попадаем на территорию США, снова становится облачно и заметно прохладнее. Впрочем, здешние «зимние» 23 градуса тепла идентичны нашему маю или июню. В воздухе витает запах цветов, пальмы и трава радуют глаз сочным зеленым покровом. Малину в штате собирают с марта по декабрь, ежевика растет круглый год, а вот урожай яблок только один. Через недельку-другую пейзаж сменится с зеленого на желтоватый — трава в считанные дни пожухнет от приближающейся 30-градусной жары.
Из Сан-Диего летим самолетом до Сан-Хосе, столицы Кремниевой долины. Отсюда рукой подать до Купертино и Маунтин-Вью. Пользуясь случаем, заглянули в штаб-квартиры двух IT-гигантов — Apple и Google. Для этого журналист Onliner.by воспользовался такси-приложением Uber и оценил его функциональность.
Сначала надо завести аккаунт и привязать его к своему телефону и банковской карточке, с которой будут списываться деньги за поездку. Чтобы вызвать такси, достаточно установить маркер в нужном месте карты (по умолчанию определяется ваше месторасположение) и выбрать любой из доступных автомобилей. Все свободные машины видны на карте. Здесь же можно зайти в профиль водителя, чтобы ознакомиться с его репутацией. Одно нажатие кнопки — и такси спешит к вам.
Программа показывает маршрут следования автомобиля в режиме реального времени. Пока же можно ввести пункт назначения, ознакомиться с предлагаемым маршрутом и конечной ценой. Когда приедет водитель, он уже будет знать, куда вам надо, и повезет именно по тому пути, который предложили вы. Любое отступление от маршрута или жалоба пассажира, и таксист может забыть о прибыльном деле. По итогам поездки вы ничего не платите, Uber сам снимет с карточки нужную сумму, от которой 80% уйдет водителю, а остальное — разработчикам. Любопытно, что программа позволяет оценивать не только мастерство сидящего за рулем, но и поведение пассажира. От самых буйных, надо думать, таксисты отказываются.
Манера езды американских автомобилистов довольно странная. Возникло ощущение, будто они знают только крайнее положение педалей тормоза и газа. Если уж стартовать, то обязательно с визгом колес. Если тормозить, то только педалью в пол, так, чтобы «клюнуть» бампером асфальт.
Европейской системы дорожных «благодарностей» нет. Никто не предупредит вас дальним светом о притаившихся полицейских и не поблагодарит «аварийкой» за то, что по доброте душевной пропустили машину. Если такое случается, значит, перед вами, скорее всего, недавно перебравшийся в Америку выходец из СНГ.
Полицейских и стационарных радаров на дорогах мало. По словам местных, несколько лет назад радары на хайвеях запретили из-за участившегося количества аварий. Люди видели радар и по привычке нажимали на педаль тормоза. Поскольку скорости здесь высокие, а расстояния между следующими друг за другом машинами преступно малые, случались «паровозики» с участием десятков автомобилей.
Правда, сейчас радары все-таки начали возвращать на шоссе — очень уж американцы любят полихачить. Здесь обычное дело, когда поток двигается на 10—20 миль в час быстрее положенного. В конце концов, если кого и поймают радаром из полицейской машины во время движения, то это будет лишь один невезунчик из сотни лихачей.
Просто так «для проверки документов» здесь никого не останавливают. Если полиция включила «мигалки» и требует остановиться, значит, для этого есть веская причина. При этом каждый водитель четко знает, как надо себя вести: принять правее, остановиться, заглушить двигатель, положить руки на руль. И не дай бог, если права окажутся не на видном месте, а где-нибудь в бардачке. Взволнованные блюстители порядка при малейшем подозрении на неадекватные действия без предупреждения вытащат водителя и буквально впечатают его лицом в землю.
Нам этого избежать удалось, до Купертино и Маунтин-Вью доехали без проблем. Еще около часа по хайвею — и мы в Санта-Крузе, небольшом тихом городке с количеством населения как в белорусском райцентре. Несмотря на кажущуюся захолустность, именно здесь расположена штаб-квартира «Apple в мире гарнитур».
Пока остановимся на пороге офиса, а о собственных «Стиве Джобсе», «Джонни Айве» и «Ричарде Брэнсоне» компании Plantronics расскажем в следующих выпусках репортажа. Там же поделимся впечатлениями от Голливуда, американского шопинга и чуждой для белорусов жизнерадостности калифорнийцев.
Благодарим компанию Plantronics за организацию пресс-тура
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by