Lenovo хорошо известна белорусским пользователям своими смартфонами (взять тот же сверхпопулярный P780) и ноутбуками. Недавно компания открыла свое представительство в Беларуси и имеет очень серьезные планы относительно местного рынка. Например, намерена в течение года стать лидером в белорусском сегменте умных телефонов. Onliner.by побеседовал с главой регионального представительства корпорации Андреем Колесником об этом и других планах Lenovo в нашей стране.
Ранее стратегию Lenovo в Беларуси курировал украинский офис. Зачем компании понадобилось открывать отдельное представительство в Беларуси?
В первую очередь такое решение было принято из-за необходимости очень быстро реагировать на изменения на рынке смартфонов и планшетов. Здесь все решают даже не дни, а часы. Раньше я мог прилетать из Киева, решать какие-то локальные вопросы, однако со временем встал вопрос сверхоперативности. Мы привлекли людей с большим опытом работы в необходимых областях, набрали команду профессионалов, способную правильно реагировать на изменяющиеся условия.
Если говорить о смартфонах, то основные ваши конкуренты — это наверняка Samsung, Huawei и Nokia/Microsoft. Не опасаетесь ли вы конкуренции с Apple, которая, по нашей информации, также скоро официально придет в Беларусь со своими iPhone?
Нет, мы не боимся Apple, мы не сильно ощущаем ее влияние в Украине. Да, на iPhone в Беларуси есть большой отложенный спрос, однако доля дорогих устройств невелика. У нас же есть предложения во всех ценовых категориях. Основные продажи приходятся на компании, у которых широко представлены модели бюджетного и среднего уровня. Без них производитель будет терять какую-то долю рынка.
Основными нашими конкурентами здесь, в Беларуси, действительно являются Samsung и Huawei. Причем скорее даже вторая. Как бороться против корейского производителя, мы знаем. В Украине мы уже почти два месяца подряд в штуках продаем больше смартфонов, чем Samsung.
За счет чего будете бороться с конкурентами? Только с помощью цен?
Играть с ценой может каждый, мы же, кроме этого, опираемся на качество продуктов. С каждым модельным рядом мы становимся «взрослее». К тому же многие специалисты, ранее работавшие на продвижении смартфонов других производителей, теперь являются сотрудниками Lenovo.
Мы ведь еще только начинаем работать в Беларуси, при этом активно ведем переговоры с МТС и velcom. В начале года рынок смартфонов в стране оценивался примерно в 1,25 млн единиц. Потом оказалось, что это слишком оптимистичные оценки, пришлось их пересмотреть. В течение ближайшего года Lenovo планирует занять 10—15% рынка смартфонов в Беларуси. Для этого до октября 2015 года надо продать не менее 100 тысяч аппаратов.
Насколько остро для Lenovo стоит вопрос с серым рынком?
Такая проблема есть, однако мы знаем, как ее решить. Мы, конечно, можем предложить более агрессивные цены. Но более действенным способом является взаимодействие вендора с розницей и операторами связи в предложении покупателю пакетных решений, рассрочек, недорогого кредитования. До нового года мы предложим 7—8 новых моделей смартфонов, причем среди них будет как флагман, так и средние и бюджетные устройства.
К праздничному сезону у операторов появится много интересных, «вкусных» предложений. При этом пользователь может рассчитывать на официальный сервис надлежащего качества.
Появятся ли в портфолио компании модели под управлением Windows Phone?
В настоящее время мы предлагаем три линейки планшетов под управлением Windows: Miix третьей серии, Yoga Tablet 2 и ThinkPad Tablet. Информацию о планах по выпуску смартфонов на Windows Phone компания решила не раскрывать.
Какие позиции и планы Lenovo относительно планшетов и ноутбуков?
По результатам августа мы лидировали в белорусском сегменте ноутбуков, занимая в крупном ретейле около трети рынка. До конца этого года долю будем еще наращивать. К сожалению, рынок ноутбуков по сравнению с прошлым годом сильно сократился — на 45—50%.
Что касается планшетов, то среди А-брендов по результатам продаж в августе мы тоже занимаем первое место с долей около 14%. Нас опережает только B-бренд Prestigio. При этом сегмент планшетов в Беларуси стагнирует, объем продаж по итогам года будет примерно таким же, как в прошлом году.
На планшетах неудобно набирать текст, на них нельзя создавать контент, им не хватает емкости накопителей. Поэтому ноутбуки не умрут. Технологии дешевеют, так что, думаю, спрос сместится в сторону ультратонких лэптопов и ноутбуков-трансформеров.
А что по поводу «хромбуков»? Есть у них перспективы в Беларуси?
Мы в этом сегменте присутствуем, но высоких продаж здесь нет. Работаем с «хромбуками» на тот случай, если внезапно этот сегмент резко вырастет. Пока же, как говорится, держим руку на пульсе.
Ранее Lenovo заявляла о своем намерении начать в Беларуси продажи телевизоров. Кроме того, были анонсированы умные очки а-ля Google Glass, ходят слухи об умных часах. Что интересного может предложить компания в ближайшей перспективе в этих направлениях?
Что касается телевизоров, то сложность с выходом в Беларуси заключается в нашей философии — никогда не делать «пробу пера». Мы должны убедить центральный офис в Пекине, что будем в Беларуси первыми по продажам телевизоров. Поэтому пока мы находимся на этапе внутреннего пиара, доносим до головного офиса, что сможем контролировать существенную долю рынка. Однако окончательного решения по этому вопросу нет, пока боремся за право продавать в Беларуси свои телевизоры.
По очкам конкретной информации нет. Знаем, что сами очки есть, но даже внутренних планов по их релизу нет. То же касается и часов — разработки ведутся, но точных планов у компании нет.
Здесь следует понимать, что модельный ряд устройств Lenovo разный для разных стран. У компании есть несколько центров разработки в Японии, Китае, США. Каждый из них ориентирован на создание продуктов для определенного региона в соответствии с его потребностями и условиями. Как, например, та же игровая приставка, которую дочерняя компания Lenovo выпускает только для Китая.
***
Андрей Колесник подчеркнул, что на Беларусь у Lenovo большие планы. Причем касается это не только массового потребителя, но и коммерческого сектора. Позавчера, например, компания завершила сделку по приобретению серверного подразделения x86 корпорации IBM. А вот официального появления в стране бренда Motorola, правами на который владеет Lenovo, ожидать не стоит. Его в первую очередь планируют использовать в Южной и Северной Америке.