Региональные провайдеры. МОРС из Мозыря: основная проблема развития — «Белтелеком»

 
37 306
08 сентября 2014 в 8:30
Автор: Константин Сидорович. Фото: Константин Сидорович
Автор: Константин Сидорович. Фото: Константин Сидорович
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Onliner.by продолжает публикацию материалов о небольших белорусских провайдерах. Мы рассказали о таких минских компаниях, как Unet, Flynet, «Домашняя сеть» и других. Теперь отправимся в регионы, чтобы вникнуть в особенности работы и проблемы местных провайдеров. Начинаем с Мозыря и компании МОРС.

От Минска до Мозыря — почти 300 километров пути на автомобиле. На то, чтобы добраться до города, для многих известного в первую очередь нефтеперерабатывающей инфраструктурой, уходит чуть больше трех часов. Проезжаем «хлебосольный» плакат и вскоре выкатываем на длиннющий автомобильный мост через Припять. Один из самых протяженных в Беларуси мостов так и напрашивается на сравнение со знаменитыми «Золотыми Воротами».

Взгляд приезжих, как наверняка и местных, радуют холмистая местность и живописность этого припятского уголка. После дорожной загогулины нас встречает испещренная разметкой площадь и неожиданно красочный Ленин, на оставшемся позади берегу Припяти мелькает пляж. Карабкаясь по крутому холму, добираемся до аккуратного, недавно отремонтированного трехэтажного здания с яркой вывеской, обещающей «самый вкусный интернет».

Региональных провайдеров в Беларуси не так уж много. В небольших городах «свои» встречаются еще реже. МОРС — редкое и, судя по всему, успешное исключение. Вкусное название бренда расшифровывается довольно тривиально — «Мозырская оптоволоконная региональная сеть». По словам директора Игоря Талутя, на мозырский телекоммуникационный рынок компания вышла еще в 2002 году в качестве кабельного оператора. Спустя несколько лет было принято стратегическое решение выйти в сферу предоставления интернет-услуг. Так в 2007-м появился МОРС.

— Кто из кабельных операторов в свое время пошел на то, чтобы использовать инфраструктуру для предоставления интернет-услуг, тот выиграл. Мы сразу начали с технологии PON. На ней построены почти все наши сети. Небольшой сегмент с Ethernet мы разбираем, поскольку этот стандарт — мнимое благо. Он требует дополнительных ресурсов по маршрутизации, вынуждает отслеживать появление дублирующих MAC-адресов и т. д. Системы же на базе PON лишены подобных технических проблем, они сами анализируют обстановку, высчитывают ресурсы и предлагают оптимальные решения, — начал наш разговор Игорь Талуть.

Игорь Талуть

— Как вам удается привлекать новых пользователей в условиях конкуренции?

— В Мозыре, если говорить о провайдинге, у нас один конкурент — «Белтелеком». От него прежде всего отличаемся качеством и уровнем поддержки. У нас есть собственный колл-центр, специалисты по технической поддержке. Мы понимаем, что, по сути, продаем высокоинтеллектуальную услугу, для которой должна быть построена соответствующая поддержка. Бросать человека один на один с компьютером и проблемой — это неправильно. Скажем, если компания продает автомобили Mercedes, то она должна организовать и достойный сервис по их обслуживанию. Так и у нас — мы даже можем приехать к человеку домой и помочь ему с настройкой соединения или переустановкой ОС.

К тому же у нас есть внутренняя сеть с фильмами, музыкой, программами. «Белтелеком» такого предложить не может, тогда как сервис востребован у людей.

Служба поддержки абонентов

В Мозыре абоненты МОРСа привыкли к тому, что отсутствие интернета в течение часа — это катастрофа. В том же Гомеле после грозы интернет может пропасть на несколько суток, причем никто не скажет, когда проблему устранят. У нас же уже через несколько минут после начала перебоев — шквал звонков. Реальный случай: человек позвонил и пожаловался, что не может скачать рецепт пирога. Тогда я уточнил, какой пирог, и сам поискал рецепт.

В маленьком городе хорошо работает сарафанное радио. Ни в коем случае нельзя пытаться хамить, это очень быстро разнесется по всему населенному пункту. Всегда надо помнить, что отказ для одного человека может обернуться существенными потерями для клиентской базы. Люди бывают разные, есть и такие, которые сквернословят. Но мы учим наших сотрудников сглаживать конфликты. Бывали случаи, когда клиенты уходили от нас, а через месяц возвращались и говорили, что были неправы. Это самый положительный отзыв для нас как для провайдера, — отметил руководитель компании.

— Для пользователя нынешние скорость доступа в сеть и тарифы оптимальны или еще есть маневры для оптимизации?

— Мы не предлагаем безлимиты, а даем определенное количество трафика на высокой скорости. Исходя из соотношения затрат и доходов, а также принимая во внимание рентабельность, могу сказать, что наши тарифы разумны. Как-то ко мне приехал гость из Германии и сказал, что интернет у нас очень дешевый, у них за такой придется заплатить около 40 евро.

Если бы мы продавали интернет дороже, чем его покупаем, можно было бы сделать и безлимитные тарифы. Но пока пойти на это не можем из-за высокой стоимости внешнего канала для провайдеров. Да, за последние годы он подешевел со 100 до 8 долларов, но при этом все равно стоимость внешнего канала остается высокой. В той же «дореволюционной» Украине стоимость мегабитного канала составляла полтора доллара. Нам «Белтелеком» продает по 8 долларов, и мы считаем это существенным потеплением.

При всем этом стоимость услуги доступа в интернет для конечного пользователя и в России, и в Украине, и в Польше выше, чем у нас. Стоимость внешнего канала — самый больной вопрос на сегодняшний день. Все проблемы с ценами для пользователей упираются именно в это. Если бы внешний канал подешевел еще хотя бы в пять раз, то можно было бы существенно снизить тарифы.

— То есть многие проблемы сводятся к «Белтелекому»?

— «Белтелеком» создает основные препятствия для развития. У него есть возможности для демпинга, потому что провайдеры платят колоссальные деньги за использование внешнего канала, сотовые операторы — за интерконнект. Немалые средства идут от аренды канализации, которая была построена на деньги местных бюджетов, а потом передана «Белтелекому».

Если поставить «Белтелеком» в одинаковые условия с частными провайдерами, то сразу стало бы заметно, насколько сильно он отстает по тарифам и качеству услуг. Да, при этом национальному провайдеру, как и нам, тоже пришлось бы покупать внешний канал и платить за аренду канализации.

Получаемые от провайдеров и операторов деньги «Белтелеком» вкладывает в неперспективные проекты, мешающие свободной конкуренции. Недобросовестная конкуренция и демпинг с их стороны — это своеобразная работа на перспективу. В компании понимают, что теряют монополию на внешний канал, из-за чего придется зарабатывать на работе с конечным клиентом.

— О каких неперспективных проектах со стороны «Белтелекома» вы говорите?

— Возьмем, например, тот же Zala. Сегодня «Белтелеком» только на 70% возмещает затраты по содержанию IP-телевидения как такового. На протяжении трех лет они работают в убыток, и непонятно, вернутся вложенные деньги или нет. Сначала это был социально значимый проект, выделялись большие средства на его развитие. Все афишировали Zala как проект, который позволит бабушкам в деревнях смотреть программы гостелевидения в хорошем качестве. В итоге мы видим, что социальный пакет в рамках Zala до сих пор не предоставляется. Одновременно мы обязаны предложить обязательный соцпакет из восьми государственных телеканалов. Zala этого не делает. То есть социальность данной услуги очень условная.

— Как вы оцениваете условия для бизнеса в Мозыре?

— В маленьких городах легче начинать бизнес. Люди знают друг друга, здесь больше доверия и проще решать вопросы. В Минске сложно кого-то чем-нибудь удивить: ну пришел в дом двенадцатый провайдер, и ладно, никто даже не заметил.

Что касается маленьких городов, то в городских службах, с которыми нам приходится работать, все сводится к общечеловеческим отношениям. Все друг друга знают и стараются помогать. Просто не надо позиционировать себя как иноземную компанию, которая пришла и намерена удивить весь белый свет. Надо работать изнутри, подстраиваться под то, что существует. Это касается любой сферы бизнеса в регионах, будь то пекарня, провайдинг, прокат автомобилей или пошив одежды.

Из-за конкуренции столичный рынок разрывают в клочья. Выше доходы людей, но и конкуренция жестче. Думаю, с подобным мы столкнемся и здесь, в регионах. Впрочем, мы готовы к этому, раз уж нам удается конкурировать с «Белтелекомом», который проводит достаточно агрессивную политику.

Национальный провайдер очень плотно работает в Мозыре. Так, вскоре после того, как мы запустили рекламу на местном радио, они тоже вывели рекламу, которую крутят почти без остановки. Ни в одном городе этого нет. Это при том, что есть масса областных радиостанций. Если ты массовый провайдер республиканского уровня, зачем так плотно работать в маленьком городе?

Порой и вовсе складывается ощущение, что «Белтелеком» на республиканском уровне следит за нашими тарифами и акциями. Например, когда-то мы придумали тариф «Мы ближе» для людей с ограниченными возможностями. Спустя три месяца аналогичное предложение появилось у «Белтелекома». Потом запустили тариф без ограничения по скорости, а через какое-то время похожее решение предложил национальный провайдер…

— А что по поводу условий для телекоммуникационного бизнеса в масштабах всей Беларуси?

— Самое неприятное в таком бизнесе — то, что приходится конкурировать с государственными компаниями-монополистами. Есть масса примеров, когда люди приходят в страну с хорошими проектами, а вскоре на бюджетные средства строятся аналогичные предприятия, которые начинают оказывать аналогичные услуги. Это делает сомнительным целесообразность инвестирования.

Где гарантия, что у «Белтелекома» не появится желания за государственные деньги, за наши налоги, что-нибудь скопировать? Госсредства могли бы пойти на дотации мелким провайдерам, но никто не даст им деньги на развитие, чтобы люди в нескольких домах получали нормальный интернет и смотрели телевидение в хорошем качестве. Уверяю, что в каком-нибудь Ельске или Наровле, где кроме «Белтелекома» нет никаких провайдеров, качество сети существенно хуже, чем в Мозыре.

Уверен, если убрать вышеобозначенные препоны, развитие телекоммуникационных услуг в Беларуси пойдет легче и быстрее.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by