1970—80-е годы в Голливуде ознаменовались выходом качественных фантастических фильмов, многие из которых до сих пор присутствуют на экранах в виде ремейков или новых серий той или иной франшизы. «Чужой», «Хищник», «Нечто» — типичные представители кино о злобных инопланетных тварях, только и мечтающих захватить нашу планету.
Еще был таинственный и величественный фильм «Близкие контакты третьей степени», милый «Инопланетянин», драматичная «Бездна», наивно-мечтательный «Кокон», приключенческие «Звездные войны», гуманистический «Враг мой». «Полет навигатора» стал одной из тех фантастических лент, которые уже во время просмотра оставляют приятный след в душе.
Снимать доброе кино о добрых пришельцах было так же модно, как и боевики или «ужастики» о зеленохвостых захватчиках. Прикоснуться ко всему этому на пороге 90-х можно было в замшелых кинотеатрах, самодельных видеосалонах в подвалах, а немного позже — с помощью испещренного жуткими помехами «восьмого канала».
В мире «Полет навигатора» не стал таким культовым, как его более именитые собратья. Зато на просторах экс-СССР его наверняка хорошо помнит поколение 1980-х. Да и как можно забыть ощущения неземной доброты и дружбы с внеземным разумом? Ах да, ведь были еще спецэффекты, здорово нашумевшие тогда и достойно выглядящие сегодня, почти 30 лет спустя после выхода картины. Вообще-то второй, третий, четвертый и все последующие разы смотреть «навигатора» ходили именно ради напичканной «инопланетными» технологиями второй половины фильма.
На съемки «Полета навигатора» было потрачено около $9 млн (сегодня это примерно $20 млн с учетом инфляции). Не маленькая, но и не слишком большая сумма для фантастики того времени. На «Бездну», например, которая вышла тремя годами позже, ушло почти в семь раз больше, на первого «Терминатора» — примерно на треть меньше, а «Враг мой» обошелся дороже вчетверо.
Звезд первой и даже второй величины в фильме не было. Из более-менее знакомых лиц — только Вероника Картрайт, к тому времени запомнившаяся по роли одного из членов экипажа «Ностромо» в «Чужом». Зато в ленте снялась Сара Джессика Паркер, тогда еще восходящая звезда. В «Полете навигатора» она сыграла миловидную сотрудницу NASA. А вот для юного Джои Крамера, главного героя фильма, кинокарьера закончилась почти сразу после выхода картины. В 1987 году мальчик появился в одном телефильме и навсегда пропал с экранов. Долгое время о нем ничего не было известно, пока взрослого «навигатора» не обнаружили за прилавком одного из канадских магазинов спортивных товаров. Что ж, по крайней мере на фотографии он выглядит вполне счастливым.
Режиссер Рэндал Клайзер, на счету которого к тому времени была популярная у нас мелодрама с элементами мягкой эротики «Голубая лагуна», не стал размазывать достаточно скудное финансирование по всему фильму. Вместо этого кинематографисты разделили ленту на две части. Первые 40 минут зрителю рассказывают загадочную историю о мальчике Дэвиде, который ушел искать брата, упал в овраг и вернулся домой спустя восемь лет совершенно не повзрослевшим. Затем история резво набирает темп, и вот уже подросток бороздит просторы космоса, океаны и играет в прятки с NASA.
В начале нам лишь намекают на ставшее позднее одним из самых знаменитых в истории кинематографа НЛО. Вот летит похожее на летающую тарелку фрисби, вскоре на пляж ложится тень огромного и привлекающего к себе внимание толпы людей дирижабля, а в ночном лесу Дэвида пугает тарелкообразный корпус обсерватории.
Каплевидный серебристый корабль появляется позднее, в одном из эпизодов, где сотрудники NASA осматривают потерпевшее крушение НЛО. Всего для фильма было создано два полноразмерных макета корабля. Оба они выглядели одинаково, только один был цельным, без единого видимого шва, а второй — с открытым люком. Одну модель использовали в большинстве сцен, где корабль изучали в лаборатории NASA. Вторую можно увидеть в эпизодах, когда Дэвид выходит из корабля или заходит в него.
Оба макета были построены из тонких изогнутых листов древесины, прикрепленных к металлическому каркасу. Конструкцию оставалось загрунтовать и покрыть светоотражающей краской. Обе «тарелки», к слову, сохранились по сей день. Одна после реконструкции выставляется в центре развлечений Disney World, недалеко от города Орландо в штате Флорида. Вторую можно увидеть в Disney-MGM Studios.
Мелькающий в первой половине фильма робот RALF представлял собой обычную моторизованную платформу-тележку с электродвигателем и фанерным корпусом. Однако в «Полете навигатора» смотрели не на несуразного робота, а на потрясающие для того времени спецэффекты.
Картина Рэндала Клайзера стала одним из первых снятых на 35-миллиметровую пленку фильмов, в которых использовался цифровой эффект отражающей поверхности. Сначала появился «хромированный», имитирующий жидкий металл корабль из «Полета навигатора», и только через три года вышла «Бездна» с инопланетным «водяным», а до Т-1000 из второго «Терминатора» и вовсе оставалось пять лет.
Компания Digital Effects, известная по спецэффектам в рекламных роликах и фильме «Трон» 1982 года выпуска, первой приступила к созданию иллюзии отражения окружающей среды на цифровых объектах. Свои разработки она показала студии Disney, на площадках которой должны были проходить съемки «Полета навигатора». Разработчики сделали простенькую модель космического корабля с отражающей поверхностью. Голливудским боссам идея понравилась, но заключить соглашение с Digital Effects они не успели — из-за внутренних противоречий компания была расформирована.
Некоторые сотрудники Digital Effects перешли в студию Omnibus Computer Animation, которая в итоге и занялась разработкой спецэффектов для «Полета навигатора». В фильме впервые применили технологию карт окружения, с помощью которой создавалась имитация зеркальной поверхности звездолета. В качестве текстуры для космического корабля использовались отраженные в зеркальной поверхности снимки. В специальных программах разные фотографии сводили в одно изображение и накладывали на компьютерную модель НЛО. Оставалось совместить готовый компьютерный корабль с уже отснятым видеоматериалом.
Одним из продвинутых примеров CGI-графики стал эффект «жидкого» трапа, ведущего в звездолет. Разработчики сделали анимацию лестницы, вид которой полностью совпадал с настоящими металлическими ступенями. Когда камера показывает, как Дэвид спускается или поднимается, мы видим настоящий трап, ступеньки которого, как кажется, висят в воздухе. На самом деле они были надежно прикреплены тонкими и прочными прутьями, незаметными зрителю благодаря расположенной под особым углом камере.
Обработкой спецэффектов занимался компьютер Foonly F1, ранее отвечавший за визуальный ряд «Трона». В 1986 году вычислительной мощности машины уже не хватало. Из-за огромного для того времени объема обрабатываемых данных кинематографисты постоянно сталкивались с недостатком дискового пространства, которого было всего 50 МБ. К тому же Foonly F1 ломался по пять-шесть раз в день.
Рендеринг проходил крайне медленно. На обработку одного кадра с анимацией Foonly F1 тратил около 20 минут. Уложиться в срок специалистам по созданию спецэффектов помогла помощь Центра суперкомпьютерных вычислений в Сан-Диего и находившегося там самого мощного в то время суперкомпьютера Cray X-MP стоимостью около $15 млн.
Робот Макс был самым что ни на есть настоящим. В том смысле, что он был не нарисован на компьютере, а представлял собой механическую конструкцию из пластика и металла. В одних случаях он передвигался по направляющим мини-рельсам в рубке корабля, в других робота подвешивали к небольшому крану. Там, где это было возможно, макет звездолета тоже прикрепляли к крану — например, в сцене вылета из ангара. Все-таки покрашенная деревянная конструкция смотрелась реальнее, чем компьютерная модель.
С чем фильму не повезло, так это с кукольными зверушками — представителями фауны других планет. Выглядели они слишком искусственными, причем почти во всех сценах с ними внимательный зритель может увидеть лески и проволоки, с помощью которых управляли движениями кукол.
Не в пример им невероятно футуристическим получилось внутреннее убранство корабля. А ведь для его возведения понадобились лишь зеркальные пластины, металлические элементы с выгравированными на них «инопланетными» письменами да отраженный синий свет.
Пять лет назад в СМИ появилась информация, будто студия Disney намерена снять ремейк «Полета навигатора». Хорошо это или плохо, но с тех пор кинокомпания ни разу не подтвердила эти слухи. Возможно, поняла, что на выходе получится напичканный спецэффектами блокбастер, в котором не останется и следа от атмосферы таинственности и ощущения близкого контакта с чем-то разумным и добрым.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by