Разработчики белорусского ноутбука: «Нас по праву можно назвать первопроходцами»

 
16 октября 2013 в 18:31
Источник: Елена Еловик, «7 дней». Фото: leningrad.su, БЕЛТА
Источник: Елена Еловик, «7 дней». Фото: leningrad.su, БЕЛТА

Разработчики первого белорусского ноутбука ПК-300, поступившего в продажу в 1991 году, рассказали о своей работе над устройством, сборка которого велась на НПО «Интеграл». Ныне данное открытое акционерное общество — «отверточная сборка», а тогда выпускалась своя продукция, причем на уровне мировых стандартов, пишет газета «7 дней».

На фотографии 1991 года, сохранившейся в архиве БЕЛТА, молодые инженеры СКБ «Немига» Татьяна Дереченик и Маргарита Ткачева демонстрируют первый белорусский портативный компьютер ПК-300. СКБ «Немига», являющееся структурным подразделением «Интеграла», было молодежным творческим коллективом.

В Минск, на перспективное производство, приехали работать даже выпускники престижных российских институтов. Зарабатывали на «Интеграле», по советским меркам, очень хорошо. В то время, когда 120 рублей считались хорошей зарплатой, молодой интеграловский специалист получал 160—180 рублей. А в цехах высококвалифицированные рабочие имели и 200, и 250 рублей.

Отдел, где работали героини фотографии, возглавлял Вадим Шитов. Народ трудился с энтузиазмом, проявляя большой интерес к новым технологиям. От микросхемы до корпуса — все было полностью интеграловское.

— Так что нас по праву можно назвать первопроходцами, — рассказывает Татьяна Дереченик, которую нам удалось разыскать. — Существовали цеха, где изготовляли микросхемы, а потом их собирали на платы. Впервые мы автоматизировали разводку печатных плат. Купили специальную программу «САПР» Саратовского НИИ. Затем наш отдел программистов адаптировал ее «под себя», и с помощью «САПРа» разводка стала занимать два дня! А раньше на нее уходило от трех недель до месяца. В общем, атмосфера была творческая, наполненная вдохновением для решения новых и интересных задач.

«Электроника МС 1504», или просто ПК-300, был запущен в производство в 1991 году, а его разработка началась за несколько лет до этого. В Советском Союзе с торговыми марками сильно не заморачивались. Все автомобили — это АЗы (МАЗы, КрАЗы, ГАЗы, ВАЗы), а вся электроника — это «Электроника».

Глядя на «Электронику МС 1504», трудно поверить, что это отечественный продукт. Но факт остается фактом.

Снизу «Электронику МС 1504» украшала добротная советская марка. Специалисты считают, что нужно отдать должное «прародителю» данного ноутбука — лэптопу Toshiba Т1100 Plus, который вышел в свет пятью годами ранее — в 1986-м. Именно он был взят за основу советской вычислительной машины. Тем не менее инженеры сумели разработать аналоги практически всех компонентов данного ноутбука, что само по себе вызывает уважение.

Вес лэптопа с аккумуляторами — 4,5 кг

Что же касается технических характеристик небольшого компьютера, выполненного в сером пластиковом корпусе, то они включают в себя процессор КР1834ВМ86, соответствующий модели Intel 80C86 с тактовой частотой 4,77 МГц, 640 КБ ОЗУ, которой, по заверениям Билла Гейтса, должно было хватить всем, а также CGA-адаптер, способный выводить изображение в 16 цветах с разрешением 640×200 точек. Для хранения информации было установлено два 3,5-дюймовых дисковода, обеспечивающих поддержку 720-КБ дискет. Коммуникационный набор включал в себя параллельный порт типа ИРПР-М (интерфейс радиальный параллельный, модернизированный), который носил название ЦПУ-НСМД и использовался для подключения печатающего устройства цифрового типа или же внешнего дисковода. Также имелся COM-порт RS-232, видеовыход VGA и AV-порт для подключения стандартного телевизора с поддержкой NTSC.

Отдельно стоит упомянуть наличие кнопки «Cкорость», которая «разгоняла» процессор до частоты в 7,16 МГц. Такой мощности было с избытком для быстрой работы операционной системы MS DOS 3.2. Разрешение четкого ЖК-экрана составляло 80×25 делений, что было удобно программистам того времени. Среди прочего стоит отметить наличие русифицированного BIOS и дисководов TEAC.

Несмотря на очевидную перспективность вычислительной промышленности, последовавшие после этого события 90-х годов практически полностью ее разрушили. Развал СССР решил судьбу и отечественных компьютеров. Импорт практически полностью заменил наши разработки.

Предстоит ли нам увидеть технологический рывок, соизмеримый с тем, что произошел в конце 80-х? Поживем — увидим…