Pentax K-01 — новейшая беззеркальная камера японского бренда. Она располагает 16-мегапиксельным кропнутым APS-C CMOS-сенсором, поддерживает объективы байонета K без переходника, да к тому же это единственная беззеркалка с APS-C-сенсором и системой стабилизации. Все эти характеристики несомненно заставляют обратить на себя внимание. Мы пристально изучили Pentax K-01 в нашем обзоре.
Впрочем, в глаза бросается крайне необычный внешний вид фотоаппарата. Модель не похожа ни на что, когда-либо представленное ранее.
Технические характеристики:
Как видно — габариты у фотоаппарата по меркам беззеркалок также выдающиеся. Пожалуй, Pentax — наиболее развязная и смелая в плане дизайна компания, в лучшем проявлении японского сумасшествия. Именно этот производитель представил первые цветные зеркалки: Pentax K-x наряжали даже в цвета трансформеров и Hello Kitty.
Также нельзя не вспомнить Pentax Q — игрушечную беззеркалку с миниатюрными сменными объективчиками, но серьезными возможностями.
В этом ряду K-01 не выглядит чем-то невероятным. Кстати, фотоаппарат недавно получил престижную премию Red Dot Design Award.
Дизайн камеры и даже объектива-блинчика, входящего в один из китовых комплектов поставки, был разработан австралийским дизайнером Марком Ньюсоном. Он занимается дизайном домов, яхт, самолетных кресел, предметов быта, имеет обширное портфолио. Внешность K-01 описывается как неподвластная времени, классическая и модернистская одновременно.
Взяв модель в руки, я сразу вспомнил о рубанке, который мне как-то дал на даче дед. Нет, камеру нельзя назвать грубой и некачественной. Но внешний вид и первое ощущение напомнили мне именно о рубанке. Фотоаппарат большой, плоский и немного неуклюжий.
Камера K-01 поставляется в нескольких цветах — серебристо-черном, черно-серебристом и желто-серебристом.
Стоит отметить, что со стандартным китовым объективом фотоаппарат выглядит практически как зеркалка, тогда как установка объектива-блинчика гарантирует куда более экстравагантный экстерьер.
Внешний вид
Качество сборки Pentax K-01 хорошее. Внутри — металлический каркас, внешний периметр камеры обнесен пластмассой, а по левому и правому боку оклеен текстурированной резиной. И если на ручке она безусловно оправданна, то на левой стороне — нет. Даже с большими объективами там нет места для комфортного хвата. Нет и упора/наплыва для большого пальца на тыльной стороне фотоаппарата. При большой толщине устройства ручка выглядит совсем маленькой, и для уверенности всегда хочется подстраховать хват пальцами под корпусом камеры.
В отличие от угловатой Pentax K-5, которую можно рассматривать как прародителя рассматриваемой в обзоре камеры, K-01 не только выглядит спорно, но и отличается спорной эргономикой. Для уверенности фотоаппарат лучше всегда носить на нашейном ремешке.
Карта памяти и слоты расширения закрыты огромной резиновой прокладкой на задней части ручки камеры. Резинка с трудом встает на место, да и такая конструкция кажется ненадежной. При этом вы будете вынуждены всегда открывать эту крышку, если захотите скачать фотографии через USB или же через кардридер.
На передней части корпуса располагается фирменный байонет K. Таким образом, камера поддерживает все ранее выпущенные объективы Pentax, c отверткой и без нее. Следует отметить, что этот факт порадует только владельцев оптики компании. Для всех остальных же он означает следующее — объективов для K-01 больше, чем для любой другой беззеркальной системы. И сами они больше.
Кнопка блокировки объектива в байонете замаскирована под угол корпуса. Над байонетом находятся два отверстия стереомикрофонов, слева на корпусе — зеленый светодиод подсветки автофокусировки.
Подобно трубе в домике, из камеры «растет» барабан переключения режимов съемки. Примечательно, что барабан, скроллерный диск, рычаг включения и кнопка затвора сделаны из цельного алюминия.
Все эти органы управления можно назвать гигантскими, таких больших мы не встречали ни на одном фотоаппарате.
На верхней панели находится алюминиевая вставка, в которую вмонтирована встроенная вспышка и разъем для подключения внешних — горячий башмак.
Верхняя часть корпуса абсолютно плоская. Если держать устройство в руке, а палец — на кнопке спуска, камера немного смотрит вниз. Экспокоррекцию невозможно сделать одной рукой — клавиша слишком близко находится к навигационному диску.
Как вы могли понять, отношение к дизайну модели у нас сложилось неоднозначное. Кажется, он создавался больше из соображений быть непохожим на внешность традиционных фотоаппаратов, чем с целью внедрения каких-то явных упрощений и схем работы, которые ломали бы традиционные стереотипы. Хотя рычаг включения устройства очень удобен. Но в нем не было бы такой необходимости, если бы камера сверху не была такой плоской. К тому же на ней предостаточно свободного места, куда можно было поместить еще несколько важных клавиш.
Вы должны были обратить внимание на две яркие кнопки — зеленую и красную. Зеленая клавиша — это традиционный элемент почти всех фотоаппаратов Pentax. Она обычно сбрасывает настройки любых параметров на автоматические или те, что были заданы по умолчанию. С настройками K-01 очень легко экспериментировать. Красная по умолчанию отвечает за видеозапись.
Обе кнопки можно перепрограммировать на свой вкус.
Камерой можно снимать одной рукой, а вот минимальное управление — смена режима съемки, старт записи видео или экспокоррекция — потребуют от ваших пальцев небывалой акробатики и растяжки. Даже взяв K-01 двумя руками, дотянуться до барабана режимов или поправить экспозицию очень проблематично. Такой опыт работы с фотоаппаратом диссонирует с первоначальным впечатлением — выглядит-то модель очень простой и дружелюбной, почти игрушечной.
В камере используется 3" дисплей с разрешением 921 000 точек. Среди APS-C-зеркалок такие устанавливаются только на Sony NEX и Fujifilm X-Pro1. Углы обзора не вызывают нареканий, на ярком солнце экран немного блекнет, так как защитный пластик не имеет антибликового покрытия.
Ни оптического, ни электронного видоискателя, так же как и разъема для подключения последнего, в фотоаппарате нет.
Очень приятная особенность — встроенная система стабилизации SR. Таким образом, любой установленный на камеру объектив становится стабилизированным автоматически. Система стабилизации реагирует не только на смещения по горизонтали и вертикали, но также может компенсировать поворот сенсора. Если вы используете мануальную оптику, то для корректной работы стабилизатора нужно задать ее фокусное расстояние через меню.
Из странного — стабилизатор работает не только во время визирования, но также и во время просмотра снимков, что вряд ли положительно скажется на ресурсе батареи. Переключение стабилизатора при съемке видео отмечается небольшим дерганьем картинки на первых секундах клипа.
Как и почти все камеры со сменной оптикой, K-01 имеет встроенную систему очистки матрицы от пыли. Мощный пьезоэлемент стряхивает налипшие на сенсор частички грязи. Это может осуществляться автоматически, а также при включении и выключении устройства. Встряхивается матрица очень сильно, фотоаппарат прямо дрожит в руках.
Камера в работе
Рассматриваемая модель отличается достаточно уверенной фокусировкой, хотя и не самой быстрой в классе. Основной плюс — фокусировка в большинстве случаев всегда достигается сразу, без ерзанья объектива туда-сюда. Основной минус — камера теряется на текстурах со слабым контрастом.
Фотоаппарат получил широкий диапазон рабочих значений ISO: 100—25 600.
Можно снимать в заданном автодиапазоне или же выставить чувствительность вручную. Шумоподавление для всех стадий можно задавать ступенями или индивидуально.
Максимальная частота серийной съемки — 6 кадров/с. При съемке в RAW частота падает до 1 кадра/с. Если вы снимаете с автоматической коррекцией дисторсии и хроматических аберраций, после каждого кадра фотоаппарат будет «думать» несколько секунд.
Также можно снимать фотографии с оптимизированным динамическим диапазоном в светлых и темных участках.
При долго зажатой кнопке спуска затвора камера выводит на экран увеличенный участок кадра. В меню можно включить усиление контуров — K-01 подсветит все объекты, которые попадают в зону резкости.
Изначально мы ожидали такой же функциональности, как у Pentax K-5. На деле она оказалась не такой широкой, но все равно — рекордной среди всех когда-либо выпускавшихся беззеркалок. Особенно это касается тонкой подстройки: кроме множества параметров в системном меню к услугам фотографа три странички пользовательского меню.
Нет режима съемки с имитацией кросс-процесса, фильтров постобработки немного меньше. Впрочем, их проработка очень глубокая и позволяет скорректировать многое, заменяя новичкам Photoshop на начальном этапе. Можно задавать тип и степень искажений объектива, тип виньетирования, акцентировать несколькими цветами, тонировать и т. д.
В режиме просмотра сделанные фотографии можно сравнивать между собой, извлекать из RAW-файла JPEG-изображения.
Для быстрого контроля всегда удобно функциональное меню:
При переключении между режимами всегда отображается памятка об элементах управления:
К удобству начинающих фотографов — сюжетные режимы.
Китовый SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS — самый маленький в мире сменный объектив.
Из-за специфической конструкции он отличается высоким уровнем хроматических аберраций. Несмотря на внешний вид, мимикрирующий под металлические объективы серии Limited, SMC Pentax-DA 1:2.8 40mm XS сделан из пластмассы, а крышечка — не металлическая, а резиновая. Также был разработан Марком Ньюсоном.
Камера K-01 располагает батареей емкостью 1860 мАч. Именно такая используется в Pentax K-5 и Pentax 645D, ее можно без проблем купить в интернете. В среднем беззеркалка позволяет отснять 500—520 кадров. Очень хороший результат.
Тестовые снимки
Качество изображения на высоких ISO, а также динамический диапазон и глубина цвета вывели K-01 на авторитетном ресурсе DxOMark в топ среди камер с кропнутым сенсором. В суммарном зачете 16-мегапиксельный CMOS-сенсор модели уступает только матрице Sony NEX-7.
Камера K-01 автоматически снимает и склеивает снимки в HDR, поэтому HDR-фото можно делать не только со штатива, но и с рук. Шаг брекетинга экспозиции в фотоаппарате заменен на интенсивность HDR, она задается в меню. К сожалению, склеивает их устройство около 20 секунд, что значительно дольше, чем в случае с Sony NEX. Также есть режимы мультиэкспозиции (наложения снимков друг на друга) и интервальной съемки.
Видео
Видеосъемка у фотоаппарата нареканий не вызывает. В Full HD-разрешении камера снимает частотой до 30 кадров/c, в HD-качестве — до 60 кадров/c. Хочется отметить лишь отличную работу стабилизации.
Заключение
Есть несколько концептуально разных видов беззеркальных камер. Одни похожи на компактные фотоаппараты-мыльницы — миниатюрные и с простой эргономикой. Другие — наоборот, имеют ручку, максимальное число органов управления и эргономичный дизайн.
Модель Pentax K-01 находится где-то посередине. Именно так выглядела бы зеркальная камера до появления компактов и если бы каким-то чудесным образом CMOS-матрицы и ЖК-дисплеи изобрели раньше пленки.
Эргономика фотоаппарата может показаться непривычной и не совсем удобной. Хотя спустя некоторое время работы к этому привыкаешь. Изнутри модель, наоборот, оказалась чрезвычайно продуманной: работает без подтормаживаний, качество снимков — на высоте, настроек — превеликое множество. Неоднозначная, но очень интересная камера — странная снаружи и прекрасная изнутри.
Плюсы:
Минусы:
Благодарим официального поставщика Pentax в РБ ООО «ПринтЛюкс»
за предоставленную камеру
Советы по выбору фотоаппарата — в Справочнике Onliner.by