Лучшая в классе: обзор зеркальной камеры Pentax K-5

 
10 040
23 августа 2011 в 21:00
Автор: Влад Борисевич
Автор: Влад Борисевич

Модель K-5 на текущий момент является самой старшей зеркальной камерой в портфолио Pentax, если не учитывать среднеформатную 645D. Почти все характеристики устройства можно назвать или лучшими в классе, или совсем уникальными. Судите сами: DxOMark признали сенсор K-5 самым лучшим среди всех APS-C-сенсоров в мире, фотоаппарат позволяет снимать 16-мегапиксельные фотографии с чувствительностью до ISO 51 200, обладает встроенной системой стабилизации, позволяет делать снимки с частотой до 7 кадров/c и записывать HD-видеоролики.

И как оказалось, это лишь верхушка айсберга — скрытого потенциала в устройстве хватит на несколько моделей. Такое ощущение, что создание K-5 было для Pentax делом чести и компания — изобретатель концепции зеркального фотоаппарата решила тряхнуть стариной, попутно показав, как нужно делать камеры.

Технические характеристики:

• APS-C (23,6×15,6) CMOS-сенсор, 16,2 Мп;
• 3″ ЖК-дисплей, 921 000 пикселей;
• механическая система очистки от пыли, обнаружение пыли на сенсоре, система нейтрализации «горячих» пикселей;
• разрешение фотографий JPEG: [16М] 4928х3264, [10M] 3936х2624, [6M] 3072×2048; [2M] 1728×1152; RAW: [16M] 4928х3264 пикселей;
• видео со звуком: 1920×1080 (25 кадров/с), 1280х720 (30 и 25 кадров/с), 640х480 (30 и 15 кадров/с);
• стабилизация: механическая стабилизация Shake Reduction;
• 11-точечная система фазовой автофокусировки SAFOX IX+;
• экспокоррекция: ± 5 EV с шагом 0,3 EV;
• ISO 80—51 200;
• отрабатываемые выдержки: 1/8000—30 c, BULB;
• автоматическая коррекция яркости и деталей в темных участках;
• встроенная вспышка с ведущим числом 13 @ ISO 100;
• разъем для подключения внешней вспышки;
• фильтры при съемке видео: пинхолл, ретро, высокий контраст, выделение цвета (красный, зеленый, синий), Soft, лучики, fish-eye, мой фильтр;
• коррекция виньетирования и аберраций;
• серийная съемка частотой до 7 кадров/c, длина серии до 30 JPEG и до 20 RAW;
• брекетинг экспозиции, баланса белого, четкости, насыщенности, контраста, цветового тона;
• оптический видоискатель, 0,92x, 100% покрытие кадра;
• съемка в форматах RAW: DNG, PEF;
• разъемы: USB, HDMI, mini-jack для внешнего стереомикрофона;
• поддержка карт памяти SD, SDHC, SDXC;
• габариты: 131x97x73 мм;
• масса: 740 г (с батареей и картой памяти).

Внешний вид

Качество сборки фотоаппарата превосходное. Мой 5D Mark II по сравнению с K-5 кажется какой-то нелепой пластмассовой пародией. Корпус устройства выполнен из магниевого сплава на стальном шасси. K-5 — это доведенная до совершенства Pentax K-7 с новым 16-мегапиксельным CMOS-сенсором Sony. Это позволило реализовать Full HD-видеосъемку частотой 25 кадров/c и серийную съемку частотой 7 кадров/c.

Фотоаппарат выглядит достаточно угловато, но его приятно держать в руках, с ним удобно работать. В местах предполагаемого хвата имеются мягкие резиновые прокладки, очень приятные на ощупь.

Взяв камеру в руки, сразу понимаешь, что она очень серьезная. Тактильно приятная, тяжелая и очень прочная. Все детали, кроме кнопок, — магниевый сплав или резина. Фотоаппарат защищен от воздействия влаги, пыли и загрязнений, что постоянно подчеркивают на пресс-мероприятиях: K-5 с объективом регулярно заливают водой и роняют. Так было и на выставке Photokina в Кельне, и на выставке TIBO в Минске.

Включается модель рычажком, расположенным вокруг кнопки спуска затвора, — как, впрочем, и все зеркальные камеры Pentax.

Режимы съемки переключаются большим барабаном с блокатором поворота. Такое же решение можно увидеть в Nikon D300 и Canon EOS 60D, опционально установить на Canon 5D Mark II. С одной стороны, вы никогда случайно не переключите устройство в другой режим, а с другой — это требует привыкания.

 

Кроме стандартных режимов творческой зоны (P, Tv, Av, M) в фотоаппарате есть уникальный режим приоритета светочувствительности (Sv) и режим TAv, в котором выдержка и диафрагма задаются пользователем, ну а ISO — автоматикой. В режиме программной экспозиции (P) можно корректировать одно из значений экспопары колесиками в ту или иную сторону, что также очень удобно. Производитель называет это гиперпрограммным режимом.

Примечательно, что функционал колесиков можно запрограммировать для всех режимов индивидуально.

Отдельно на камере обозначены пользовательские режимы, автоматический режим, съемка видеороликов. Прямо под барабаном режимов расположен переключатель способа замера экспозиции. Режимы покадровой, следящей и ручной фокусировки, зоны фокусировки также задаются переключателями.

Мы не будем описывать значения отдельных кнопок, так как фотоаппарат отличается весьма развитой эргономикой — два резиновых колесика, джойстик и множество переключателей. Но даже если вы во всем этом запутаетесь, и фотографии начнут получаться не такими, как вы желаете, — есть магическая зеленая кнопка. Одно касание последней сбрасывает выбранный параметр в автоматическое значение, поэтому с настройками K-5 очень просто экспериментировать.

В камере установлен 3″ дисплей с разрешением 921 000 пикселей. Читабельность информации и углы обзора хорошие, маркость низкая. Для удобства съемки имеется монохромный ЖК-дисплей на ручке, который подсвечивается ярко-бирюзовым цветом.

Видоискатель у фотоаппарата также очень неплохой для своего класса, со 100% покрытием кадра. При очень ярком солнце немного заметна полупрозрачная ЖК-матрица, на которой отображается информация и подсвечиваются точки автофокусировки.

Очень важная деталь — встроенная система стабилизации SR. Таким образом, любой установленный на камеру объектив становится стабилизированным автоматически. Система стабилизации реагирует не только на смещения по горизонтали и вертикали, но также может компенсировать поворот сенсора. Если вы используете мануальную оптику, то для корректной работы стабилизатора нужно задать ее фокусное расстояние через меню. Да и сам сенсор можно двигать и поворачивать на небольшие углы, что может быть полезно в определенных условиях.

Фотоаппарат способен отображать уровень электронного горизонта, наклон показывается в вертикальной и горизонтальной плоскости. Камера может автоматически подрезать снимки, т. е. горизонт никогда не будет завален, если вы этого захотите. Уровни отображаются как на дисплее, так и в Live View, в оптическом видоискателе и на информационном экране устройства.

Модель отрабатывает самый широкий диапазон светочувствительности среди всех зеркальных камер на APS-C-сенсоре — от 80 до 51 200 единиц ISO. Шумоподавление для каждого значения ISO можно задавать индивидуально.

В K-5 используется новая 11-точечная система автофокусировки, что также является важным «фиксом». Ну и нельзя не отметить 77 прокладок и уплотнений корпуса, которые не должны допустить до электронных внутренностей никакой пыли и грязи. Мембраны находятся на всех кнопках, подо всеми стыками деталей, резиновая прокладка есть у слота карты памяти и по периметру батарейного отсека.

Камера в работе

Фотоаппарат быстро и уверенно фокусируется при любом уровне освещенности. Как указывает производитель, точность работы при съемке в темноте улучшена за счет дополнительной чувствительности к длине волны (диапазон работы сенсоров автофокуса больше, чем спектр видимого света). Модель фокусируется в Live View значительно быстрее, чем конкуренты, за исключением Sony Alpha SLT-A55 с ее фазовой фокусировкой.

Как мы отмечали, максимальная частота серийной съемки составляет 7 кадров/c. Длина серии — 23 фотографии, после чего буфер заполняется и устройство снимает частотой около 3 кадров/c.

Вообще, вся камера создавалась по принципу больше и лучше, чем у конкурентов. Если баланс белого, то с несколькими типами флуоресцентных ламп, несколькими слотами для пользовательского баланса белого и сохраненных предустановок ББ в Кельвинах. Причем каждый из пресетов можно корректировать по шкале Amber-Blue/Green-Magenta. Даже у дисплея подстраивается не только яркость, но и цветопередача.

Брекетинг фотоаппарата также расширен: кроме экспозиции можно добавлять параметры контраста, резкости, насыщенности, баланса белого и цветового тона. Таким образом, в один цикл брекетинга может попасть до 15 кадров. Если же вы любите снимать в RAW-формате, то их у K-5 даже два: собственный PEF и открытый DNG. Последний быстрее обрабатывается Adobe Lightroom, что несомненно удобно, если вы снимаете очень много фотографий.

За время работы с камерой удалось заполнить две карты памяти емкостью 8 ГБ. Суммарное число отснятых кадров составило 940 изображений. Такой ресурс батареи — несомненный плюс для зеркального фотоаппарата.

Тестовые снимки

Как известно, значения диафрагмы и выдержки, а также ISO подбираются исходя из освещенности сцены. Это как вторичная переменная приоритета: в довершение к выбранному режиму съемки вы также указываете, что еще для вас важно получить от камеры.

За исключением режимов Normal и AUTO, у K-5 четыре программные линии — «Спорт» (минимальная выдержка), «Ландшафты» (наибольшее диафрагменное число), «Портреты» (минимальная глубина резкости) и режим максимальной резкости MTF, который выбирает оптимальное значение диафрагмы на текущем фокусном расстоянии.

В модели несколько стилей изображения JPEG с уймой параметров. Всего их девять, включая «Высокий ключ», «Отбеливание», «Монохромный» и «Слайд». Все изменения настроек насыщенности, контраста и прочего легко отследить по изменениям в фоновой фотографии, которая выводится на экран в режиме изменения настроек JPEG-цвета.

Фотоаппарат позволяет корректировать хроматические аберрации и дисторсию с фирменной оптикой. Также можно делать фотографии с оптимизированным динамическим диапазоном в светлых и темных участках.

Качество изображения на высоких ISO, а также динамический диапазон и глубина цвета вывели Pentax K-5 на авторитетном ресурсе DxOMark в топ среди камер с кропнутым сенсором. По статистике, систему процессинга изображений модели обходят только топовые полноформатные камеры Nikon D3s, D3x и среднеформатные фотоаппараты.

F/5,6
Оригинальный размер фотографии

 

F/8
Оригинальный размер фотографии

 

F/11
Оригинальный размер фотографии

 

ISO 100
Оригинальный размер фотографии

 

ISO 200
Оригинальный размер фотографии

 

ISO 400
Оригинальный размер фотографии

 

ISO 800
Оригинальный размер фотографии

 

ISO 1600
Оригинальный размер фотографии

 

ISO 3200
Оригинальный размер фотографии

 

ISO 6400
Оригинальный размер фотографии

 

ISO 12 800
Оригинальный размер фотографии

 

ISO 80
Оригинальный размер фотографии

 

ISO 3200
Оригинальный размер фотографии

 

ISO 51 200
Оригинальный размер фотографии

 

Широкоугольное положение (28 мм в 35-мм эквиваленте)
Оригинальный размер фотографии

 

Максимальный зум (208 мм в 35-мм эквиваленте)
Оригинальный размер фотографии

Мы использовали защищенный объектив SMC Pentax DA 18-135 mm F3.5—5.6 ED AL [IF] DC WR. Из-за резиновой мембраны и герметичного корпуса большой ход телескопических коленьев засасывает внутрь воздух, который потом как из груши выдувается из под заглушки разъема стереомикрофона, если та открыта. В перспективе это может вызвать попадание пыли внутрь.

Кстати, чтобы локализовать пыль на матрице, даже не нужно снимать объектив. Камера сделает соответствующий снимок самостоятельно.

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

 

Оригинальный размер фотографии

Нельзя не вспомнить про HDR-фотографии. В отличие от K-7, модель K-5 автоматически подрезает результат склейки, поэтому HDR-снимки можно делать не только со штатива, но и с рук. Шаг брекетинга экспозиции в камере заменен на интенсивность HDR, она задается в меню. К сожалению, склеивает их фотоаппарат около 20 секунд, что значительно дольше, чем в случае с Sony Alpha SLT-A55. Есть даже режимы мультиэкспозиции и интервальной съемки.

HDR-фотография
Оригинальный размер фотографии

Особого внимания заслуживает режим съемки «Кросс-процесс», имитирующий одноименный метод проявки пленки. У K-5 в арсенале три собственных режима кросс-процесса, еще три может задать фотограф. Однако наиболее интересные результаты получаются при установке «случайного» режима. В этом случае цвета для каждого кадра камера подбирает автоматически, и результаты получаются самые невероятные. Впрочем, по такому принципу работают приложения вроде Instagram и Hipstamapic, и их невероятная популярность лишь подтверждает интерес к данной функции.

Вот что выдал случайный кросс-процессинг в нашем случае:

О тривиальных операциях в случае с рассматриваемой моделью рассказывать нет никакого смысла: нетривиальных возможностей у фотоаппарата столько, что все их просто невозможно перечислить в рамках этой статьи.

Также хочется упомянуть набор цифровых фильтров изображений в камере. В режиме просмотра их число — 18. Степень проработки каждой настройки просто поразительна. Можно задавать тип и степень искажений объектива, тип виньетирования, акцентировать несколькими цветами, тонировать и т. д. В режиме просмотра фотографии можно сравнивать между собой, извлекать из RAW-файла JPEG-изображения.

Кстати, если вы снимаете в JPEG, то K-5 предлагает очень интересную возможность-бэкап. Если вдруг изображение вам очень понравилось и вы бы хотели заняться его качественной обработкой, то это не проблема. Пока не сделан следующий кадр, камера хранит RAW последнего снимка, и при желании файл можно записать из буфера устройства на карту памяти.

Примечательно, что в фотоаппарате можно задать те параметры, которые он должен «помнить» после выключения или же наоборот — не должен. Сюда включены параметры ISO, экспозиции, баланса белого, вспышки и различных режимов постобработки. Очень удобно.

Видео

Видеосъемка у камеры на уровне конкурентов, звукозапись монофоническая. Кроме Full HD-видеозаписи частотой 25 кадров/c также можно снимать и на частоте 30 кадров/c, но в разрешении 1536×1024 пикселей. Во время съемки может работать механическая стабилизация.



Для удобства съемки фотографий через Live View и видеороликов — к услугам пользователя несколько вариантов композиционной сетки.

Плюсы:

• тихая съемка;
• быстрая Live View-фокусировка;
• хороший оптический видоискатель;
• встроенная система механической стабилизации;
• обилие фильтров постобработки;
• «хипстерский» режим кросс-процесса;
• прочный корпус, защищенный от попадания влаги и пыли;
• большой ресурс аккумулятора (почти 1000 кадров);
• высокая гибкость.

Минусы:

• долгая запись HDR-изображений.

Заключение

По всем параметрам Pentax K-5 оказался просто выдающимся фотоаппаратом. Высокое качество изображений, неисчислимые возможности постобработки, лучший и самый широкий в классе набор настроек, причем зачастую уникальных. Камера будет удобна для любого типа съемки. С одной стороны, это фактически одна из самых дорогих моделей с APS-C-сенсором. С другой же — она полностью оправдывает свою стоимость. Таким образом, можно смело утверждать, что в нише зеркальных камер на базе APS-C-сенсора равных модели K-5 нет.

Фото: Влад Борисевич

Благодарим официального поставщика Pentax в РБ ООО «ПринтЛюкс»
за предоставленную камеру

Советы по выбору фотоаппарата — в Справочнике Onliner.by