Эксперимент: ученикам Лицея БГУ выдали электронные учебники

 
4625
14 октября 2011 в 20:36
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

Ранее Onliner.by писал об особенностях эксперимента по внедрению цифровых устройств в повседневный учебный процесс белорусских школьников: представители Минобразования рассказали на пресс-конференции, что нетбуки получат ученики нескольких школ страны. Главное — они не несут никакой материальной ответственности, а компьютеры не стали абсолютной заменой традиционным учебникам. Нетбуки даже хранятся в школах, не дома.

В Лицее БГУ начавшийся на днях эксперимент проходит с другими условиями. Помимо того, что ученики получили иные устройства — ридеры, они отвечают за их сохранность, но могут пользоваться и в домашних условиях.

Вадим Матулис

— Денежные средства на приобретение устройств были выделены Белорусским государственным университетом, — говорит директор Лицея БГУ Вадим Матулис. — Это украинские изделия PocketBook, у них экран на электронной бумаге, удобный и не утомляет глаза.

Руководитель уверен, что их учебное заведение было выбрано в качестве площадки для проведения эксперимента не случайно. Кроме того, что Лицей на протяжении многих лет является экспериментальной площадкой Министерства образования, на которой осуществляется апробация новых средств обучения, он также входит в единый комплекс Белгосуниверситета, имеющего уникальную информационно-коммуникационную инфраструктуру и, самое главное, опыт реализации крупных проектов в сфере информатизации образования. Также кадровый состав Лицея БГУ достаточно подготовлен для внедрения ридеров в процесс обучения.

— В 2006 году мы запустили сайт в интернете (e-lyceum.by), предназначенный для дистанционного обучения, — продолжает Вадим Матулис. — На нем размещаются учебно-методические комплексы, разработанные учителями Лицея. Некоторые курсы этого сайта предназначены для сопровождения учебного процесса, в них размещаются электронные версии уроков, домашние и проверочные работы и их решения и т. д. Существуют также курсы для подготовки к поступлению в заведение и централизованному тестированию. На последних, кстати, могут обучаться все желающие. Другими словами, мы готовы к появлению электронных учебников.

Директор рассказывает, что наработанный опыт дистанционного обучения в Лицее придется как нельзя кстати в эксперименте по внедрению ридеров. Если раньше учащиеся могли получать доступ к электронным учебно-методическим комплексам только посредством устройства, подключенного к интернету (обычно это компьютер, расположенный в медиатеке или дома), то теперь эти комплексы размещены в ридерах и всегда под рукой у лицеистов.

По словам Вадима Матулиса, эксперимент подразумевает получение результатов в нескольких плоскостях. Как к электронным учебникам отнесутся ученики и их родители? Насколько облегчится процесс обучения для преподавателей? Как это отразится на здоровье?

— В какой-то степени здесь присутствует и психологический момент: не все, например, понимают разницу между электронной бумагой, которая, как и обычная, формирует изображение в отраженном свете, и, к примеру, традиционным жидкокристаллическим дисплеем, где используется просвет матрицы, — подчеркивает директор.

Ридеры уже получили ребята из одного класса — 10-го, химико-биологического. Каждый несет персональную и материальную ответственность за собственное устройство и может пользоваться им как в Лицее, так и дома — все прописано в договоре, подписанном с одной стороны учебным заведением, с другой — законным представителем лицеиста.

— Разумеется, ученики получили не только электронные, но и обычные учебники, — продолжает Вадим Матулис. — Это связано с тем, что на начальном этапе нами предусмотрен период адаптации.

Ридер укомплектован модулем Wi-Fi, поэтому теоретически его можно использовать как средство для серфинга в сети.

— Конечно, электронная книга не может заменить весь рюкзак ученика, — считает Вадим Матулис. — Например, выполнять различные задания и записывать важную информацию на уроке ученики по-прежнему будут в тетрадках. Хотя на ридерах также возможно выполнение проверочных работ, правда удобно это будет делать только при соответствующей адаптации софта.

Директор Лицея говорит, что эффективность эксперимента измеряется не только на основании данных об успеваемости учащихся. Будет учитываться также реакция тех, кто принял в нем участие.

— В любом случае, использование цифровых устройств в учебном процессе — это позитивное явление, которое, уверен, найдет свое место в системе образования Беларуси, — резюмирует Вадим Матулис.

Обзор устройства

Нам удалось получить в свое распоряжение ридер, аналогичный тому, что выдали лицеистам, — PocketBook 902. Ранее мы уже знакомились с этой моделью, подробное ее описание можно найти здесь.

Электронная книга имеет внушительные для своего класса размеры. Не соврем, если скажем, что это одна из самых крупных моделей ридеров. Держать в руке ее не получится — вес ощутимый, тяжелит руку. Впрочем, в аудиториях этот параметр не будет затруднять использование, к тому же «виновник» крупных размеров, 9,7-дюймовый дисплей, обеспечивает намного более комфортное восприятие текста, чем компактные версии ридеров с 5—6″ экранами.

Используемая матрица Vizplex, разумеется, выполнена по технологии E-Ink. Это более старое поколение электронной бумаги по отношению к Pearl, поэтому контрастность дисплея немного ниже. Еще одно отличие — более низкая скорость обновления изображения (точнее, в абсолютном большинстве случаев — текста). Для исправления последнего недочета можно активировать режим частичного обновления страницы — в этом случае изменение картинки будет проходить быстрее, однако немного заметным останется «след» от предыдущей страницы.

В устройстве, тестируемом нами, стояла общая учебная прошивка. Стоит подчеркнуть ее некоторое отличие от той, что используется в аппаратах лицеистов. Тем не менее описание даст общее представление о ней.

Так, в библиотеке ридера появились два новых пункта — «Учебники» и «Конспекты». В первом указываются все загруженные пособия, а конспекты, в сущности, являются закладками изучаемых книг. Таким образом, выделяя по мере чтения важные участки в учебниках, ученик получает по прочтении их сжатый вариант, более удобный для повторения материала.

Второй блок нововведений касается информации об ученике. Каждый ридер закрепляется за учащимся и исполняет роль электронного дневника: в нем сохраняются сведения об успеваемости (к слову, как раз этой функции в ридерах лицеистов нет).

Кроме того, в дополнение к стандартному приложению «Календарь» в PocketBook 902 предусмотрено сохранение расписания занятий.

Порадовало, что общая функциональность электронной книги не ограничена в учебной версии интерфейса. Теоретически можно было предположить, что будут заблокированы некоторые возможности. Для юных владельцев ридеров, помимо чтения, также будут доступны прослушивание музыки (благодаря поддержке карт памяти microSD объем используемых данных может быть увеличен) и просмотр фотографий (сомнительное удовольствие на дисплее с поддержкой градаций серого).

Беспроводной модуль Wi-Fi может пригодиться для подключения к интернету, а Bluetooth — для беспроводной передачи данных. Наконец, есть доступ к адаптированным для ридера приложениям — это могут быть как полезные дополнения (калькулятор, планировщик, словарь), так и развлекательные (игры — змейка или судоку, к примеру).

В дальнейшем PocketBook планирует выпустить более современную модель 912 Education, специально разработанную для образовательных целей. Основным отличием от текущей версии станет появление сенсорного дисплея с поддержкой стилуса и связанной с ним функциональности. В первую очередь ученикам будут интересны рукописные заметки. Кроме того, разработчики пообещали реализовать в новинке многозадачность, которая проявится в возможности одновременного открытия нескольких книжек.

Фото: Влад Борисевич