Репортаж: как создается прогноз погоды

 
5489
17 июня 2011 в 19:45
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

Мало кто на самом деле думает, будто у природы нет плохой погоды — немного найдется тех, кому по нраву пронизывающий северный ветер или моросящий дождь в летние выходные. Зачастую температура воздуха и осадки определяют не только наше настроение, но и планы на ближайшие дни. И в любом случае — являются неиссякаемой темой для светских бесед.

Как же тут не вспомнить синоптиков, долг которых заблаговременно спрогнозировать такие важные для нас дожди и температуру? Ну и, как водится, поругать их за допущенные ошибки и испорченные планы.

Впрочем, статистика на стороне метеорологов: оправдываемость суточных прогнозов выше 95%, а современные компьютерные климатические модели вкупе с ручной обработкой и анализом дают возможность с высокой точностью предсказывать состояние атмосферы на трое суток и дальше. Так, уже сейчас в гидрометцентре знают, что во второй половине июнь не будет таким жарким, как в первой, а дожди, начавшиеся на этой неделе, продолжатся.

— Наша основная цель — обеспечение своевременного информирования властей, организаций и граждан страны о надвигающихся опасных явлениях погоды, — рассказывает нам начальник службы гидрометеорологических прогнозов гидрометцентра Дмитрий Рябов. — Это, конечно, позволяет минимизировать потери и предупредить возможные несчастные случаи.

Дмитрий Рябов

По подсчетам Всемирного банка, каждый вложенный в развитие метеослужбы рубль возвращается в пятикратном размере. Эта арифметика подтверждается жизненными примерами: за прошлую зиму, например, ТЭЦ Беларуси сэкономили 2 миллиарда благодаря регулировке уровня отопления, а дорожники — 888 миллионов на эксплуатации только одной кольцевой вокруг Минска.

— Наша служба делится на четыре подразделения, — продолжает Дмитрий Рябов. — Одно занимается погодными явлениями, другое составляет прогнозы для аграриев, третье анализирует развитие водной обстановки, а четвертое взаимодействует с предприятиями страны и СМИ.

Составить прогноз синоптику помогает большое количество вспомогательного материала. Главный из них — синоптическая карта, в создании которой коллективно принимает участие весь мир. Данные на карте появляются из наблюдений метеорологов в каждой стране. В определенное время суток (обычно каждые три часа по Гринвичу) наблюдатели регистрируют данные и отправляют их в мировые прогностические центры, где информация обрабатывается и наносится на синоптическую карту.

— В Беларуси метеосеть состоит из 52 станций, а синоптические карты мы получаем из Москвы — одного из трех мировых центров погоды, — говорит начальник службы прогнозов. — Также синоптики обрабатывают численные модели — компьютерные прогнозы, данные метеорологических локаторов и, наконец, спутниковые снимки. После того как синоптик просмотрел, проанализировал, сопоставил весь материал, выходит прогноз погоды.

С тех пор как человечество начало изучать атмосферные явления, прогресс существенно шагнул вперед. Так, в распоряжении метеорологов Беларуси уже есть спутниковые снимки, получаемые и обрабатываемые каждые 15 минут, а установка современного радара в Национальном аэропорту «Минск», грозопеленгатора на крыше гидрометцентра существенно облегчила прогнозирование гроз и града.

К слову, при всем при этом ручная обработка остается точнее.

— Дело в том, что разные компьютерные модели могут по-разному видеть развитие синоптических процессов — в основном они расходятся по времени прохождения циклонов и иногда их траекториям, — продолжает Дмитрий Рябов.

В 12-часовой смене работает по 2 синоптика. Они составляют прогнозы для всей республики, каждой области и областного центра. Те рассылаются всем заинтересованным потребителям — от руководства страны до средств массовой информации. Кроме этого — порядка 40 прогнозов специализированные, для предприятий с их спецификой работы, например для ТЭЦ или железной дороги.

Дмитрий Рябов говорит, что в Беларуси в летний период пределом комфорта является температура не выше 25 градусов. В сочетании с повышенной влажностью (за один жаркий день с территории нашей страны в небо испаряется объем влаги, равный озеру Нарочь) это довольно сложно переносить, особенно в условиях города. Впрочем, на июнь у метеорологов хорошие прогнозы — той жары, что царила в первой половине месяца, больше не ожидается.

— С 1989 года климат в Беларуси существенно изменился, — утверждает Дмитрий Рябов. — В результате потепления произошло изменение границ агроклиматических областей, а на юге Полесья образовалась новая, более теплая агроклиматическая область. Она характеризуется самой короткой и теплой в пределах Беларуси зимой и наиболее продолжительным и теплым вегетационным периодом. Правда, до выращивания бананов дело не дойдет, но персики вполне можно будет собирать.

Мы интересуемся, несут ли какую-нибудь ответственность метеорологи за ошибочные прогнозы.

— Это такой своеобразный разбор полетов, — говорит специалист. — Дежурный синоптик доказывает на основе карт и другой информации, почему был сделан прогноз, который не оправдался.

Дмитрий Рябов провел для нас экскурсию по гидрометцентру и рассказал обо всех этапах составления прогнозов. Например, показал те самые синоптические карты, которые обрабатывают синоптики, — по специальной формуле видно, через какое время циклон, кружащий над Польшей, подойдет к Бресту. Или — карты со спутников в реальном времени. Они, кстати, доступны на официальном сайте гидрометцентра.

В здании центра установлена карта штормовых явлений Беларуси — лампочка определенного цвета сигнализирует о наблюдении соответствующей ситуации на станциях по всей стране. В день нашего прибытия, к слову, ничего опасного — в том числе грозы — не наблюдалось.

Одним из любопытных нововведений, доступных только для специалистов центра, является сбор информации из сети автоматических дорожных метеостанций, установленных на дорогах Беларуси. Около шести десятков пунктов, разбросанных по стране (они показывают водителям температуру воздуха и поверхности шоссе), дополняют данные, собираемые синоптиками, и позволяют в летний период точнее отслеживать шквалы и другие опасные явления.

Сердцем любой метеостанции, в том числе главной в стране, является, наверное, метеоплощадка. Это место, где собираются данные о погоде — температуре воздуха, земли, поверхности почвы, силе и направлении ветра, солнечной активности, осадках и так далее. Собирать информацию можно по-разному — как в автоматическом режиме (соответствующее оборудование стоит примерно 15 тысяч долларов в зависимости от комплектации), так и вручную, по старинке.

В Минске представлены как раз оба варианта. Так, в случае ручного сбора данных можно увидеть, как это делалось десятки лет назад и заодно вспомнить уроки природоведения еще советской школы. Ну где, в самом деле, еще понаблюдаешь за волосяным гигрометром?

К слову, измеряемая на метеоплощадке температура зачастую расходится с тем, что показывают наши оконные градусники. Дело в том, что воздух прогревается по-разному в зависимости от поверхности почвы, ветра, городской застройки и растительности вокруг. Синоптики создали некий эталон измерения температуры — она фиксируется на высоте двух метров в будке белого цвета, свободно продуваемой со всех сторон. Именно поэтому в дни, когда граждане наперебой друг другу рассказывают о +40 за окном, в метеослужбе измеряют лишь 30.

Каждые три часа сюда приходит метеонаблюдатель и снимает показания, затем оформляет в виде телеграммы и отправляет в центр. Оттуда — в мировой прогностический центр. Ну а далее, как уже описано выше, на их основе обрабатывается модель.

Стоит заметить, что большинство станций по стране пока передают данные по интернету через диал-ап-соединение. Сейчас гидрометцентр строит VPN-сеть на основе сети «Белтелеком» — у синоптиков и национального оператора электросвязи давнее и плотное сотрудничество.

Получают здесь по своим каналам и спутниковую информацию — приемники-тарелки установлены на крыше здания.

Завершая нашу экскурсию, Дмитрий Рябов отметил, что погода, объединяя людей на всей планете, объединяет и ее наблюдателей — синоптиков.

— Наша профессия сама по себе предполагает взаимопомощь и выручку для коллег, у нас нет политических и государственных границ. Если в соседней стране наблюдаются опасные явления, белорусские синоптики первыми узнают это от своих коллег из-за рубежа. А это значит, что и люди в наших государствах, несмотря ни на что, будут предупреждены вовремя.

Фото: Максим Малиновский