В большом городе современный автомобиль без навигатора с актуальной картой грозит стать не помощником, а скорее обузой. На неудачную планировку советских городов накладывается текущая ситуация на дорогах с пробками, ремонтами и объездами, а в ритме «миллионников» слишком часто меняются «точки притяжения» — магазины, заправки, места семейного отдыха и т. д.
Автонавигаторы существенно облегчают жизнь. Но при одном условии — если информация на карте соответствует действительности и регулярно обновляется. Onliner.by заинтересовался, как происходит подготовка таких продуктов, и отправился в головной офис Navitel в Москве, чтобы своими глазами увидеть весь процесс.
— Картографический бизнес имеет свои особенности в каждой стране, — делится своим мнением генеральный директор ЗАО «ЦНТ» (производитель Navitel) Александр Казаков. — Например, в Беларуси с недавних пор не требуется лицензия, но проводится ряд согласований с госорганами, а в России она нужна. Но для любого государства действует главное правило: для создания карты необходима какая-то основа. В вашей стране, например, мы приобрели ее у структурного подразделения Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, совместно с которым позже и была выпущена навигационная карта.
Александр Казаков
Основной этап подготовки конечного продукта, разумеется, состоит в получении точных и актуальных данных при помощи съемки местности. У Navitel для этого содержится 15 автомобилей, оборудованных камерами для панорамной съемки. Сам процесс заключается в том, что экипаж едет из точки А в точку Б, а геодезист здесь же, в полевых условиях, вносит необходимую информацию — о придорожной инфраструктуре, скоростном режиме, разметке и так далее.
— Затем эта информация поступает в наши картографические подразделения, — поясняет Александр Казаков. — Они редактируют ее, интегрируют с готовым продуктом и с заданной периодичностью выпускают обновление карт.
Глава Navitel констатирует факт, что с точки зрения системы адресов Беларусь ничем не отличается от своих соседей по бывшему СССР — равно как в Украине и России, у нас имеются корпуса и строения (чего нет в Европе). Впрочем, для производителей навигационных карт это не самое сложное — в ряде стран присутствия Navitel приходится поддерживать весьма экзотические параметры вроде «третий дом после светофора» или «200 метров от особняка Раджи». В государствах латиноамериканского региона таким никого не удивишь — наоборот, столь странная система считается удобной и доступной.
— Существование навигационной карты оправданно везде, где есть дороги, — говорит Александр Казаков. — Поэтому перед геодезистами Navitel стоит задача объехать их все. Касаемо внутригородских дорог, начинаем мы, конечно, от столицы, движемся к областным центрам, затем к районным, а потом — в деревни и поселки. Процесс съемки дорог между населенными пунктами схож по своей концепции — от шоссе международного значения класса М до местных дорог Н и подъездов к каждой деревне и хутору. На помощь картографам приходит не только картооснова, но и данные дистанционного зондирования, приобретаемые нами у сторонних организаций отдельно.
Каждый год в летний период машины Navitel уходят на запад и восток России и в близлежащие страны, раз за разом объезжая регионы. Иногда командировки геодезистов могут длиться месяцами — учитывая масштабы России, это вполне ожидаемо. Впрочем, экипажам не всегда приходится жить по гостиницам — у компании есть несколько крупных «баз» по стране.
Говоря о России, Александр Казаков подчеркнул, что всего Navitel проехал по ней более 2 млн километров — с учетом внутригородских магистралей и внутридворовых проездов. Процент полного покрытия страны уже выше 90, но цель однозначна — 100.
Производители навигационных карт обновляют свои продукты, как правило, ежеквартально — это оптимальный срок для поддержания их в актуальном состоянии. Безусловно, невозможно каждые три месяца объезжать все дороги всех стран, чтобы вносить уточнения, — информация об изменении состояния дорог берется из открытых источников, а также у государственных структур (дорожные службы, ГИБДД/ГАИ и т. д.). В столицах же геодезисты Navitel проводят работы раз в квартал. В зависимости от административной значимости, населения и туристических потоков периодичность обследования может существенно отличаться.
— Не существует навигационной карты со 100% отражением реального положения дел на дорогах, — отмечает Александр Казаков. — Можно лишь стремиться к этому показателю. Большую помощь нам оказывают пользователи Navitel, сообщающие об изменениях в родном городе. Части из них — скажем так, «проверенным» людям — мы верим и сразу вносим правки. Информацию же от новичков всегда проверяем — или выездом экипажа на место, или по космоснимкам.
И если со строительством новых дорог и мостов процесс внесения правок отработан, то с дорожными знаками сложнее. Так, только в Москве ежемесячно убирается, устанавливается или изменяется 4000 (!) знаков. Впрочем, вне городов этот процесс не столь динамичен да и зачастую относится к скоростным ограничениям.
— Конечно, мы можем не знать, где было ограничение 60 км/ч, а стало 40 км/ч, — говорит Александр Казаков. — Однако это не помешает автомобилисту доехать из одной точки в другую.
Оперативно вносить изменения в связи с ремонтом дорог позволяет еще и сервис «Навител.Пробки». Не дожидаясь очередного квартального обновления, на карте можно обозначить какой-либо участок улицы как «пробку» и увести с нее поток автомобилистов.
Кстати, этот сервис получает свое развитие и в Беларуси. Несмотря на то, что, по личным впечатлениям главы Navitel, данная проблема пока не столь актуальна для Минска и других городов страны, в столице у автолюбителей уже достаточно много навигационных устройств с включенным сервисом «Навител.Пробки». На поддержание актуальной информации о состоянии движения в городе хватает.
«Пробочный» сервис будет модифицироваться: за 2 года работы Navitel набрал значительную статистику по заторам на дорогах и будет прогнозировать пробки на дорогах в зависимости от поры года, времени суток и погодных условий. Например, каждому минчанину известно, что на перекрестке улицы Ленина и проспекта Независимости по вечерам стабильный затор — и об этом ваш навигатор будет знать заранее.
…Александр Казаков познакомил нас с работой офиса, с геодезистами, находящимися в данный момент в Москве для передачи собранной информации с камер, с программистами и другими сотрудниками. Всего в ЗАО «ЦНТ» трудится уже более 300 человек, из них около 200 — в новосибирском офисе, откуда, собственно, и начался Navitel.
Любопытно было взглянуть на то, как выглядит карта Москвы в собственном редакторе Navitel. Это гигантский файл с миллионами пометок — адресами домов, улицами, мостами, тоннелями, магазинами, заправками, кафе и СТО.
Уточнение карты — съемка изменений на местности — было продемонстрировано нам геодезистами компании. Для этого мы отправились на окраину Москвы, в квартал новостроек, где, по информации сотрудников, ожидались изменения в дорожных проездах и инфраструктуре. Внутри внедорожника установлено четыре камеры — три направлены вперед, одна снимает через заднее стекло. Камеры необходимы для фиксации всей обстановки на дороге и установлены, скажем так, скорее для подстраховки редактора карты. Сам он вносит правки в существующую основу прямо во время движения — на планшете.
Наш улов невелик — в новом микрорайоне за время отсутствия здесь экипажа Navitel успели лишь открыть один небольшой дворовый проезд и новую аптеку. Почертыхавшись на уже разбитых дорогах и из-за сложной планировки квартала, мы запечатлели внедорожник на память и вернулись в «штаб».
Фото: Максим Малиновский