Вице-президент Opera Software знает о будущем браузеров

 
187
26 ноября 2010 в 21:28
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

Невероятная популярность настольного браузера Opera и его младших мобильных собратьев в странах бывшего СССР заставляет норвежского разработчика обращать повышенное внимание на этот региональный рынок. Расхождение позиций Opera в европейской части СНГ и остальном мире поразительное: если в октябре в целом по планете это приложение было установлено лишь в 2,28% компьютеров (а месяцем ранее даже на 0,11 процентного пункта больше), то, например, на Onliner.by норвежский браузер предпочитает более 50% посетителей. И еще 5,7% заходят на сайт через Opera Mini/Mobile.

— Мы считаем, что у популярности наших продуктов в Беларуси, Украине и России есть три основные причины, — говорит вице-президент Opera Software Ян Стандал. — Первая из них — это рекомендации друзей и знакомых, которые уже оценили преимущества браузера. Чем больше становится комьюнити, тем быстрее оно растет.

Второй причиной Ян считает непосредственно сами продукты компании — быстрый браузер с дополнительными функциями, важными для местного рынка. Например, Opera Turbo, позволяющая комфортно работать при медленном соединении.

— И, конечно, свою роль играют мобильные версии браузеров, — заключает Ян Стандал. — Есть много людей, которые начинают знакомство с Opera на сотовом телефоне, а уже затем переходят на настольный продукт.

Ян Стандал, вице-президент по разработке
настольного браузера Opera

Несомненно, норвежский браузер любим многими белорусами за свои очевидные преимущества. Но, несмотря на них, Opera остается в арьергарде мировых рейтингов предпочтений. Почему так происходит?

— Причин, почему так происходит, много, и они разнообразны. Но стоит учесть, что во многих регионах люди в принципе не любят менять браузеры, — считает вице-президент компании. — Например, американцы более консервативны в своих предпочтениях, чем европейцы или азиаты. В этом кроются особенности характера жителей стран СНГ: они очень много времени проводят в процессе выбора и сравнения продуктов.

Ян Стандал заключает, что это позволяет Opera быстро расти на наших рынках — в сентябре браузер был установлен у 47% пользователей, а в октябре уже у 54%.

Наш собеседник долгое время работает над продуктами компании, но в Минск приезжает впервые. Шутит, что основная цель визита туристическая — посмотреть на красивый город, а уж потом рассказать о преимуществах норвежского браузера. На самом деле, конечно, запуск Opera 11 beta и сильное комьюнити в Беларуси — заметно более значимые доводы, нежели чистые и широкие проспекты столицы.

— Нам очень любопытно встретиться с пользователями Opera и пообщаться с прессой, — говорит Ян Стандал. — Белорусский рынок для нас один из самых сильных в мире, и нам необходимо с ним познакомиться ближе.

Вице-президент начинает рассказ о нововведениях, которые сделаны в 11-й версии браузера. Он говорит, что сотрудники компании, принимаясь за разработку версии, взяли за основу несколько направлений.

— Мы продолжаем работать над ускорением программы, и одна из точек роста — интерфейс браузера. Например, вы можете открыть в новой Opera двести вкладок за пять секунд и закрыть их за четыре, — говорит Ян Стандал, одновременно демонстрируя это на собственном ноутбуке. — Кроме того, мы позволили пользователям самим выбирать, какие плагины на страницах загружать, а какие нет.

По словам разработчика, это позволяет сделать загрузку на любом соединении на 30% быстрее. Сравнения «до» и «после» проводились на 100 самых популярных сайтах по версии Alexa.

— Представляете, если вы обладаете гигабитным соединением, то функция «Плагины по запросу» позволит вам ускорить его еще на треть, — говорит Ян Стандал.

Второе направление, в котором двигаются разработчики браузера Opera, — это улучшение уже существующих «фишек», имеющих наибольшую популярность у пользователей. Ян, в частности, напоминает нам, что норвежская компания первой в мире еще в 90-х предложила вкладки и они стали самой востребованной функцией у пользователей Opera.

— С тех пор мы сконцентрировали свои силы на их развитии и улучшении, — отмечает вице-президент. — Мы обратили внимание, что люди используют вкладки не только как инструмент многозадачности, но и в качестве своеобразного to do-листа. Они собирают их, словно традиционные закладки, оставляют в поле своего зрения, чтобы вернуться позже. И мы решили помочь пользователям в этом.

Ян Стандал демонстрирует нам видеоролик, рассказывающий о группировке вкладок, одном из основных нововведений в Opera 11.



— Вы видите, как все просто, — повторяет действия за видеосюжетом Ян. — Собираем вкладки в группу, а при необходимости — двойным щелчком мыши или нажатием на пиктограмму вновь расставляем их.

Второе нововведение интерфейса — так называемые pin tabs, возможность закрепить вкладку, уменьшив ее размер по горизонтали. К слову, она была реализована ранее в других браузерах, в частности в Chrome.

В 11-й версии своего браузера норвежская компания обратила внимание на незадействованный потенциал управления серфингом при помощи компьютерной мыши. Несмотря на то, что эта система была разработана Opera ранее, лишь сейчас «фишка» получила свой собственный обучающий интерфейс, помогающий освоить дополнительные функции. Для его появления на экране необходимо нажать и удерживать правую кнопку мыши: визуализация действий поможет пользователю не вспоминать, какие конкретно ходы необходимо предпринять, чтобы, например, открыть новую вкладку или вернуться на страницу назад.

— Такого мы не встречали нигде, — утверждает Ян Стандал. — Идея визуальных подсказок пришла от разработчиков компьютерных игр, знающих толк в юзабилити.

Третье улучшение интерфейса браузера — адресная строка.

— Мы обратили внимание на то, что лишь 5% пользователей могут корректно расшифровать содержимое строки, а для остальных 95% большая часть URL ни о чем не говорит, — продолжает вице-президент. — Но ведь критически важно дать понять разницу между обычным соединением и безопасным (http и https). Для этого мы спрятали описание протокола в отдельный элемент, при нажатии на который браузер расскажет вам об этом обычным языком.

Кроме этого разработчики приняли решение спрятать часть адреса, не имеющего значения для пользователя, чтобы уменьшить риск фишинга. «Исчезли» также окончания URL, которые могут дать понять посторонним людям, что именно вы делали на сайте. Впрочем, функция опциональна — по желанию длинные «хвосты» адресов можно вернуть.

Ян Стандал и Арнштейн Тиген, продакт-менеджер проекта расширений
внутри команды настольного браузера

Ян Стандал рассказывает о новых возможностях расширений Opera 11:

— Расширения — это то направление, без которого невозможно привлекать новых пользователей, — считает вице-президент. — Мы можем сделать быстрый браузер с дружественным интерфейсом, но нам важно дать клиенту максимальное количество возможностей. Это — индивидуализация приложения, настройка его под конкретного пользователя.

В новом браузере под расширение отведена отдельная панель в правой части экрана. По словам представителя компании, ее функционал можно использовать «одним щелчком мыши» — убрать, закрыть, удалить.

— Для того чтобы обновлять расширения на новые версии автоматически, достаточно подписаться в соответствующем меню, — говорит Ян. — Когда мы запустили новую функцию в альфа-версии 11-й Opera, у нас было лишь 60 дополнительных расширений. Сегодня мы получаем на одобрение от 10 до 20 каждый день.

Вице-президент, перечисляя все сказанное выше, не без гордости заключает, что «тонны» новых возможностей не утяжелили установочный файл браузера. Наоборот, оптимизация позволила уменьшить его на 30%.

— Да, это Opera как она есть, — подытоживает Ян Стандал. — Мы дали ей слоган «This one goes to eleven» по аналогии с ручками громкости, которые в стандартном виде имеют лишь 10 делений. «Докрутить» до 11 — это почувствовать сверхвозможности нового браузера.

Любопытно, что при переводе слогана на русский язык разработчикам не удалось найти подходящее по смыслу выражение, поэтому оно было заменено на более понятное «Прицел на одиннадцать». Намек на то, что можно выстрелить еще точнее, чем в «десятку».

Мы не могли не спросить у Яна, каким он сам видит будущее браузеров через несколько лет. Какие еще функции перейдут от сторонних программ к этим приложениям?

— Произойдет несколько важных событий, — считает вице-президент Opera Software. — Сегодня 2 млрд. людей имеют доступ в интернет, а через 5 лет таковых станет 4 млрд. Но при этом процент потребителей, пользующихся сетью через мобильные устройства, будет несоизмеримо выше нынешних показателей. Это означает, что знакомиться с интернетом они начнут именно при помощи телефона.

Второй важный момент, по мнению Яна Стандала, — это стремительный рост количества устройств, подключенных к глобальной сети. «Все, что будет иметь экран, получит соединение и браузер», — говорит представитель норвежской компании.

— Все устройства будут объединяться друг с другом, необязательно через некие удаленные сервисы, — подчеркивает вице-президент. — Это будет происходить независимо от производителя и технических характеристик, и у Opera есть подобные технологии в разработке.

Наконец, третье — стремительное распространение HTML5.

— Мы считаем, что уже в 2011—2012 годах этот единый стандарт будет доступен всем. Это существенно облегчит решение задачи кросс-браузинга и даст возможность веб-технологиям сделать большой шаг вперед.

Как считает Ян Стандал, браузеры продолжат вбирать в себя новые дополнительные функции, что, в свою очередь, поставит на первый план вопросы безопасности.

— При этом интерфейс приложений не будет претерпевать неких революционных изменений. Скорее это будет эволюционное развитие, дающее еще больше возможностей для комфортной работы в сети.

По мнению Яна, браузеры продолжат интеграцию с социальными сервисами, но не будут срастаться с ними так плотно, чтобы функционирование по отдельности было невозможно.

— Твиттер останется Твиттером, хотя браузер позволит вам работать с ним намного комфортнее, чем сейчас, — заключает разработчик Opera. — Событий в ближайшие годы в этих направлениях будет происходить очень много, но… кто знает, как оно случится на самом деле?

Фото: Максим Малиновский