Репортаж: Медвежье, остров русский

 
7832
17 апреля 2010 в 20:19
Источник: Д. Блищ, Р. Хассан
Источник: Д. Блищ, Р. Хассан

Откройте карту Беларуси и посмотрите на юго-восток Гомельской области, а точнее — на территорию Добрушского района. Если карта у вас хорошая, недалеко от границы с Россией можно увидеть самое необычное место в стране — кусочек соседнего государства, географически расположенный на землях нашего.

Часть 1. По границам трех стран

Этот российский анклав существует уже почти сотню лет, правда единого мнения, какие имелись предпосылки для его появления, нет. Вероятнее всего, это попросту никому не интересно. Так, существует версия про помещика, который из-за бедноты собственных земель в России был вынужден купить пару деревенек в соседнем уезде. Еще можно прочесть про беглых староверов, обосновавшихся в гомельских болотах. А еще — про местных жителей, которые в 20-х пожелали быть частью исключительно России-матушки.

Кто-то из путешественников не поленился поинтересоваться историей анклава у целого сонма организаций. Как и следовало ожидать, ни в областном архиве, ни в музее, ни в Гомельском университете, ни в Национальной академии наук никто ничего не знал. Местные жители также живут в счастливом неведении о том, что соседнее государство под покровом истории оттяпало три гектара исконно белорусских земель, прикрывшись красивыми легендами о бедном помещике или кочующих староверах. В этом мы убедились сами, отыскивая дорогу в анклав.

— Россия? — удивился краснолицый водитель ассенизаторской машины. — Нету тут никакой России! Вон там она, по трассе.

Водитель махнул в сторону шоссе М10, проехав по которому 15 километров строго на восток можно действительно очутиться на землях «старшего брата».

Но это мы уже забежали немного вперед. Изначально стояла задача добраться до анклава и познакомиться с местными жителями. Конечно же, нас интересовали предпочтения граждан России при выборе мобильных операторов. В самом деле — здесь принято пользоваться российскими или белорусскими? Чье покрытие лучше и как дела с оплатой?

Кроме прочего, нам на тесты пришли навигаторы GeoVision с картами Беларуси, выпущенными Navitel. Единогласно было принято решение опробовать устройства в реальных условиях и — чтобы проверить создателей картосновы на бдительность — попробовать проехать по ней в кусочек Российской Федерации. Согласитесь, весьма нетривиальная задача.

Согласно обнаруженным данным, две деревни, расположенные в анклаве, называются Саньково и Медвежье. Первая совсем маленькая, а вот во второй когда-то жило порядка 500 человек. После аварии на ЧАЭС поселения оказались на загрязненной территории, и люди начали их покидать. Однако нашлись такие, кто отказался следовать инстинкту бежать из гиблого места и предпочел доживать свой век здесь, в ставших родными белорусских болотах.

На этом наши сведения оканчивались. Мы не ожидали увидеть живых людей в Саньково, но надеялись на встречу с парой древних дедов в большой деревне. А если повезет — то и с кем помоложе, убежавшим от мирской суеты в самый что ни на есть медвежий угол.

Поначалу GeoVision 4120 получил задание проложить маршрут в Добруш. Чтобы растянуть удовольствие и не раскрывать сразу же интригу.

Карта вела себя уверенно. Со времен, когда мы начинали пользоваться Navitel (года полтора назад), ее создатели сделали немало для повышения качества. В частности, авторы сумели избавиться от проблем роутинга (навигаторы часто теряли привязку), улучшили прорисовку деталей и существенно углубили знания о второстепенных дорогах Беларуси. Но удивительный факт: освоить перекрестки с круговым движением создателям пока так и не удалось. Большинство из тех, что однозначно распознаются навигатором как круг, расположены в крупных городах. На трассах же все они по умолчанию заменены обычными перпендикулярными перекрестками.

До Гомеля долетели почти по пустой трассе. На противоположную сторону Сожа также удалось проехать довольно быстро: навигатор безошибочно вел к выезду в сторону Добруша и России.

Вскоре после райцентра перед нами предстали предприятие с чумовым названием «ПМС» (около него на лавке рядком сидели усатые мужики, немало заинтересовавшиеся двумя парнями на машине с минскими номерами), а также водонапорная башня, раскрашенная в цвета, чем-то напомнившие флаг сексуальных меньшинств.

Наконец мы остановились — установить на навигаторе новый маршрут, чтобы начать пробираться до анклава. Navitel без проблем нашел деревню Медвежье и сообщил, что до нее всего 20 километров. Еще пару верст прямо, потом налево, потом прямо, а затем через лес и «железку» — точно в Россию.

Несмотря на то что продавцы тестируемых нами устройств предпочитают отдавать покупателям навигаторы с комплектом лишь белорусских карт, до анклава GeoVision проводил без проблем. Жители Саньково и Медвежьего могут быть счастливы — даже Navitel их фактически отнес к Синеокой.

Лес начался знаком «Радиационная опасность! Проход и проезд запрещен!». Возможно, в другой раз это бы нас и остановило, но только не сегодня, ведь согласно некоторым сведениям Медвежье — это не просто анклав России, а настоящий тупик. В интернете говорят, что на «большую землю» выбраться из него решительно невозможно — вокруг непроходимое болото. Следовательно, и проехать можно только из Беларуси.

Некоторую сумятицу внес навигатор, показавший за Медвежьим продолжение уходящего в соседнюю страну шоссе. Но то могла быть непроходимая лесная дорога.

Лес неожиданно закончился, уступив место огромной стройке. Ее паспорт гласил о работах по возведению завода для разоружения артиллерийских снарядов. Строители все как один пожимали плечами относительно проезда к Медвежьему.

Вновь начавшийся лес нагонял какую-то тревожность. Через каждые десять метров — знаки о радиационном загрязнении, болотистая местность сразу возле трассы… А главное — что там, в деревне? Не конфискует ли у нас затаившийся таможенник автомобиль, незаконно проехавший на территорию соседней страны? Как воспримут появление журналистов потомки сбежавших староверов?

Навигатор исправно отсчитывал последние метры до России. Разбитая дорога наводила на размышления о качестве жизни россиян в составе Беларуси: в частности, состояние трассы однозначно говорило о полной ее непроходимости снежной зимой и бурной весной. А если еще и на ту сторону нет хода, то как существовать? Впрочем, назвать местность полностью покинутой тоже никак нельзя, ведь на проселке можно было разглядеть множество следов от шин грузовых и легковых автомобилей.

Граница внешне никак здесь не обозначена. Вот была Беларусь, а вот — Россия.

До конечной точки маршрута, по данным навигатора, оставалось не более 800 метров. Отсюда, по идее, уже должна быть видна деревня, но высокие кустарники ее скрывали. Внезапно начался асфальт, уводящий к Саньково прямо, а к Медвежьему — направо. Если верить карте, селение должно было появиться как раз тут, у поворота.

Мысль о том, что деревня может быть полностью покинутой, оформилась окончательно, когда мы увидели старую остановку общественного транспорта. Судя по ее состоянию, последний раз сюда приезжал автобус несколько лет назад. Посеревший от дождей и снега бетон, обросшая лишайником крыша, потрескавшийся асфальт.

Мы ехали по главной улице деревни, которой не было. Лишь одичавшие плодовые деревья говорили о том, что когда-то здесь стояли дома, а в них жили люди. Это было похоже на сцену из какой-нибудь приключенческой книжки, где главный герой долго добирается до нужного ему места, а находит лишь разрушенные дома и покинутые жилища.

«Российская газета» писала о деревне, в которой остались доживать свой век старики, еще несколько лет назад. Но с тех пор свой век дожили не только старики. Под землей успели «похоронить» и селение, как это делается со всеми загрязненными деревнями.

Неожиданно сзади показалась машина — красный жигуленок с российскими номерами. Он пронесся мимо в тот момент, когда мы уже просчитывали варианты, как отсюда выбираться своим ходом. Похоже, на «большую землю» все же есть дорога… Вслед за первым авто показалось второе. В салоне четверо бритых мужиков лет по 30. На нас никакого внимания.

Возвращались из этого жуткого уголка России мы быстрее, чем ехали в него. Знание тайной тропки оказалось достаточно тяжелым.

Оставшееся время решили посвятить еще одному интересному уголку Беларуси, расположенному в 50 километрах от Медвежьего. Речь идет о пограничном переходе, ведущем одновременно и в Россию, и в Украину. Он расположен около поселка Корма в Гомельской области.

Навигатор повел глухими деревнями с множеством брошенных домов. Ручной поиск сетей на мобильниках показывал уникальный для наших краев результат — до 8 операторов из трех стран! Правда, местные жители возможность такого широкого выбора справедливо игнорируют — звонить особо некому. Только если работать в соседней стране и иметь двухсимник с карточками, скажем, МТС-Беларусь и МТС-Россия, но таковых нам обнаружить не удалось. Зато выяснилось, что недавно пришедший в район life:) отвоевал часть аудитории, в основном в молодежном сегменте.

На КПП наша машина была единственной, пересекающей границу. Пограничники долго удивлялись, зачем нам нужно проехать 50 метров к памятному знаку о точке соприкосновения трех государств, но все же пропустили.

Монумент установлен несколько лет назад и символизирует братство славянских народов. Штука довольно безвкусная. Куда любопытнее стоять на круговом перекрестке и своими глазами видеть КПП всех трех стран, каждый из которых приветствует путника на своем языке.

Navitel — декларирующий, кстати, функцию обнаружения памятников и примечательных мест по месту расположения путешественника — о таком интересном объекте, как граница трех стран, ничего не знал. Предлагал отправиться за 50 километров к некой «Партизанской крыничаньке», но мы ему вежливо отказали.

Кстати, земля под памятным знаком никакому государству не принадлежит. Беларусь начинается около въезда на КПП, Россия — тоже, а Украина — за небольшой речулкой. Навигатор честно рисовал «молоко», в котором стояла наша машина, и настаивал на «крыничаньке», а мобильники прыгали в роуминге из одной страны в другую и возвращались на Родину.

Настоящее славянское братство. На деле, а не на словах.

Часть 2. Обзор навигаторов Prestigio 3120, 4120, 5120

Хотя во время путешествия Денису ассистировал лишь один навигатор (модель 4120), в нашем распоряжении оказалось три представителя обновленной линейки GeoVision от Prestigio. Навигаторы имеют идентичную программную и аппаратную часть, различие заключается лишь в размере дисплея и емкости аккумулятора.

Пропорции корпуса у навигаторов одинаковые. Устройство представляет собой прямоугольник с закругленными торцами. Толщина сравнительно невелика, благодаря чему навигатор удобно держать в руке (если такая необходимость возникает).

Основным материалом корпуса выступает прорезиненный пластик. Это обоснованный выбор, т. к. вопрос сохранности является значимым для аппарата, предназначенного для использования в поездках. Исключение составляет лицевая панель: ободок вокруг дисплея имеет глянцевое покрытие, на котором сохраняются отпечатки пальцев.

Размещение дополнительных элементов во всех навигаторах одинаковое. Все разъемы находятся на правом торце: слот для карт памяти microSD (не прикрыт заглушкой), miniUSB для синхронизации и зарядки, 2,5-миллиметровый джек для подключения наушников. В 3120 последние два элемента спрятаны за заглушкой. В старших моделях она отсутствует.

Клавиша включения устройства размещена у правого края верхнего торца. На лицевой панели, справа от дисплея, размещен датчик освещенности, отвечающий за авторегулировку интенсивности подсветки. Прорезь динамика находится на тыльной стороне. Его громкость велика, на максимальном уровне слышны хрипы.

Старшие модели имеют одинаковое разрешение (480х272 пикселя); диагональ экрана 5120 равна 5 дюймам, а 4120 — 4,3 дюйма. Младший представитель линейки имеет 3,5-дюймовый экран и QVGA-разрешение.

Технология сенсора резистивная, чувствительность экрана к нажатиям невысока. Для того чтобы сенсор распознал прикосновение, необходимо приложить некоторое усилие. При скроллинге карты это вызывает неудобство. В комплекте с навигаторами поставляются пластиковые стилусы. Пенал, расположенный непосредственно в корпусе, предусмотрен лишь в старшей модели, в навигаторах поменьше стилус можно крепить к автомобильной подставке.

К подставке, кстати, имеются претензии: пазы на корпусе навигатора маленькие, поэтому при креплении периодически возникают трудности.

Программная оболочка, представленная в GeoVision, стандартна для навигаторов под управлением Navitel. Иконки интерфейса крупные, в них не нужно целиться. Помимо навигационной функциональности поддерживается воспроизведение аудио- и видеофайлов, а также отображение текстовых документов — соответствующие пункты меню представлены в разделе «Мультимедиа». В настройках можно отрегулировать яркость подсветки, уровень громкости динамика, откалибровать экран и установить системную информацию (дата, время, язык интерфейса).

Навигационное ПО предусматривает поиск по адресу, по категориям объектов, по координатам. Карта может отображаться как в двухмерном, так и 3D-режиме. Доступна возможность прокладывания маршрута, в том числе и по нескольким последовательным точкам. В целом, аналогичная функциональность была предложена и в предыдущих версиях программы. Преимуществом обновленной версии стала детализация, уточнение данных; расширилась база данных объектов, благодаря чему навигация стала более комфортной.

В любом случае, навигаторы справились с нелегкой задачей, поставленной нашим экипажем: они сопровождали нас до самого анклава и вернули на «большую землю» целыми и невредимыми. Navitel заметно улучшил свои карты. Сами же устройства GeoVision, несмотря на небольшие недостатки, в целом сослужили хорошую службу в дороге.

Фото: Максим Малиновский, Влад Борисевич

Благодарим ASBIS Беларусь за предоставленные на тесты навигаторы