Тест-драйв: официальная карта Беларуси для автонавигаторов

 
1119
21 августа 2009 в 20:53
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

Несмотря на то, что до недавнего времени не существовало официальной электронной карты Беларуси для автонавигаторов, популярность этих устройств с годами только росла. Конечно, не без помощи доморощенных специалистов-картографов, своими силами подготовивших основу для безудержного роста неофициального программного обеспечения. Впрочем, популярность данных предложений говорила, во-первых, о большом спросе на продукт и, во-вторых, об отсутствии легальных карт.

В этом году главное государственное профильное предприятие — РУП «БелНИИЦЗем» — разработало электронную карту Беларуси для автонавигаторов. За короткое время у геодезистов появилось несколько крупных партнеров, пожелавших заняться распространением легальной карты, а у белорусов, соответственно, — выбор между «Автоспутником», Garmin, а с недавнего времени и Navitel. Представитель последнего, к слову, любезно предоставил нам автонавигатор Navitel NX5100 с установленной в нем картой.

Само устройство представляет собой тонкий приемник (толщина порядка 15 мм) с пятидюймовым экраном. Начинка вполне приличная для такого рода гаджетов: двухъядерный процессор Centrality Atlas III с частотой 372 МГц, Bluetooth для обеспечения связи с мобильным телефоном (это нужно для работы сервиса «Пробки», о чем будет подробно рассказано ниже) и карта памяти на 4 ГБ с картами (в стандартный комплект входят Беларусь и Россия, но есть возможность докупать и другие), а также функция громкой связи.

В целом от работы с NX5100 остались приятные впечатления за исключением мелких недоработок. Так, крепление ненадежно удерживает навигатор (при сильной тряске он может банально выпасть на приборную доску), а меню Navitel осталось неизменным — то есть довольно запутанным и сложным на фоне конкурентов. Так или иначе, само по себе устройство отработало весь долгий период теста без сбоев, зависаний и ошибок «железа».

Наше внимание больше было обращено к официальной карте. Исходя из житейской логики, лицензионное программное обеспечение по умолчанию должно быть лучше: клиент платит деньги и имеет право на качественный продукт. Однако стоит учесть, что за годы доработок самодельная электронная карта значительно «похорошела». Несмотря на существующие до сих пор проблемы с роутингом, привязкой к координатам и кое-где устаревшую информацию о дорожной сети, ПО исправно служит тысячам автолюбителей страны. И, как говорится, «если не видно разницы, зачем платить больше?»

В общем, отправляясь в первую поездку с NX5100, мы ожидали, что получим первосортный продукт, лишенный крупных огрехов, как это было с неофициальным. Сразу необходимо отметить, что «БелНИИЦЗем» добилось перфектной детализации своего продукта. Катаясь поначалу только по Минску, мы были приятно удивлены отлично прорисованным улицам, кварталам и домам. Весь город, без лишнего пафоса, предстал как на ладони.

Проблем с выбором адекватного маршрута у навигатора также не возникало: он без проблем находил кратчайший путь до нужной точки, знал, где есть одностороннее движение и запрещены левые повороты. Ошибка нашлась всего одна. Путь от Ленина до Красноармейской, по мнению NX5100, должен был пройти непосредственно по улице имени вождя Октябрьской революции с поворотом на Ульяновскую, а затем и на Красноармейскую. На самом же деле левый поворот на Ульяновскую с Ленина запрещен, а правильный маршрут лежит через Энгельса.

Следующее испытание для карты и навигатора было куда более сложным. Нашу поездку в Шкловский район на битву за урожай-2009 мы решили совместить с испытанием NX5100 в полевых условиях. Заложив маршрут от офиса Onliner.by до агрогородка Любиничи по схеме «кратчайший путь», мы быстро покинули сонный утренний Минск и выехали на могилевскую трассу. Как и предполагалось, карта повела нас по шоссе до Белыничей, где предложила свернуть на Шклов, ну а дальше уже местными дорогами — до конечного пункта автопутешествия.

Весь путь до районного центра прошел без осложнений. На детализацию карты можно было смотреть бесконечно: и четко очерченные границы деревень, и форма озер, и излучины рек, и даже лесополосы вдоль трассы — все это было отображено на карте навигатора очень хорошо. Лишь кое-где мы замечали мельчайшие несовпадения электронной карты с действительностью. Так, кое-где не обнаруживались проселочные дороги, были неточно прорисованы границы лесов и полей, но все это не имело никакого значения, так как навигатор ни разу не терял маршрут.

Включенная рядом неофициальная карта того же Navitel (для удобства под этим названием в данной статье впредь будет фигурировать только детище РУП «БелНИИЦЗем» на NX5100), в общем, тоже справлялась со своей задачей ведения водителя по маршруту. Раньше, пользуясь ей в командировках, мы не раз становились заложниками странного алгоритма выбора маршрута данным устройством. Например, в Гомель он мог отвести не по главной трассе, а какими-то деревенскими тропами. Но в день поездки в Шклов, как назло, оба прибора работали хорошо.

В первый раз аппараты начали расходиться во мнении в центре Белынич. Проезжая по этому районному центру, мы хотели пересечь круговое движение и продолжить путь прямо. Устройство с неофициальной картой так и предложило: немного гнусавый мужской голос предупредил о перекрестке и скомандовал выбрать второй съезд. А вот NX5100 посчитал нужным просто повернуть налево, затем через сто метров — направо и дальше двигаться прямо на Шклов. На поверку оказалось, что такой вариант вообще был нереальным: дорога в нужный нам городок была только одна, и показала на нее именно неофициальная карта.

Следуя воле NX5100, нам пришлось бы уткнуться в деревянный дом, а так как этого совсем не хотелось делать, пришлось последовать указаниям «неофициалки». В общем, именно в Белыничах стала очевидной главная проблема официальной карты — она банально не знала ни одного перекрестка с круговым движением за пределами Минска и областных центров. Для карты под Navitel это оказались обычные перекрестки, роутинг по которым вызывал некоторые вопросы у автонавигатора.

Здесь же выяснилась и вторая проблема — привязка координат на дорогах районного и областного значения. После того как мы поехали, по понятию Navitel, по бескрайнему белорусскому полю, он еще несколько минут пытался привязать нас хоть к какому-нибудь месту на карте. Когда в кремниевых мозгах этой штуковины мы оказались, наконец, на знакомой ей дороге (она волшебным образом соединилась с реальной, после того как вышла откуда-то из задней стены дома и пересекла пустырь), голос перестал уверять, что мы «ушли с маршрута».

Дальнейшая дорога прошла без подобных инцидентов. Полюбовавшись уборкой урожая на полях Шкловщины и отведав вкусного обеда в местной столовой, двинулись в обратный путь. Задача была той же: протестировать карту на глухих трассах страны, посмотреть на адекватность роутинга в границах Могилевской и Минской областей.

Задав целью очередной райцентр — Круглое, мы отправились колесить и наслаждаться видами провинциальной Беларуси. До городка долетели без особых проблем, попутно отметив, что в Круглом на карте чудесным образом отмечен один из лежачих полицейских (навигатор сообщает о стационарном препятствии на дороге). В центре города встретили выездную лавку life:) (c такой мы ездили в Смолевичи торговать на ярмарке): парень за рулем машины честно рассказал, что подключает по 10 человек в день, и в целом доволен своим бизнесом.

Следующий промежуточный этап — до Толочина — опять-таки не выявил никаких проблем с обеими картами. Обе вели нас без нареканий, а автонавигаторы не теряли связи со спутниками. Лишь однажды «неофициалка» запищала, сообщив о потере маршрута, но быстро опомнилась и вернулась в реальный мир.

Интересное началось позже, когда мы, проделав несколько десятков километров по М1, решили свернуть в деревню с названием Игрушка. Это маленькое село когда-то так впечатлило нашего фотографа своим ужасным видом, что он пожелал познакомить с глубинкой Беларуси всю команду. Игрушка нашлась в памяти NX5100: населенный пункт лежал с северной стороны от трассы, несколько вглубь. Необходимо было уйти с М1 и покружить по местным дорогам. Тут-то выяснилась и еще одна проблема официальной карты: навигатор постоянно перебрасывал нас от одной трассы к другой, идущей параллельно. Густая сеть местных дорог в этом районе негативно сказалась на роутинговых возможностях устройства (возможно, вследствие слабой привязки к координатам).

В общем, в какой-то момент оказалось, что навигатор вообще потерялся во времени и пространстве. Он то находил дорогу, на которой мы находились, то терял, то придумывал новый маршрут, то, когда мы начинали его выполнять, выяснял, что он ошибочен, и предлагал новый. В итоге Игрушку мы нашли исключительно собственными силами.

Здесь выяснился любопытный психологический момент. Обладая навигатором в автомобиле, водитель слишком сильно полагается на него и, если прибор начинает в подобной ситуации «глючить», попросту теряет ориентацию. Где трасса М1? В какой стороне находится Борисов, а в какой — Минск? Как выбраться из этой Игрушки? Примерно такие вопросы мы задавали бубнящему свои мантры навигатору.

Последний этап — путь до Логойска, а от него до Минска и офиса Onliner.by — прошел без проблем.

Еще один задекларированный сервис Navitel — «Пробки». Многие могут быть удивлены, но данная «фишка» уже реализована в Беларуси стараниями белорусского представительства ЗАО «ЦНТ» при поддержке компании «Сэлдом». Бывший дилер Diallog в который раз в своей истории изменил направление деятельности и ныне снабжает страну навигаторами.

Суть системы аналогична российской «Яндекс.Пробки». В автомобилях горожан установлены автонавигаторы, отдающие на сервер оператора сервиса данные о скорости движения. Программа анализирует характер езды машины и, если тот отвечает некоему алгоритму, в прямом эфире обозначает затор на дороге. В свою очередь навигаторы других людей получают обновление дорожной обстановки и прокладывают маршруты в объезд пробок.

Замдиректора «Сэлдома» по техническим вопросам Владимир Кордик рассказывает нам, что сегодня в столице у примерно 60 автовладельцев работает система «Пробки». Компании удалось договориться со всеми GSM-операторами о возможности отправки служебной информации через услугу передачи данных. Владимир Владимирович говорит, что система будет работать стабильно лишь в том случае, когда в городе одновременно будет 100 включенных навигаторов. Судя по всему, такие времена не за горами.

Алгоритм распознавания затора прост. Если машина остановилась и не двигается долгое время — она считается запаркованной. Если передвигается на участке рывками, с малой скоростью — речь идет о пробке. Если проезжает на нормальной скорости — трасса выделяется зеленым, «свободным» цветом. Для подтверждения существования пробки проблемный участок должны преодолеть хотя бы две машины. Время «жизни» пробки — 30 минут или до первого беспроблемного проезда.

Подытоживая наш тест, отметим, что выход первой официальной карты Беларуси для навигаторов — это, несомненно, большой шаг вперед всей отрасли картографии страны. Несмотря на наличие некоторых проблем с роутингом и явные пробелы в обработке многоуровневых развязок и перекрестков с круговым движением, карта работала в целом стабильнее, чем нелегальная. Ну а перфектная детализация и прорисовка — вообще выше всяких похвал.

В ноябре в Беларусь приедет машина от Navitel, которая займется сканированием всей дорожной сети страны. После этого карта силами компании будет обновлена до актуального состояния, в нее будут внесены знаки и все лежачие полицейские. Возможно, в итоге она станет лучшим предложением на белорусском рынке.

Кстати, стоимость карты от Navitel сейчас составляет 69 тысяч рублей, однако ее можно установить только на автонавигаторы, поддерживаемые этой компанией, а также на КПК и смартфоны.

Фото: Максим Малиновский