«Голос» Diallog может исчезнуть из белорусского эфира

 
185
23 июля 2009 в 16:19
Автор: Денис Блищ
Автор: Денис Блищ

Старейший сотовый оператор Беларуси знавал разные времена. Будучи первой компанией, начавшей предоставлять услуги мобильной связи, поначалу «БелСел» завоевал популярность у высокодоходных абонентов, а внедрив технологию CDMA — заставил говорить о себе как об «операторе будущего». Однако народные массы расставили собственные приоритеты: в силу различных обстоятельств Беларусь пошла по пути GSM, а Diallog начал терять свои позиции, все более и более утверждаясь в нише передачи данных.

Несмотря на то, что в конце января генеральный директор компании Андрей Соборов в интервью Onliner.by излучал оптимизм и прогнозировал светлое будущее для Diallog, возможно, уже тогда CDMA-оператор вынужден был начать поиск партнеров по продаже своих услуг.

Не от хорошей жизни, разумеется. Если по итогам 2008 года компания смогла выйти на безубыточную работу, то итоги 2009-го могли быть не столь радостными. Приход на телекоммуникационный рынок турецкого инвестора нагнал волну разговоров о 3G, в какой-то момент топ-менеджмент life:) начал говорить о третьем поколении GSM-связи в Беларуси как о решенном вопросе, и это заставило понервничать управленцев Diallog. Ведь попытка конкурировать в сфере доступной относительно высокоскоростной передачи данных с сильным игроком однозначно была обречена на провал. Хотя бы из-за отсутствия необходимости приобретать отдельные терминалы.

«Инициатива о кооперации принадлежала Diallog, переговоры проходили с несколькими компаниями, — рассказал нам генеральный директор ООО СП «БелСел» Андрей Соборов. — Однако velcom первым принял предложение о сотрудничестве».

Можно не сомневаться, что Diallog искал сильного партнера в стремлении остаться на рынке страны и продолжать продавать высокоскоростной интернет. Аналогичные предложения поступили как в штаб velcom, так и, скорее всего, в штаб МТС, но второй, несмотря на наличие в составе учредителей РУП «Белтелеком» (который имеет 51% долей как МТС, так и Diallog), на сотрудничество не пошел. Что именно послужило причиной отказа от выгодного и с имиджевой, и с экономической точки зрения предложения, однозначно сказать сложно. Можно лишь предположить, что национальный оператор электросвязи (за которым стоит могущественный регулятор) не прочь приложить руку к рынку мобильного интернета. С velcom — в виде CDMA-трафика, с МТС — в виде Wi-Fi. Воспользовавшись отказом МТС (который отказал, несмотря на успех аналогичной услуги под своей маркой в Украине), velcom сделал логичный шаг.

После того, как стало известно о заключении контракта между velcom и Diallog, последний ушел в глухую оборону от прессы и полностью отказался от комментариев. GSM-партнер тем временем начал продажу соответствующих услуг, предоставив портфель из двух весьма выгодных с точки зрения мобильного интернета предложений: 1 ГБ за 50 тысяч или 10 ГБ за 445 тысяч белорусских рублей.

Любопытно, что несмотря на предоставление инфраструктуры и полноценное партнерское соглашение, Diallog не удостоился даже единого упоминания своей торговой марки. GSM-оператор нарисовал собственную карту покрытия и даже забрендировал под себя модем Cmotech CNU680. Таким образом, известная торговая марка CDMA попросту растворилась в договоре между компаниями.

С большой долей вероятности можно спрогнозировать, что процесс «растворения» будет продолжен, причем усилия для этого приложат обе стороны. После того как Diallog проиграл войну за сотовый голосовой трафик и перешел в нишу передачи данных, заключения новых контрактов с оператором распределились ожидаемым образом: 20% — на голос, 80% — на интернет. В какой-то момент компании даже стало невыгодно содержать сеть собственных офисов в региональных центрах, и руководство приняло решение их закрыть.

«Оставлять сеть собственных региональных офисов для поддержания голосовых услуг нерентабельно. Именно поэтому продажи и подключения по голосовым услугам Diallog передал сети салонов «Связной 3», — продолжил Андрей Соборов. — Региональные абоненты, желающие пользоваться услугами EV-DO, на данном этапе могут обращаться в областные офисы velcom».

Несмотря на значительное сокращение издержек, торговать в прежних объемах трафиком «БелСелу» все равно было невыгодно. Оставаться на уровне самоокупаемости — это значит прожить еще несколько лет и окончательно сдаться на милость 3G-конкурентам. Помимо стратегического решения, заключение контракта с velcom имело и практические цели — увеличить объемы продаж. Топ-менеджмент Diallog посчитал, что 50% выручки в таком случае хватит для устойчивого существования.

Со стороны GSM-оператора тоже можно усмотреть стратегию «растворения» партнерского бренда. Во-первых, воспользовавшись слабым положением Diallog, velcom сделал все, чтобы партнер начал сворачивать свою деятельность в плане мобильных голосовых услуг. И хотя Андрей Соборов отрицает, что закрытие офисов было условием GSM-оператора, видимо, все было сделано для того, чтобы это стало естественным решением. Кроме того, CDMA-оператору в какой-то мере… выгодно отказаться от голоса, ведь известно, что старейший сотовый оператор в должниках у коллег по рынку из-за необходимости оплаты интерконнекта.

Мы поинтересовались у Андрея Соборова, существовал ли проект полной продажи Diallog и вхождения его в структуру velcom. Топ-менеджер говорит, что нет: «Единственная форма сотрудничества, которая рассматривалась — продажа услуг высокоскоростной передачи данных EV-DO под торговой маркой velcom. Полное вхождение в состав компании, продажа активов — все эти вопросы выходили за рамки обсуждаемых тем».

Не оговаривалась и дальнейшая судьба Diallog после истечения пятилетнего контракта: «В рамках совместного сотрудничества осуществляется только совместное продвижение услуг EV-DO, где Diallog осуществляет техническое обслуживание сети CDMA, а velcom — продажи этой услуги. Только такой вариант работы предусмотрен совместным договором сроком на 5 лет. Дальнейшее возможное развитие отношений между операторами не оговаривалось».

Несомненно, дальнейшее развитие отношений последует. У Diallog нет обратного пути, а velcom, говорят, слишком доволен заключенным соглашением, чтобы расстаться с ним. Правда, формально вопрос продажи Diallog находится в компетенции его учредителей — РУП «Белтелеком» и зарегистрированной в Нидерландах CIB BV.

Состоится ли переход операторов совместными усилиями на LTE? Говорят, в планах у velcom этого нет (впрочем, и сам стандарт пока окончательно не утвержден). Андрей Соборов говорил нам в январе, что таковые планы есть у Diallog, но после известных событий они тоже могут быть аннулированы. Поэтому четвертое поколение сотовой связи в белорусских реалиях — это очень отдаленная и туманная перспектива, которая полностью будет зависеть от конъюнктуры рынка и позиции регулятора.

Пока же Diallog не собирается сворачивать деятельность по расширению инфраструктуры. Так, в эти дни готовится контракт с китайской компанией Huawei на поставку более 30 базовых станций, часть из которых пойдет на расширение сети, а часть — на обновление существующей. Актуальным остается и проект WLL, развиваемый вместе с «Белтелекомом». Это направление для Diallog выгодно и приносит так необходимые ему денежные средства.

Кстати, о средствах. Андрей Соборов рассказал нам, что по существующему контракту velcom имеет возможность участвовать в развитии инфраструктуры. Другими словами, подкинуть деньжат. Смиренная позиция Diallog наводит на мысли о том, что упомянутая строчка в контракте — не формальность, а оговоренное и реально работающее соглашение.

Подытоживая наш небольшой анализ, отметим, что сложившаяся ситуация между двумя операторами — логичное отражение существующего положения на рынке. Кооперацию компаний можно назвать ситуацией, когда выиграли обе стороны, но velcom показал себя очень неплохим стратегом. Похоже, в битве в сфере высокоскоростного доступа в интернет между GSM-операторами первый шаг был все же за австрийцами.

 

Фото: Максим Малиновский