KonicaMinolta DiMAGE Z2

 
1101
13 февраля 2005 в 23:25
Источник: Якунин Дмитрий
Источник: Якунин Дмитрий

KonicaMinolta

Конец 2003 года, для известной компании Minolta, производящей технику, оптику и аксессуары для широкого круга фотографов, стал переломным. Произошло ожидаемое слияние с небезызвестной фирмой Konica, которая занималась производством аналогичных товаров. В результате слияния образовалась крупная корпорация, с внушительными активами, – KonicaMinolta.

Понятно, что при слиянии активов, слиянию подверглись и научные коллективы обоих компаний. Поэтому ожидаемо было бы оценивать о результате слияния на основе новых товаров, выпускаемых уже под брэндом KonicaMinolta.

Таких товаров долго ждать не пришлось. Сначала KonicaMinolta разрабатывает А2 (или совершенствует А1), модель для рынка профессиональной техники с несменной оптикой. А спустя две недели, в феврале 2004 года на свет появляется Z2, – логическое продолжение успешной во всех отношениях модели Z1. Модели линейки «Z» – Z1,Z2 позиционируются в классе фотоаппаратов для любителей (любительский сегмент рынка фотоаппаратуры). Логично оценивать успешность нового брэнда в сравнении с продуктами фирмы Minolta до слияния.

Тест посвящён изучению технических и пользовательских характеристик фотоаппарата KonicaMinolta DiMAGE Z2, с оглядкой на прошлое, в виде фотоаппарата Minolta DiMAGE Z1. Таким образом, по ходу теста, Вы ознакомитесь с технической начинкой данных моделей, а заодно и сравните эффективность слияния научных коллективов двух крупных фирм по производству фототехники.

1. Основные характеристики и внешний вид

KonicaMinolta Z2

Цифровые фотоаппараты серии Z1,Z2 являются, безусловно, открытием в своём секторе потребительской фототехники. Данные модели обладают интересным дизайном, – батарейный блок, расположение оптики, форм-фактор вспышки, и «горячий башмак» для внешней вспышки создают ощущение профессионального аппарата. А наличие неплохой оптики, современной матрицы, множества ручных и автоматических настроек, говорит о возможности работы с аппаратом даже профессионала.

В отличие от предыдущего поколения – Z1, Z2 обладает рядом преимуществ. Во-первых это, несомненно, новая матрица с 4-мя мегапикселями (Мп) и размером (1/2,5”), в отличие от матрицы в 3 Мп у предшественницы – Z1. Улучшенная оптика, с несколькими асферическими элементами, и увеличившимся количеством линз. Хотя размер матрицы увеличился, фокусное расстояние (в эквиваленте для 35мм плёнки) осталось прежним (38-380 мм ), изменилось реальное фокусное расстояние. Впрочем – о всех изменениях – в таблице:

Камера

KonicaMinolta DiMAGE Z2

Minolta DiMAGE Z1

Матрица

1/2.5″ (4,0 млн. пикселей)

1/2.7″ (3,3 млн. пикселей)

Светосила оптики

F2.8-3.7

F2.8-3.5

Оптика

6.3 – 63 мм (38-380 мм эквив.)
Наличие асфер. элементов.

5.8 – 58 мм (38-380 мм эквив.)

Максимальный размер кадра

2272 x 1704

2048 x 1536

Качество видео

800 x 600 15к./сек.
640 x 480 30к./сек.

640 x 480 30к./сек.

Режимы фокусировки

Точечный автофокус
Постоянный автофокус
Ручной фокус

Точечный автофокус
Ручной фокус

Как видим, изменения коснулись и фото и видео части. Дополнительно, в режиме видеосъемки появилась возможность зуммирования.  Забегая вперёд, могу сказать, что скорость зуммирования у новой камеры заметно выше, хотя задержка перед изменение фокусного расстояния остаётся всё же довольно долгой. Так же изменениям подверглись настройки автофокуса, появилась возможность просматривания гистограммы в режиме реального времени, а так же при съёмке видео.

Делая выводы по общим изменениям и усовершенствованиям, можно сказать, что новый альянс переработал не только аппаратную начинку фотокамеры, но и коснулся пользовательских настроек.

2. Дизайн. Эргономика. Особенности конструкции.

2.1. Размеры

Фотоаппарат имеет непосредственно большие размеры, чем у аппаратов аналогичного класса любительской техники. Преимущественно это объясняется наличием качественной оптики и особенностями конструкции батарейного блока.

KonicaMinolta Z2

Вид спереди: Появилось «упоминание» о новом альянсе KonicaMinolta, в виде фирменной надписи в секции встроенной вспышки. Надпись (10х) указывает на внушительную оптику. Несомненно, дизайн камеры проработан до мелочей. 

Вид сзади: Хромированные кнопки, оригинальный переключатель режимов, видоискатель, ЖК-дисплей, разъём для питания.

Вид сверху: Стилизованный значок компании KonicaMinolta, перешедший в наследство от Minolta, колесо настроек (PSAM), режимы макро, количество которых, говоря, увеличилось. Режимы работы встроенной вспышки. И «горячий башмак», для внешней вспышки, закрытый пластмассовой заглушкой.

Общий вид: Фотокамера выполнена в виде конструкции состоящей из 3-ёх частей:

  1. «Цилиндр» с оптикой и матрицей.

  2. Батарейный блок и рукоятка одновременно.

  3. Блок вспышки и видоискателя.

Несмотря на особую конструкцию, фотоаппарат невелик, и не предоставит сложностей даже для рук девушки. Хотя, всё же, в карман не поместится. Но не будем забывать, оптика с десятикратным увеличением, в идеале, не может быть и качественной и миниатюрной одновременно.


2.2. Особенности дизайна

KonicaMinolta Z2

Цилиндр с объективом, матрицей, блоком карт и ЖК-дисплеем – несомненно удачная и классическая для более дорогих фотоаппаратов конструкция, была применена на относительно бюджетной модели. Батарейный блок – как рукоятка, совмещённый с со спуском и колесом режимов PSAM, – несомненно так же продуманное решение, часто применяющееся в более дорогих моделях фотокамер профессионального класса. Питание аппарата производится от 4-х батареек формата АА.

Переключатель режимов

Рычажок переключения режимов с кнопкой включения, – разумное решение. Переключение не вызывает трудностей. Кнопка включения относительно труднодоступна и самопроизвольное нажатие практически исключено. Хромированные кнопки, расположены удобно, и во время съёмки не предоставляют сложностей. Эргономика расположения кнопок  продумана, после нескольких часов эксплуатации вырабатывается «автоматизм», – руки быстро привыкают к камере.

2.3. Особенности конструкции и эргономика

Фотоаппараты линейки Z1, Z2 обладают рядом новинок, упрощающих съёмку и улучшающих эргономику. Все новинки для данного класса камер, несомненно, достойны внимания.

KonicaMinolta Z2

Блок карт: Фотоаппарат поддерживает сменные носители двух типов: MMC и SD. Блок карт и интерфейсного разъёма надёжно защищены крышкой. Карточка не доставляет сложностей при изъятии, разъём так же легкодоступен. Оригинальна и конструкция ЖК-дисплея, который при переключении в режим видоискателя, поворачивается на 180 градусов, и при помощи нехитрой оптической системы проецируется непосредственно в видоискатель.

KonicaMinolta Z2

Рычажок зуммирования W-T. Расположен традиционно удобно для большого пальца правой руки.
Колесо переключения режимов, управление вспышкой, макросъемкой, и, собственно, двухпозиционная спусковая кнопка.

3. Управление

3.1. Режим съемки

В режиме AUTO, пользователю доступны изменения режимов съёмки (таймер, размеры, сжатие, и пр.). В режиме Program Auto (P), добавляются возможности ручного выбора баланса белого, способа фокусировки, чувствительности, коррекции вспышки и прочее.

  • Режим Aperture Priority (A), добавляет возможности ручной установки диафрагмы.
  • Режим Shutter Priority (S), позволяет фотографу вручную выбирать время выдержки.

Ну, а режим Manual (М), открывает перед владельцем камеры большинство возможностей современных камер, таких как установка вручную выдержки, диафрагмы, чувствительности и прочее.

Меню

Режим съёмки AUTO: Гистограмма в режиме реального времени. На экране отображается разрешение кадра (в данном случае: 2272х1704), качество сжатия (FINE), количество свободного места для кадров, оставшееся на карточке. И, собственно режим съёмки (AUTO). В режимах P.S.A.M., меню установок состоит из 3-ёх частей, и позволяет изменять основные настройки для качества, способа обработки кадра, съёмки и пр.

Меню

Режим видео: Отображается оставшееся время, качество съёмки, количество кадров в секунду и баланс белого при съёмке. В режиме Manual (M), пользователю доступны все ручные настройки фотоаппарата. Так же, как и электронный ручной фокус со шкалой расстояний.

3.2. Режим просмотра

В режиме просмотра, пользователь может просмотреть отснятые фото и видео, удалить ненужные, произвести переворот фотоизображения, просмотреть основные параметры съёмки и гистограмму.

Меню

Режим просмотра. Вариант просмотра без информации на дисплее. Достаточно чёткая картинка. Меню в режиме просмотра позволяет фотографу произвести основные операции над изображением, удаление, копирование, блокирование от удаления, слайд шоу просмотра, а так же DPOF – печать на принтере в “обход” компьютера и e-mail отправка.

Меню

Режим просмотра иконок: номер кадра, дата съёмки. По шесть иконок изображения на экран. Режим просмотра установок и гистограммы: тут можно увидеть информацию о параметрах экспозиции, экспокоррекции, о балансе белого, чувствительности, дате и пр.

3.3. Меню

Меню

Меню основных настроек фотоаппарата состоит из 4-х частей. Тут содержатся настройки яркости и контрастности дисплея, установки языка, нумерации файлов, режима энергосбережения, громкости динамика, включения режима шумоподавления и пр.

3.4. Интерфейс. Дополнительное питание.

Фотоаппарат поддерживает высокоскоростное соединение с компьютером посредством интерфейса USB2.0 на скорости около 12Мбит в секунду.
Помимо батареек АА, аппарат может питаться от сети, посредством адаптера. Таким образом, возможно питание компьютера не зависимо от батареек. Вкупе с возможностью видео режима через компьютер, это открывает дополнительные способности работы аппарата как WEB-камера.

4. Скорость

4.1. Скорость увеличения фокусного расстояния (зуммирования) и фокусировки

Тест на зуммирование в темноте и освещённой комнате.

Тестовая картинка

Тестовое изображение на картинке перемещалось на белом фоне в хорошо освещённой комнате. Режим AUTO. Изображение располагалось в центре и по углам кадра.

Фокусировка:

  • Центр: около 0,4 сек.
  • По углам: около 0,6 сек.
  • Центр: освещённость на уровне солнечного дня – менее 0,3 сек. Оценка – Отлично.
  • Центр: освещённость облачного дня – менее 0,5 сек. Умеренно.
  • Центр: слабая освещённость лампой накаливания, комната – 1,0 сек. Неуверенно. Удовлетворительно.
  • Центр: ночная улица, освещённость уличным светом – более 1,5 сек. Неуверенно, множество промахов. Удовлетворительно для данного класса.

Можно добавить, что при фокусном расстоянии большем 280 мм (6-7х) и освещённости облачного дня фотоаппарат удовлетворительно фокусируется на объёкте. А при комнатной освещённости не фокусируется вообще.

Скорость изменения фокусного расстояния:

  • Вперёд, зуммирование T: задержка около 0,3 сек.
  • Полный диапазон 1х – 10х: около 1,7 секунды. Это значительно быстрее, чем у Z1, там время около 2,6 секунды.
  • Полный диапазон 10х – 1х: около 1,9 секунды.
  • Назад: задержка около 0,7 секунды. Очень неприятная задержка при зуммировании назад – W.

4.2. Скорость включения, просмотра, навигации по меню.

  • Выключенное состояние - включение: около 2,2 сек.
  • Включено – выключено: около 1,7 сек.
  • Выключено – первый снимок  (сильная освещенность): около 2,7 сек.
  • Переключение режимов (съемка – просмотр): менее 0,4 сек.
  • Поворот экрана – около 1 сек. (Поворот экрана довольно стремительный, во время поворота экран выключается).

4.3. Скорость обмена данными с компьютером

Фотоаппарат соединяется с компьютером посредством USB порта (1.0 в данном случае). На скорость проверяются оба типа поддерживаемых носителей.

  • Интерфейс USB1.0. MMC (TwinMOS 256 MB). 256Мб – 467 сек. Около 4,4 Мбит в секунду.
  • Интерфейс USB1.0. SD (Toshiba 256 MB). 256 Mб – 384 сек. Около 5,3 Мбит в секунду.

5. Вспышка. Баланс Белого

5.1. Вспышка

Вспышка

Встроенная вспышка имеет конструкцию, часто применимую в более дорогих фотоаппаратах. В данном случае, дизайн и конструкция фотокамеры позволяют и делают оптимальным применение такого рода вспышки. Во включенном режиме (вспышка открыта) кнопка режимов вспышки позволяет установить нужный для данной ситуации вариант освещения вспышкой. (Auto, Всегда включена, против «красных глаз» и прочее).

Так же в меню пользовательских настроек возможна коррекция мощности импульса вспышки. Вспышка на примере картины, висящей на стене, а так же на примере руки в комнатной освещённости:

Вспышка. Тестовые снимки.


5.2. Баланс Белого (ББ)

Помимо автоматически устанавливаемого, пользователь так же может вручную устанавливать нужный баланс белого.
Оттенок серого: освещённость – лампа накаливания.

Баланс белого

ББ: Вспышка. Лампа накаливания. Облачно. Солнечно. Флуоресцентная лампа.

Во всех случаях за 3 дня тестов, автоматический баланс белого не ошибался. Смею, как автор тестов,  посоветовать пользователям полностью доверится автоматике. Например, в случае с авто балансом при освещённости лампой накаливания Z2 повела себя превосходно там, где ошибся полу-профессиональный Canon EOS 300D.

6. Матрица

6.1. Описание матрицы

В KonicaMinolta DiMAGE Z2 устанавливается кардинально доработанная матрица. Выпускается она на производственных мощностях фирмы Sony. Размер матрицы 1/2.5”, количество регистрирующих элементов – 4,0 миллиона. Структура матрицы – «байеровская». То есть на каждый пиксель, приходится по 4 чувствительных элемента прикрытые фильтрами по схеме RGBG (т.е. – 2 элемента на зелёный цвет G).

6.2. Шум

Тест: ISO 50/100/200/400.  Композиция.

Стандартная композиция фотографируется в различных режимах чувствительности. Затем разбивается по компонентам RGB и анализируется. На тестовой таблице с примерами, фотография разбита по каналам (Red, Green, Blue), и приведены четыре кропа одного из каналов кадра, снятого с чувствительностью ISO 50, 100, 200 и 400 соответственно. Приведены так же примеры реального изображения в части кадра.

Тест ISO

Кроп тестовой фотографии – All. Как наглядно видно при ISO 400 происходит падение резкости. Линии расплываются в шумах. Кроп-кадр 100%.

Для наглядности изобразим гистограмму шумов Z2, в сравнении с Z1.

Гистограмма ISO

Гистограмма показывает уменьшенное количество шумов на более высоких ISO у Z2 по сравнению с Z1, хотя разница небольшая – но всё же, при увеличении плотности регистрирующих элементов на единицу площади поверхности матрицы (как у Z2) логично было ожидать и увеличения шумов, но технологии не стоят на месте. Шумы у Z2 меньше чем у Z1, хотя и незначительно. Но всё же и у предшественницы Z1, и у современной модели Z2 уровень шумов на ISO 400 достаточно высок. Автор рекомендует производить съемку при уровне чувствительности ISO 100. А так же, – ставить максимальное сжатие при съемке с ISO 400 и максимальным размером кадра, т.к. из-за шумов падает разрешающая способность, и разница между «слабо-сжатым» кадром и кадром с «сильным сжатием», становится незаметна.

6.3. Динамический диапазон

Простой тест динамического диапазона. Тестовая картинка фотографируется с экспонированием в плюс-минус 2 ступени экспокоррекции. Затем анализируется гистограмма. По восстановлению из недоэкспонированной фотографии и переэкспонированной фотографии к исходной можно судить о динамическом диапазоне и заводских настройках матрицы. Установки AUTO.

Динамический диапазон

  • + 2 стопа: Значительная засветка сильно сглаживает пики нейтральных серых. Восстановление в 0EV с сильными потерями.
  • - 2 стопа: Локальные пики нейтральных серых прослеживаются, картинка восстановима, с потерями, меньшими, чем в случае с пересветом на 2 ступени.

Тест говорит о настройках матрицы с некоторым отклонением от нейтрального. Можно говорить о 0,3EV пересвета при нормальном экспонировании. Динамический диапазон матрицы несомненно уступает старшим моделям, но в своём классе небольшая, частичная потеря информации при недоэкспонировании (как показал промежуточный тест) на полступени, является неплохим результатом.

6.4. Ночная съемка

Ночной тест проходил в достаточно сложных для техники условиях, температура воздуха опустилась ниже -20 градусов. Потрескивал алюминиевый штатив, но KonicaMinolta Z2 на удивление оставалась в полной работоспособности. В этих же условиях тот же профессиональный Canon EOS 300D отказывался адекватно реагировать на прокрутку функционального колёсика. Можно сказать, что Z2 приятно удивил.

Ночная съёмка

Тестовые снимки, условия съёмки (15 сек., F8.0, ISO50, -20 гр.С.) . Кроп-кадр 100%.

7. Процессор

7.1. Аппаратная компрессия

В тест на аппаратную компрессию (сжатие изображения) использовались 2 тестовые картинки.

  1. Перегруженная объектами, например, множество спичек или листва деревьев.
  2. Не перегруженная объектами, например очки на белой поверхности или стакан с молоком.

Тестовые снимки:

Тест процессора

Hard: Сцена для теста перегруженная объектами, множество контрастных переходов, полный диапазон яркостей, и перегруженность деталями создают сложности при обработке процессором.

Easy: Сцена для теста не перегруженная объектами. При качественной компрессии размеры такого снимка могут быть значительно меньше размеров снимка, перегруженного объектами.

Фотоаппарат предлагает нам несколько уровней разрешения фотографии и 3 степени компрессии JPEG. Результаты теста в сводной таблице:

 

Economy (1:9)
(Сильное сжатие)

Standard (1:6)
(Нормальное сжатие)

Fine (1:3)
(Слабое сжатие)

2272х1704

Hard: 437,8
Easy: 475,2

Hard: 760,9
Easy: 773,6

Hard: 1335,1
Easy: 1245,0

1600х1200

Hard: 245,5
Easy: 233,0

Hard: 330,1
Easy: 311,7

Hard: 758,1
Easy: 744,0

1280х960

Hard: 170,4
Easy: 170,9

Hard: 240,0
Easy: 233,5

Hard: 534,8
Easy: 530,1

640х480

Hard: 80,7
Easy: 76,2

Hard: 99,8
Easy: 99,3

Hard: 177,7
Easy: 160,1

Данные приведены в килобайтах.

Данные говорят о постоянности и отсутствии динамичности алгоритмов сжатия. Т.е. степень сжатия установлена как по планке отношения компрессии. Для этого в таблице, для удобства, приписаны отношения компрессии. Можно сказать, процессор при сжатии не сильно отклоняется от данных отношений.

Могу дополнить таблицу данными о том, что в Minolta Z1 процессор был более динамичен, к примеру снимки FINE 2000х1500 порой достигали в размерах 3Мб. Но алгоритмы и производительность процессора у Z2 в субъективном и тестовом (по размерам) сравнении несомненно лучше, чем у Z1. Особенно если принимать в расчёт увеличенное число пикселей.

8. Объектив

8.1. Геометрические искажения

Тест на геометрические искажения включает регистрирование прямой и обратной подушечности (бочкообразных искажений) изображения на широком угле (1х – 38 мм эквив.) и на теледиапазоне (10х – 380 мм. эквив.).

Тестовое изображение-линейку помещаю на расстоянии, позволяющем точно вписать края изображения с краями кадра, фотографируют, а далее, замеряют отклонение по бокам. Отклонение указывается в процентах.

Искажения

  • 38 мм.: Широкий угол: 0,8%. Нормальное отклонение для угла 38 мм. Хорошо.
  • 280 мм.: 0,3%. Незаметное при субъективном сравнении отклонение. Отлично. 
  • 380 мм.: Теле: 0,05-0,1%. Практически полное совпадение. Отлично.

8.2. Падение яркости. Виньетирование.

Падение яркости

Наглядным примером виньетирования может служить и предыдущий тест, где на снимках тестовых таблиц наблюдается затемнение по краям изображения. Но всё же. Необходимо найти точные отклонения в углах изображения. Наглядный пример – составной кроп. На кропе: слева – яркость в центре, справа яркость в нижнем правом углу кадра.

Отклонение в яркости около 3%. Это вполне приемлемо для оптики с 10-кратным оптическим трансфокатором данного ценового диапазона.

8.3. Макро

Тест на возможности фотоаппарата по макросъемке предельно прост. Достаточно подвергнуть съёмке обыкновенную линейку. Правда необходимо так же узнать и подушечную дисторсию (искажения) при макросъемке. Всё на тестовых снимках:

Макро тест

Как видно, возможности макро у Z2 велики, к примеру резкой картинки у Z1 можно добиться сняв «кусок» линейки в 4,5 см. Против 3,5 см. у Z2. Дистанция фокусировки составила 4 см.

Надо добавить, что у Z1 существует только один режим макросъёмки – Super Macro. У Z2 помимо Super Macro существует режим обычного макро.

В таком случае «захват линейки» на уровне 5 см. А дистанция фокусировки около 6 см. Несомненно, макросъёмку преследуют  сильные искажения: отклонения более 3%. Тут же и виньетирование. Отклонения на уровне 7%.

Макросъемка на примерах:

Макро

Слева полный снимок, справа – кроп 100%. Снимки, опять же, наглядно подтверждают большие возможности  данной камеры по макросъёмке. Особенно для своего, любительского, класса.

8.4. Особенности и искажения

Искажения и аберрации наглядно приведены на тестовых снимках далее. На яркостных переходах возникает контур. Несомненно, даже применение асферических элементов в Z2 не помогло альянсу KonicaMinolta избежать аберраций. Хотя, в сравнении с Z1 величина контура заметно уменьшилась.

Особенности обьектива

Теперь посмотрим на, непосредственно, десятикратное оптическое увеличение. Как видно из снимков, на максимальном зуме всё же происходит падение резкости, даже при достаточной освещённости.

Десятикратное оптическое увеличение

Десятикратное оптическое увеличение. Кроп.

9. Видео

В Z2 появилась возможность записи с разрешением 800х600 и скоростью обновления изображения в 15 кадров в секунду. А так же появилась возможность изменения фокусного расстояния во время съёмки.

Параметры видеокадра во многом совпадают с параметрами фотографирования, кроме степени компрессии. Поэтому тестирование фотоаппарата во время видеосъёмки даст те же результаты, что и тестирование объёктива, матрицы и пр.

10. Выводы

Несомненно, Minolta DiMAGE Z1 в своё время открыла новую страницу в истории фототехники, утвердила новый класс потребительской фототехники, наряду с похожими по характеристикам моделями от Olympus (725UZ,750UZ) и Canon S1 IS. Новый класс многофункциональных любительских фотокамер с большим диапазоном фокусных расстояний или, как предложила называть данный сегмент рынка фирма Olympus, – класс цифровых камер с ультразумом.

Смею огорчить скептиков, предполагавших, что Z2 будет просто слегка доработанной версией Z1. На деле, всё иначе, – Z2 полностью переработанная цифровая фотокамера. Можно сказать, что от предшественницы ей достался только корпус и несколько свежих идей, вроде поворотного экрана. Полной переделке подверглась аппаратная часть камеры: заменена матрица, улучшен движок оптического трансфокатора, заменена оптика, усовершенствован процессор и так далее.

Плюсы:

  • Оптический трансфокатор с десятикратным увеличением
  • Удачный дизайн и эргономика
  • Многофункциональность и наличие ручных настроек
  • Видеосъёмка с изменением фокусных расстояний
  • Качественная автоматика
  • Широкие возможности макросъёмки

Минусы:

  • Неуверенность при фокусировке на фокусных расстояниях более 280 мм
  • Задержки при изменении фокусных расстояний

Итак, у союза двух гигантов производства фототехники получился добротный фотоаппарат любительского класса. Практически без минусов. Можно сказать, что данная камера является эталонной для нового сегмента рынка фототехники, и, в связи с ажиотажным спросом на данную камеру, смело можно ожидать появления аналогичных камер от других производителей фототехники.