Конец 2003 года, для известной компании Minolta, производящей технику, оптику и аксессуары для широкого круга фотографов, стал переломным. Произошло ожидаемое слияние с небезызвестной фирмой Konica, которая занималась производством аналогичных товаров. В результате слияния образовалась крупная корпорация, с внушительными активами, – KonicaMinolta.
Понятно, что при слиянии активов, слиянию подверглись и научные коллективы обоих компаний. Поэтому ожидаемо было бы оценивать о результате слияния на основе новых товаров, выпускаемых уже под брэндом KonicaMinolta.
Таких товаров долго ждать не пришлось. Сначала KonicaMinolta разрабатывает А2 (или совершенствует А1), модель для рынка профессиональной техники с несменной оптикой. А спустя две недели, в феврале 2004 года на свет появляется Z2, – логическое продолжение успешной во всех отношениях модели Z1. Модели линейки «Z» – Z1,Z2 позиционируются в классе фотоаппаратов для любителей (любительский сегмент рынка фотоаппаратуры). Логично оценивать успешность нового брэнда в сравнении с продуктами фирмы Minolta до слияния.
Тест посвящён изучению технических и пользовательских характеристик фотоаппарата KonicaMinolta DiMAGE Z2, с оглядкой на прошлое, в виде фотоаппарата Minolta DiMAGE Z1. Таким образом, по ходу теста, Вы ознакомитесь с технической начинкой данных моделей, а заодно и сравните эффективность слияния научных коллективов двух крупных фирм по производству фототехники.
Цифровые фотоаппараты серии Z1,Z2 являются, безусловно, открытием в своём секторе потребительской фототехники. Данные модели обладают интересным дизайном, – батарейный блок, расположение оптики, форм-фактор вспышки, и «горячий башмак» для внешней вспышки создают ощущение профессионального аппарата. А наличие неплохой оптики, современной матрицы, множества ручных и автоматических настроек, говорит о возможности работы с аппаратом даже профессионала.
В отличие от предыдущего поколения – Z1, Z2 обладает рядом преимуществ. Во-первых это, несомненно, новая матрица с 4-мя мегапикселями (Мп) и размером (1/2,5”), в отличие от матрицы в 3 Мп у предшественницы – Z1. Улучшенная оптика, с несколькими асферическими элементами, и увеличившимся количеством линз. Хотя размер матрицы увеличился, фокусное расстояние (в эквиваленте для 35мм плёнки) осталось прежним (38-380 мм ), изменилось реальное фокусное расстояние. Впрочем – о всех изменениях – в таблице:
Камера |
KonicaMinolta DiMAGE Z2 |
Minolta DiMAGE Z1 |
Матрица |
1/2.5″ (4,0 млн. пикселей) |
1/2.7″ (3,3 млн. пикселей) |
Светосила оптики |
F2.8-3.7 |
F2.8-3.5 |
Оптика |
6.3 – 63 мм (38-380 мм эквив.) |
5.8 – 58 мм (38-380 мм эквив.) |
Максимальный размер кадра |
2272 x 1704 |
2048 x 1536 |
Качество видео |
800 x 600 15к./сек. |
640 x 480 30к./сек. |
Режимы фокусировки |
Точечный автофокус |
Точечный автофокус |
Как видим, изменения коснулись и фото и видео части. Дополнительно, в режиме видеосъемки появилась возможность зуммирования. Забегая вперёд, могу сказать, что скорость зуммирования у новой камеры заметно выше, хотя задержка перед изменение фокусного расстояния остаётся всё же довольно долгой. Так же изменениям подверглись настройки автофокуса, появилась возможность просматривания гистограммы в режиме реального времени, а так же при съёмке видео.
Делая выводы по общим изменениям и усовершенствованиям, можно сказать, что новый альянс переработал не только аппаратную начинку фотокамеры, но и коснулся пользовательских настроек.
Фотоаппарат имеет непосредственно большие размеры, чем у аппаратов аналогичного класса любительской техники. Преимущественно это объясняется наличием качественной оптики и особенностями конструкции батарейного блока.
Вид спереди: Появилось «упоминание» о новом альянсе KonicaMinolta, в виде фирменной надписи в секции встроенной вспышки. Надпись (10х) указывает на внушительную оптику. Несомненно, дизайн камеры проработан до мелочей.
Вид сзади: Хромированные кнопки, оригинальный переключатель режимов, видоискатель, ЖК-дисплей, разъём для питания.
Вид сверху: Стилизованный значок компании KonicaMinolta, перешедший в наследство от Minolta, колесо настроек (PSAM), режимы макро, количество которых, говоря, увеличилось. Режимы работы встроенной вспышки. И «горячий башмак», для внешней вспышки, закрытый пластмассовой заглушкой.
Общий вид: Фотокамера выполнена в виде конструкции состоящей из 3-ёх частей:
«Цилиндр» с оптикой и матрицей.
Батарейный блок и рукоятка одновременно.
Блок вспышки и видоискателя.
Несмотря на особую конструкцию, фотоаппарат невелик, и не предоставит сложностей даже для рук девушки. Хотя, всё же, в карман не поместится. Но не будем забывать, оптика с десятикратным увеличением, в идеале, не может быть и качественной и миниатюрной одновременно.
Цилиндр с объективом, матрицей, блоком карт и ЖК-дисплеем – несомненно удачная и классическая для более дорогих фотоаппаратов конструкция, была применена на относительно бюджетной модели. Батарейный блок – как рукоятка, совмещённый с со спуском и колесом режимов PSAM, – несомненно так же продуманное решение, часто применяющееся в более дорогих моделях фотокамер профессионального класса. Питание аппарата производится от 4-х батареек формата АА.
Рычажок переключения режимов с кнопкой включения, – разумное решение. Переключение не вызывает трудностей. Кнопка включения относительно труднодоступна и самопроизвольное нажатие практически исключено. Хромированные кнопки, расположены удобно, и во время съёмки не предоставляют сложностей. Эргономика расположения кнопок продумана, после нескольких часов эксплуатации вырабатывается «автоматизм», – руки быстро привыкают к камере.
Фотоаппараты линейки Z1, Z2 обладают рядом новинок, упрощающих съёмку и улучшающих эргономику. Все новинки для данного класса камер, несомненно, достойны внимания.
Блок карт: Фотоаппарат поддерживает сменные носители двух типов: MMC и SD. Блок карт и интерфейсного разъёма надёжно защищены крышкой. Карточка не доставляет сложностей при изъятии, разъём так же легкодоступен. Оригинальна и конструкция ЖК-дисплея, который при переключении в режим видоискателя, поворачивается на 180 градусов, и при помощи нехитрой оптической системы проецируется непосредственно в видоискатель.
Рычажок зуммирования W-T. Расположен традиционно удобно для большого пальца правой руки.
Колесо переключения режимов, управление вспышкой, макросъемкой, и, собственно, двухпозиционная спусковая кнопка.
В режиме AUTO, пользователю доступны изменения режимов съёмки (таймер, размеры, сжатие, и пр.). В режиме Program Auto (P), добавляются возможности ручного выбора баланса белого, способа фокусировки, чувствительности, коррекции вспышки и прочее.
Ну, а режим Manual (М), открывает перед владельцем камеры большинство возможностей современных камер, таких как установка вручную выдержки, диафрагмы, чувствительности и прочее.
Режим съёмки AUTO: Гистограмма в режиме реального времени. На экране отображается разрешение кадра (в данном случае: 2272х1704), качество сжатия (FINE), количество свободного места для кадров, оставшееся на карточке. И, собственно режим съёмки (AUTO). В режимах P.S.A.M., меню установок состоит из 3-ёх частей, и позволяет изменять основные настройки для качества, способа обработки кадра, съёмки и пр.
Режим видео: Отображается оставшееся время, качество съёмки, количество кадров в секунду и баланс белого при съёмке. В режиме Manual (M), пользователю доступны все ручные настройки фотоаппарата. Так же, как и электронный ручной фокус со шкалой расстояний.
В режиме просмотра, пользователь может просмотреть отснятые фото и видео, удалить ненужные, произвести переворот фотоизображения, просмотреть основные параметры съёмки и гистограмму.
Режим просмотра. Вариант просмотра без информации на дисплее. Достаточно чёткая картинка. Меню в режиме просмотра позволяет фотографу произвести основные операции над изображением, удаление, копирование, блокирование от удаления, слайд шоу просмотра, а так же DPOF – печать на принтере в “обход” компьютера и e-mail отправка.
Режим просмотра иконок: номер кадра, дата съёмки. По шесть иконок изображения на экран. Режим просмотра установок и гистограммы: тут можно увидеть информацию о параметрах экспозиции, экспокоррекции, о балансе белого, чувствительности, дате и пр.
Меню основных настроек фотоаппарата состоит из 4-х частей. Тут содержатся настройки яркости и контрастности дисплея, установки языка, нумерации файлов, режима энергосбережения, громкости динамика, включения режима шумоподавления и пр.
Фотоаппарат поддерживает высокоскоростное соединение с компьютером посредством интерфейса USB2.0 на скорости около 12Мбит в секунду.
Помимо батареек АА, аппарат может питаться от сети, посредством адаптера. Таким образом, возможно питание компьютера не зависимо от батареек. Вкупе с возможностью видео режима через компьютер, это открывает дополнительные способности работы аппарата как WEB-камера.
Тест на зуммирование в темноте и освещённой комнате.
Тестовое изображение на картинке перемещалось на белом фоне в хорошо освещённой комнате. Режим AUTO. Изображение располагалось в центре и по углам кадра.
Фокусировка:
Можно добавить, что при фокусном расстоянии большем 280 мм (6-7х) и освещённости облачного дня фотоаппарат удовлетворительно фокусируется на объёкте. А при комнатной освещённости не фокусируется вообще.
Скорость изменения фокусного расстояния:
Фотоаппарат соединяется с компьютером посредством USB порта (1.0 в данном случае). На скорость проверяются оба типа поддерживаемых носителей.
Встроенная вспышка имеет конструкцию, часто применимую в более дорогих фотоаппаратах. В данном случае, дизайн и конструкция фотокамеры позволяют и делают оптимальным применение такого рода вспышки. Во включенном режиме (вспышка открыта) кнопка режимов вспышки позволяет установить нужный для данной ситуации вариант освещения вспышкой. (Auto, Всегда включена, против «красных глаз» и прочее).
Так же в меню пользовательских настроек возможна коррекция мощности импульса вспышки. Вспышка на примере картины, висящей на стене, а так же на примере руки в комнатной освещённости:
Помимо автоматически устанавливаемого, пользователь так же может вручную устанавливать нужный баланс белого.
Оттенок серого: освещённость – лампа накаливания.
ББ: Вспышка. Лампа накаливания. Облачно. Солнечно. Флуоресцентная лампа.
Во всех случаях за 3 дня тестов, автоматический баланс белого не ошибался. Смею, как автор тестов, посоветовать пользователям полностью доверится автоматике. Например, в случае с авто балансом при освещённости лампой накаливания Z2 повела себя превосходно там, где ошибся полу-профессиональный Canon EOS 300D.
В KonicaMinolta DiMAGE Z2 устанавливается кардинально доработанная матрица. Выпускается она на производственных мощностях фирмы Sony. Размер матрицы 1/2.5”, количество регистрирующих элементов – 4,0 миллиона. Структура матрицы – «байеровская». То есть на каждый пиксель, приходится по 4 чувствительных элемента прикрытые фильтрами по схеме RGBG (т.е. – 2 элемента на зелёный цвет G).
Тест: ISO 50/100/200/400. Композиция.
Стандартная композиция фотографируется в различных режимах чувствительности. Затем разбивается по компонентам RGB и анализируется. На тестовой таблице с примерами, фотография разбита по каналам (Red, Green, Blue), и приведены четыре кропа одного из каналов кадра, снятого с чувствительностью ISO 50, 100, 200 и 400 соответственно. Приведены так же примеры реального изображения в части кадра.
Кроп тестовой фотографии – All. Как наглядно видно при ISO 400 происходит падение резкости. Линии расплываются в шумах. Кроп-кадр 100%.
Для наглядности изобразим гистограмму шумов Z2, в сравнении с Z1.
Гистограмма показывает уменьшенное количество шумов на более высоких ISO у Z2 по сравнению с Z1, хотя разница небольшая – но всё же, при увеличении плотности регистрирующих элементов на единицу площади поверхности матрицы (как у Z2) логично было ожидать и увеличения шумов, но технологии не стоят на месте. Шумы у Z2 меньше чем у Z1, хотя и незначительно. Но всё же и у предшественницы Z1, и у современной модели Z2 уровень шумов на ISO 400 достаточно высок. Автор рекомендует производить съемку при уровне чувствительности ISO 100. А так же, – ставить максимальное сжатие при съемке с ISO 400 и максимальным размером кадра, т.к. из-за шумов падает разрешающая способность, и разница между «слабо-сжатым» кадром и кадром с «сильным сжатием», становится незаметна.
Простой тест динамического диапазона. Тестовая картинка фотографируется с экспонированием в плюс-минус 2 ступени экспокоррекции. Затем анализируется гистограмма. По восстановлению из недоэкспонированной фотографии и переэкспонированной фотографии к исходной можно судить о динамическом диапазоне и заводских настройках матрицы. Установки AUTO.
Тест говорит о настройках матрицы с некоторым отклонением от нейтрального. Можно говорить о 0,3EV пересвета при нормальном экспонировании. Динамический диапазон матрицы несомненно уступает старшим моделям, но в своём классе небольшая, частичная потеря информации при недоэкспонировании (как показал промежуточный тест) на полступени, является неплохим результатом.
Ночной тест проходил в достаточно сложных для техники условиях, температура воздуха опустилась ниже -20 градусов. Потрескивал алюминиевый штатив, но KonicaMinolta Z2 на удивление оставалась в полной работоспособности. В этих же условиях тот же профессиональный Canon EOS 300D отказывался адекватно реагировать на прокрутку функционального колёсика. Можно сказать, что Z2 приятно удивил.
Тестовые снимки, условия съёмки (15 сек., F8.0, ISO50, -20 гр.С.) . Кроп-кадр 100%.
В тест на аппаратную компрессию (сжатие изображения) использовались 2 тестовые картинки.
Тестовые снимки:
Hard: Сцена для теста перегруженная объектами, множество контрастных переходов, полный диапазон яркостей, и перегруженность деталями создают сложности при обработке процессором.
Easy: Сцена для теста не перегруженная объектами. При качественной компрессии размеры такого снимка могут быть значительно меньше размеров снимка, перегруженного объектами.
Фотоаппарат предлагает нам несколько уровней разрешения фотографии и 3 степени компрессии JPEG. Результаты теста в сводной таблице:
Economy (1:9) |
Standard (1:6) |
Fine (1:3) |
|
2272х1704 |
Hard: 437,8 |
Hard: 760,9 |
Hard: 1335,1 |
1600х1200 |
Hard: 245,5 |
Hard: 330,1 |
Hard: 758,1 |
1280х960 |
Hard: 170,4 |
Hard: 240,0 |
Hard: 534,8 |
640х480 |
Hard: 80,7 |
Hard: 99,8 |
Hard: 177,7 |
Данные приведены в килобайтах.
Данные говорят о постоянности и отсутствии динамичности алгоритмов сжатия. Т.е. степень сжатия установлена как по планке отношения компрессии. Для этого в таблице, для удобства, приписаны отношения компрессии. Можно сказать, процессор при сжатии не сильно отклоняется от данных отношений.
Могу дополнить таблицу данными о том, что в Minolta Z1 процессор был более динамичен, к примеру снимки FINE 2000х1500 порой достигали в размерах 3Мб. Но алгоритмы и производительность процессора у Z2 в субъективном и тестовом (по размерам) сравнении несомненно лучше, чем у Z1. Особенно если принимать в расчёт увеличенное число пикселей.
Тест на геометрические искажения включает регистрирование прямой и обратной подушечности (бочкообразных искажений) изображения на широком угле (1х – 38 мм эквив.) и на теледиапазоне (10х – 380 мм. эквив.).
Тестовое изображение-линейку помещаю на расстоянии, позволяющем точно вписать края изображения с краями кадра, фотографируют, а далее, замеряют отклонение по бокам. Отклонение указывается в процентах.
Наглядным примером виньетирования может служить и предыдущий тест, где на снимках тестовых таблиц наблюдается затемнение по краям изображения. Но всё же. Необходимо найти точные отклонения в углах изображения. Наглядный пример – составной кроп. На кропе: слева – яркость в центре, справа яркость в нижнем правом углу кадра.
Отклонение в яркости около 3%. Это вполне приемлемо для оптики с 10-кратным оптическим трансфокатором данного ценового диапазона.
Тест на возможности фотоаппарата по макросъемке предельно прост. Достаточно подвергнуть съёмке обыкновенную линейку. Правда необходимо так же узнать и подушечную дисторсию (искажения) при макросъемке. Всё на тестовых снимках:
Как видно, возможности макро у Z2 велики, к примеру резкой картинки у Z1 можно добиться сняв «кусок» линейки в 4,5 см. Против 3,5 см. у Z2. Дистанция фокусировки составила 4 см.
Надо добавить, что у Z1 существует только один режим макросъёмки – Super Macro. У Z2 помимо Super Macro существует режим обычного макро.
В таком случае «захват линейки» на уровне 5 см. А дистанция фокусировки около 6 см. Несомненно, макросъёмку преследуют сильные искажения: отклонения более 3%. Тут же и виньетирование. Отклонения на уровне 7%.
Макросъемка на примерах:
Слева полный снимок, справа – кроп 100%. Снимки, опять же, наглядно подтверждают большие возможности данной камеры по макросъёмке. Особенно для своего, любительского, класса.
Искажения и аберрации наглядно приведены на тестовых снимках далее. На яркостных переходах возникает контур. Несомненно, даже применение асферических элементов в Z2 не помогло альянсу KonicaMinolta избежать аберраций. Хотя, в сравнении с Z1 величина контура заметно уменьшилась.
Теперь посмотрим на, непосредственно, десятикратное оптическое увеличение. Как видно из снимков, на максимальном зуме всё же происходит падение резкости, даже при достаточной освещённости.
В Z2 появилась возможность записи с разрешением 800х600 и скоростью обновления изображения в 15 кадров в секунду. А так же появилась возможность изменения фокусного расстояния во время съёмки.
Параметры видеокадра во многом совпадают с параметрами фотографирования, кроме степени компрессии. Поэтому тестирование фотоаппарата во время видеосъёмки даст те же результаты, что и тестирование объёктива, матрицы и пр.
Несомненно, Minolta DiMAGE Z1 в своё время открыла новую страницу в истории фототехники, утвердила новый класс потребительской фототехники, наряду с похожими по характеристикам моделями от Olympus (725UZ,750UZ) и Canon S1 IS. Новый класс многофункциональных любительских фотокамер с большим диапазоном фокусных расстояний или, как предложила называть данный сегмент рынка фирма Olympus, – класс цифровых камер с ультразумом.
Смею огорчить скептиков, предполагавших, что Z2 будет просто слегка доработанной версией Z1. На деле, всё иначе, – Z2 полностью переработанная цифровая фотокамера. Можно сказать, что от предшественницы ей достался только корпус и несколько свежих идей, вроде поворотного экрана. Полной переделке подверглась аппаратная часть камеры: заменена матрица, улучшен движок оптического трансфокатора, заменена оптика, усовершенствован процессор и так далее.
Плюсы:
Минусы:
Итак, у союза двух гигантов производства фототехники получился добротный фотоаппарат любительского класса. Практически без минусов. Можно сказать, что данная камера является эталонной для нового сегмента рынка фототехники, и, в связи с ажиотажным спросом на данную камеру, смело можно ожидать появления аналогичных камер от других производителей фототехники.