07 ноября 2023 в 8:00
Автор: Антон Мерзляков. Фото: заглавное использовано в качестве иллюстрации

Пять раз, когда человечество едва не исчезло с лица Земли

Автор: Антон Мерзляков. Фото: заглавное использовано в качестве иллюстрации
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Сегодня на Земле живет почти 8 млрд человек. Предположение, что в ближайшее время человечество может исчезнуть, если не обращать внимания апокалиптические сценарии вроде падения метеорита, кажется весьма маловероятным. И тем не менее в истории насчитывается как минимум пять случаев, когда подобное могло произойти. Рассказываем о них подробнее.

1,1—1,2 млн лет назад: внезапный ледниковый период

В 1804 году количество людей на планете достигло 1 млрд человек, в 1927-м оно превысило 2 млрд, а в 1960-м — 3 млрд. Такой рост населения кажется чересчур стремительным? Но это ничто по сравнению с тем, как за шесть десятилетий после этого оно достигло отметки в 8 миллиардов.

Изображение использовано в качестве иллюстрации. Фото: José A. Peñas/SINC

Впрочем, если перенестись примерно на 1,2 млн лет в прошлое, положение было не столь радужным. Исследователи полагают: если учитывать наших древних родственников (Homo ergaster и Homo erectus), вся человеческая раса насчитывала 26 тыс. человек, а если не брать в расчет детей, то всего 18 тыс. Проще говоря, людей на Земле тогда было меньше, чем сейчас горилл, притом что гориллы классифицируются как вид, находящийся под угрозой исчезновения. На данный момент в дикой природе находится около 316 тысяч западных и 5 тысяч восточных горилл.

Что послужило причиной такого сокращения численности человеческой популяции, если принимать во внимание ископаемые свидетельства, доказывающие, что представители рода Homo распространялись по Африке, Азии и Европе? Точного ответ нет, но исследователи полагают: примерно в это же время произошло некое связанное с вымиранием событие, практически уничтожившее людей в Европе.

Согласно исследованию, опубликованному в Science, неизвестный ранее ледниковый период привел к тому, что климат Европы оказался «за пределами того, что могли вынести древние люди». На это обратили внимание в The Daily Mail. Океанические отложения возрастом 1,1 млн лет свидетельствуют о внезапном падении температуры более чем на 5°C. Это, по мнению ученых, могло свести шансы на выживание наших предков к нулю: у них не было ни отопления, ни горячей воды. «Отсутствие нашего вида на континенте продолжалось около 200 тыс. лет, прежде чем люди адаптировались и вернулись», — заключается в материале.

800—900 тысяч лет назад: ужасающий холод

Изображение использовано в качестве иллюстрации. Фото: Sabena Jane Blackbird/Alamy

Вскоре наша раса, вероятно, столкнулась с еще одним опасным вызовом. Недавно опубликованное исследование демонстрирует, что в период между 800 и 900 тысячами лет назад резкое похолодание поставило людей под угрозу вымирания.

В те времена, вошедшие в учебники как средний плейстоцен, популяция наших предков могла сократиться всего до 1280 особей. Если положения работы верны, то кризис длился около 117 тыс. лет. «Сокращение численности совпало с изменением климата, которое привело к длительным периодам оледенения, снижению температуры поверхности морей, возможным длительным периодам засухи в Африке и Евразии и исчезновению других видов, которые могли служить источником пищи. Предполагается, что в этот период жили и наши последние общие предки — неандертальцы, а также другой вымерший вид людей — денисовцы», — сообщается в статье The Guardian.

Один из авторов работы из Римского университета Ла Сапиенца добавил: в период между 900 тыс. и 600 тыс. лет назад летопись окаменелостей в Африке оказалась очень скудна, хотя до и после этого пробела мы располагаем большим количеством ископаемых. В Европе происходило примерно то же самое. Есть следы древних людей, которым порядка 800 тыс. лет, а потом — пробел длиной в 200 тыс. лет. Профессор Крис Стрингер из Лондона считает: ситуация была настолько тяжелой, что «удивительно, что человеческий вид выжил». «Для популяции такого размера достаточно одного неблагоприятного климатического события, эпидемии, извержения вулкана, и она исчезнет», — заключил специалист.

150 тыс. лет назад: в Африке что-то пошло не так

Изображение использовано в качестве иллюстрации

Примерно 195 тыс. лет назад на Земле вновь начались большие изменения. Пустыни и ледники стали расширяться, что привело к падению температуры и разрушению среды обитания в холодном и сухом ландшафте. По не до конца ясной причине группы людей на Африканском континенте начали разделяться. Это, в свою очередь, привело к резкому снижению их численности около 150 тыс. лет назад. При этом Африка считается едва ли не единственным материком, на котором Homo sapiens жили 50 тыс. лет назад.

Те из них, кто смог пережить напасть, поселились на территории нынешней Южной Африки, у берега моря. Эта местность была не обделена растениями, помогшими пережить засуху. Относительно теплые воды поблизости также кишели моллюсками — в общем, дела с пропитанием начали налаживаться. «Оба фактора позволили Homo sapiens выжить и впоследствии эволюционировать в тех людей, которыми мы являемся сегодня», — заключается в исследовательской работе.

70 тыс. лет назад: едва не погубивший наш вид вулкан

Иллюстрация того, как могло выглядеть извержение Тоба на высоте около 42 километров

То, что люди плохо переносят экстремальные похолодания, мы выяснили. Но около 70 тыс. лет назад появилась другая угроза — извержение супервулкана Тоба, выбросившего в атмосферу примерно 3 тыс. кубических километров вулканического пепла. Последний распространился по всему миру, перекрыл солнечный свет и создал длящуюся не менее 10 лет вулканическую зиму.

В результате вымерла целая масса животных и растений, а численность нашего вида сократилась до нескольких тысяч человек — они, по словам исследователей, в основном расположились в Африке и Индии. К такому выводу пришли благодаря анализу 80-тысячелетних горных пород на севере Индии. Кроме того, археологи нашли орудия труда, изготовленные из руды, по времени использования совпадающих с катастрофой Тоба. Это указывает на то, что древние люди продолжали применять инструменты уже после извержения.

Извержение Тоба было настолько разрушительным, что от самого супервулкана осталось лишь озеро, простирающееся на 100 километров в длину, 30 километров в ширину и имеющее глубину 505 метров. Извержение произошло в Индонезии, на острове, который сейчас носит название Суматра.

40 тыс. лет назад: гибель неандертальцев

Изображение использовано в качестве иллюстрации

Между 25 и 40 тысячами лет назад на планете вновь изменился климат. И неандертальцы, кажется, пережить это не смогли — во всяком случае такой вывод был сделан учеными в 2020 году. Впрочем, вопрос это дискуссионный. Часть исследователей полагает, что неандертальцы также стали жертвами Homo sapiens, прибывших из Африки и составивших конкуренцию за небезграничные ресурсы.

Преимущество Homo sapiens в этой борьбе было достигнуто за счет более высокого интеллекта современных людей, что, вероятно, и привело к вымиранию неандертальцев. Впрочем, высказывается альтернативное предположение, согласно которому неандертальцы потеряли бо́льшую часть своей «климатической ниши». Под последней понимают местность, где созданы оптимальные условия для выживания вида.

Исследователи изучили температурные показатели, количество осадков и другие данные за последние 5 миллионов лет, чтобы получить представление о климате в течение каждого 1000-летнего периода. Это позволило создать теорию, почему изменение климата могло привести к гибели неандертальцев в период от 25 до 40 тысяч лет назад.

Onlíner рекомендует