При выборе ноутбука покупатели обычно смотрят на процессор, объем оперативной памяти, время работы от аккумулятора, иногда — на модель видеокарты, если речь об игровом ноутбуке. Но есть и еще один крайне важный параметр — тип матрицы. Цветовой охват, контрастность, яркость — все это определяет, какую именно картинку вы получите, и, если параметры неважные, уже ни одно железо не покажет насыщенное и сочное изображение. Мы обратились к специалисту по калибровке мониторов и экранов и узнали все, что нужно иметь в виду при выборе дисплея ноутбука.
До сих пор иногда встречается старый тип матриц TN, обычно в бюджетных моделях. Их особенность — в пространственном расположении кристаллов-затворов, регулирующих световой поток: они размещаются перпендикулярно плоскости экрана и словно скручиваются для создания разного уровня светимости пикселей.
Главная проблема TN — ограниченные углы обзора, то есть смотреть на экран нужно строго под прямым углом. Даже отклонение в 5 градусов уже приводит к искажению картинки.
— При подобном пространственном расположении кристалла-затвора имеет место очень большая поляризация света: с какой стороны ни посмотри, оттенки разные. Да и насыщенностью цветов такой тип экрана похвастаться не может. TN-матрицу я бы сейчас рассматривал лишь для простых задач вроде работы с текстом, что вполне достаточно для старой «копеечной» технологии, — говорит Михаил Зайцев, специалист сервиса Koler.by .
Следующий тип — VA-матрица. Здесь отображение цветов уже более равномерное, эффективный угол обзора значительно лучше по сравнению с TN. VA хорошо подходит для домашнего использования: например, когда несколько человек смотрят фильм, все видят картинку одинаково, хотя люди не находятся под прямым углом к монитору. Эффективный угол — +15 градусов при отклонении вверх и −25 градусов при отклонении вниз.
Но VA все равно сильно уступает в сравнении с IPS: в IPS угол отклонения будет уже 45 градусов. С какой стороны ни посмотреть, картинка получается без искажения цветов, темных участков или пересветов. Еще есть альтернативная технология от Samsung — называется PLS. Глобально ее смысл схож с IPS.
Еще иногда можно встретить IGZO-матрицу — этот стандарт разработала Sharp. И IGZO, и PLS — разновидности IPS, если не вдаваться в технические нюансы. Поэтому плюсы и минусы у них такие же, как у IPS. Среди недостатков IPS — со временем снижается яркость, хотя за несколько лет работы это едва ли будет заметно.
Принципиально другой тип матрицы по сравнению с жидкокристаллическими TN, VA и IPS — OLED. С этой технологией вы уже могли встречаться в смартфонах: многие производители переходят на него, потому как картинка выглядит очень насыщенной, яркой и контрастной при самых разных условиях, даже под солнцем. В OLED используются не жидкие кристаллы, а индивидуальные органические ячейки. Яркость каждой из них регулируется индивидуально. Отсюда получаем равномерную яркость, настоящий черный цвет (а не темно-серый), прекрасную контрастность. Скорее всего, OLED вытеснит IPS — по крайней мере в сегменте портативных устройств.
Но проблема в том, что пока что OLED использовать дорого, и такие матрицы встречаются в ноутбуках от 2500 рублей и выше. Другой неприятный нюанс OLED — «эффект памяти». Помните плазменные телевизоры? Долгое отображение статичной картинки (например, логотип телеканала) «отпечатывалось» на матрице. У OLED встречается такая же проблема, хоть она и менее выражена.
В общем, с наибольшей вероятностью выбор будет сделан в пользу IPS-матрицы — сейчас это оптимальный вариант что по количеству предлагаемых моделей, что по картинке и цене. Но надо учитывать: матрицы одного стандарта сильно отличаются по характеристикам, что влияет на качество изображения.
Широко принятый стандарт — sRGB: красный, зеленый и синий. Как известно, смешивание этих цветов в разных пропорциях позволяет отобразить миллионы различных оттенков. Формат sRGB обеспечивает 16,7 млн цветов. Еще один стандарт — Adobe RGB, там целый миллиард оттенков. Но используется он только полиграфистами. Помимо этого, встречается DCI-P3 — новый мультимедийный стандарт. Он выделяется тем, что охватывает больше красных оттенков.
В идеале параметр цветового охвата должен быть не менее 75%. Если, например, указан охват 60%, по сути, вы теряете 40% цветов, которые использовали при создании фильма, игры, фотографии, сайта. При 75% потеря составит 25%, но это будут лишь самые насыщенные оттенки: ярко-голубое небо, сочная зеленая листва, одежда кислотных цветов. На рынке встречаются модели с охватом около 55%, и Михаил называет это откровенно плохим показателем.
— Здесь даже интерьеры будут искажены, ведь нас окружают в основном ненасыщенные цвета. При охвате около 50% то, что мы видим ежедневно, будет выглядеть более бледным.
Важный момент: одна модель ноутбука может предлагаться с разными матрицами — по частоте, разрешению, цветовому охвату. При выборе устройства обратите внимание, с какой именно матрицей оно будет. Обязательно найдите информацию о матрице и цветовом охвате на сайте производителя.
Максимальная яркость обычно используется в светлых помещениях под лампами или на улице под солнцем. Нормальная яркость для работы в офисной обстановке — порядка 120—160 нит.
— Все выше — борьба с наружным освещением. Часто люди подстраивают яркость от верха до низа: ставят максимум, а затем уменьшают. При таком методе каждый шаг на уменьшение дается мозгу болезненно, как будто мы слепнем. Нужно делать наоборот: пришли в помещение, привыкли к освещению, на ноутбуке открыли чисто белую картинку, снизили яркость дисплея в ноль и затем повышаете. Когда картинка из серой станет белой, добавьте еще один-два шага яркости — и все, — объясняет Михаил.
Ноутбуки среднего сегмента предлагают матрицы с яркостью 300—350 нит. Этого достаточно, гнаться за яркостью не нужно. Есть лишь одно исключение — HDR, о чем пойдет речь ниже. Еще бывают ситуации, когда люди часто работают за ноутбуком на улице. В таком случае лучше обратить внимание на модели с яркостью 300—400 нит.
Подсветка медленно деградирует по мере использования: срок полного износа подсветки с использованием белых светодиодов (White LED) — 18—19 тыс. часов. Примерно на половине этого времени ослабевание подсветки становится заметным. Можно подсчитать период деградации ноутбука при своем режиме использования, но, скорее всего, устройство вы замените гораздо раньше, чем появятся проблемы.
HDR — стандарт, который выдает особо красочную картинку благодаря динамической компрессии цветового диапазона. Получается изображение с крайне высокой насыщенностью и контрастом, что максимально приближает его цвета к тем, что мы видим в реальности. HDR используется в видеоконтенте и играх.
Матрицы с HDR должны обеспечивать яркость 1000 нит — это примерно в три раза больше, чем выдает основная масса экранов ноутбуков. Производители решили упростить технологию и ввели что-то вроде компромиссного HDR400. Он достигается уже при яркости в 400 нит. Снизить порог еще ниже нельзя: уже не будет динамического контраста. Правда, иногда бренды обещают HDR и при меньшей яркости (на уровне 250—300 нит), но Михаил уверяет: это фикция.
Проблема в том, что HDR из-за высокой яркости может сказаться на зрении.
— Иногда обращаются люди: говорят, купили телевизор, смотрели всю ночь кино, наутро красные глаза. Спрашиваем, регулировали они яркость телевизора при просмотре фильма в полной темноте или нет. И они отвечают: «А как регулировать яркость?» Такой подход с большой вероятностью приведет к серьезным проблемам со зрением. В темноте убавляйте яркость.
Поэтому некоторые производители делают амбиентную подсветку: за телевизором или монитором идет направленный на стену свет. Таким образом снижается контраст сцены, и глаза меньше устают.
По большому счету, если ноутбук нужен для офисных сценариев использования (веб-серфинг, почта, бухгалтерские пакеты, текстовые редакторы), гнаться за матрицей с HDR нет необходимости: такие модели все еще дорогие, а HDR раскрывает себя лишь в играх и видео.
Коэффициент контраста — «врожденная» характеристика матрицы, и увеличить этот параметр невозможно. Чем выше показатель, тем глубже воспринимаются черный цвет и тени на экране при достаточном уровне яркости.
Типичный показатель контраста хорошей матрицы — 1000:1. Михаил объясняет это так:
— Да, хорошие IPS-экраны дают контраст 1000—1200:1, и это отличный показатель, поскольку, к примеру, максимальный контраст отпечатка, созданного на самой качественной бумаге, будет не выше 350:1. Минимально достаточным уровнем контраста для рабочего экрана можно считать показатель 600:1, а вот для мультимедийных задач я бы рекомендовал контраст не ниже 1000:1.
Экран портативного устройства должен быть более контрастным, чем монитор. Есть надежда, что широкое использование мультимедийного стандарта HDR (а в отличие от «компромиссного» HDR400, полноценный HDR требует для себя светимости ни много ни мало 1000 нит), технологии фронтальной подсветки (а не боковой, как в большинстве матриц) либо кардинального решения наподобие OLED (самосветящихся ячеек) приведет к тому, что вопрос достаточной яркости и контраста у экранов ноутбуков отпадет сам собой.
Кроме стандартной частоты в 60 Гц, встречаются еще варианты на 75, 120 и 144 Гц. Последние обычно предлагаются в игровых ноутбуках и используются в связке с видеокартами, поддерживающими технологию синхронизации FreeSync или G-Sync. Раньше, еще в ЭЛТ-телевизорах, картинка обновлялась целиком, даже если на экране были статичные участки. А теперь происходит обновление лишь тех групп светящихся пикселей, которые меняются.
— Если вы не играете и не просматриваете супердинамичный видеоконтент, беспокоиться по поводу «низкой» частоты обновления экрана в 60 Гц не стоит. Нет никакой нужды в повышении кадровой частоты ЖК-матрицы, если речь идет об обычном (офисном, повседневном) использовании. Даже 75 Гц будет просто возможностью «на вырост», — рассказывает специалист. — У нас бывали курьезные случаи, когда, например, любителей карточных онлайн-игр заботило четкое различение рубашки летящей по экрану карты, для чего специально приобретался ноутбук с экраном частотой 144 Гц.
В действительности высокая частота нужна лишь в играх, и то если речь идет о киберспорте либо частых сетевых матчах: когда нужно подпрыгнуть, развернуться на 180 градусов и за эти доли секунды различить противников в движущейся сцене, а изображение должно остаться четким.
Если подытожить, то оптимальный вариант матрицы ноутбука такой: матрица IPS, охват sRGB не менее 75%, высокая яркость важна только при HDR (не менее 400 нит, а «настоящий» HDR — не менее 1000 нит), частоты обновления хватит и в 60 Гц, а для игр — чем больше, тем лучше. Но, конечно, все зависит от сценариев использования.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by