06 июля 2021 в 8:00
Автор: Константин Сидорович

Веб-полиция и лицензия на прослушивание радио. Как контролируют интернет в Зимбабве

Автор: Константин Сидорович

Беларусь и Зимбабве — во многом очень близкие страны. Вот даже в прошлом году мы должны были развить межгосударственные связи и торговлю. Да и разница во времени у нас составляет всего один час. Чтобы лучше узнать столь дружественную страну, мы решили посмотреть, как в Зимбабве обстоят дела с интернетом и мобильной связью. Возможно, пришла пора укреплять отношения и в этих сферах. Или нет?

$340 за 100 Мбит/с

Как и у нас, впервые об интернете редкие граждане Зимбабве узнали в первой половине 1990-х. В наследство от британской метрополии недавней Родезии достались замечательные современные телефонные линии. Увы, за полтора десятка лет без должного ухода и обслуживания телекоммуникационные сети пришли в негодность.

Официальным властям до интернета тогда дела не было. «Вечный» президент Роберт Мугабе в первой половине 1990-х куда больше внимания уделял укреплению собственной власти и войнам на Африканском континенте. Неудивительно, что в итоге коммуникации в Зимбабве оказались у частных компаний.

Роберт Мугабе. Фото: albiladdailyeng

Первым интернет-провайдером в стране стала компания Data Control & Systems, которую в 1994 году основали выходцы из ЮАР. Сегодня в это сложно поверить, но спустя пару лет ее назвали лучшим интернет-провайдером в мире. На секундочку: лучшим провайдером в мире была признана компания из Зимбабве! Потрясающее достижение для Африки в целом и особенно для Зимбабве в частности.

Вследствие экономической и внутриполитической обстановки домашнего интернета в стране как такового не существовало. Однако по всей стране Data Control & Systems открыла десятки интернет-кафе, в которых за относительно небольшие деньги можно было прикоснуться к мировой паутине.

Примерно в то же время зимбабвийский миллиардер Страйв Масийива основал компанию Econet, которая сегодня, по сути, является монополистом на телекоммуникационном рынке Зимбабве, при этом широко присутствует во многих других странах, причем не только африканских.

Страйв Масийива вообще удивительный парень, на счету которого не только создание мировой корпорации, корнями уходящей в Зимбабве. Его семья бежала из страны после провозглашения независимости от Великобритании. Он получил образование в Университете Уэльса, работал в Кембридже, но в 1980-е вернулся на родину, чтобы помочь в восстановлении страны.

Первое время он работал инженером по телекоммуникациям на госпредприятии, а потом основал собственную компанию, потратив на все про все всего $75. За пять лет Econet развилась до телекоммуникационного гиганта, который сегодня является крупнейшей корпорацией в Зимбабве.

Страйв Масийива

Сам Страйв, правда, в конце концов был вынужден покинуть страну и поселился в Англии. Сегодня он является членом совета директоров в таких компаниях, как Netflix и Bank of America, а также основателем международной корпорации Econet Wireless Group со штаб-квартирой в ЮАР. Масийива считается одним из самых активных филантропов, помогающих Африке. Он основал фонд, который обеспечил стипендиями сотни тысяч молодых африканцев, потратил десятки миллионов долларов на борьбу с холерой и ВИЧ, поддерживает африканских фермеров и врачей.

Так вот, возвращаясь к Econet. Компания купила Data Control & Systems и стала монополистом на рынке коммуникаций Зимбабве. Имелось еще пару десятков провайдеров, однако многие из них были странные и в прямом смысле таинственно сгинули. Так, в конце 1990-х рынок захватила компания Samara Services, предложившая пользователям очень выгодные условия и благодаря этому переманившая к себе практически всех абонентов. Однако спустя год топ-менеджмент компании исчез, а сеть за считаные недели развалилась.

Ближе к новому тысячелетию власти страны поняли, что интернет — кладезь для пополнения дырявой казны. Был учрежден регулятор POTRAZ, который выделяет полосу пропускания частным провайдерам. Одна лицензия в зависимости от набора услуг, которые собирается оказывать компания, стоит от $2 млн до $4 млн плюс 3,5% от выручки ежегодно.

Что с ценами? Они высокие, хотя зарплата в Зимбабве не настолько низкая, как, например, на Кубе. Данные о среднем заработке в стране разнятся, иногда достигая уж очень неприличных для белоруса значений. В целом, судя по всему, этот показатель явно больше $500. При этом 100-мегабитный интернет будет стоить около $340 в месяц.

Дорого, но есть нюанс: в Зимбабве почти не пользуются стационарным интернетом, отдавая предпочтение сотовой связи.

К мобильной связи через суд

Все из-за тех самых линий связи, которые были прекрасными до расставания с Великобританией и которые после спустя полтора десятка лет сгнили уже в вольной стране. Data Control & Systems, а потом и Econet пытались исправить ситуацию. Проводятся оптоволоконные линии, однако дальше столицы Хараре прокладывать их нерационально.

Портативная зарядка на солнечных батареях — нужная вещь в удаленных сельхозрайонах Зимбабве

Сегодня интернетом пользуется практически все население Зимбабве, однако в 97% случаев речь идет о мобильной сети. Первая GSM-сеть появилась в стране ровно тогда же, когда и у нас — в 1998 году. Такое право с боем получила Econet Страйва Масийивы. Хотя все могло случиться на несколько лет раньше.

Дело в том, что у зимбабвийского правительства уже тогда были претензии к «богатому выскочке» Масийиве. Поэтому лицензию на услуги сотовой связи ему выдавать отказались даже за деньги. Удивительное дело: Масийива не только подал жалобу в Конституционный суд Зимбабве, но и выиграл! Небось сложно поверить в такой расклад?

Тяжба длилась несколько лет. Страйв указывал на то, что запрет на выдачу лицензии нарушает «свободу выражения мнения гражданина». Зимбабвийский суд, считавшийся одним из самых уважаемых и справедливых на континенте, постановил разрешить Econet оказывать услуги сотовой связи. Первый абонент подключился к сети в 1998 году.

Сегодня услуги мобильной связи в Зимбабве оказывают три компании. В 2009-м в стране появился 3G, а спустя еще четыре года — 4G. Крупнейшим оператором является Liquid Telcom, дочерняя компания Econet. Она же обеспечивает связью чуть ли не половину Африки.

С ценами все хорошо, что объясняет популярность мобильного интернета на фоне стационарного. Без скидок и пакетов за 1 МБ просят всего 1 цент. То есть 1 ГБ трафика стоит чуть больше $10. Не сказать, что совсем дешево, но приемлемо. К тому же в различных пакетах услуг стоимость будет в разы меньше.

От интернет-цензуры до облавы на радиоприемники

И все же сказать, что в Зимбабве с интернетом все более-менее хорошо, не получится. Все дело в том, что местная диктатура пытается его ограничить и поставить в рамки на протяжении более чем 20 лет. Получается с переменным успехом.

Началось все с закона о телекоммуникациях, принятого 8 марта 2000 года. Документ обязывал провайдеров по запросу госорганов перехватывать и контролировать электронную почту частных лиц «в целях национальной безопасности и поддержания правопорядка». В ответ провайдеры нагло и целенаправленно заявили, что закон нарушает права граждан, и подали в Конституционный суд — тот самый, который ранее поддержал основателя Econet. Правительство же напомнило, что поставщики интернет-услуг «работают только по милости президента».

Далее последовали два удивительных события. Во-первых, провайдеров почему-то никто не отжал, а их руководителей, что уж совсем невероятно, даже не посадили. Во-вторых, суд в который раз выполнил свою работу и признал закон неконституционным.

К тому времени правительство уже полностью контролировало телевидение и радио, а несколько десятков журналистов крупнейшей независимой газеты были арестованы. Единственным средством коммуникаций, где распространялись призывы к протестам против режима Мугабе, оставался интернет. Им, к слову, тогда пользовалось менее 1% населения.

В 2004 году Мугабе предпринял вторую попытку взять интернет под контроль. Согласно новому законопроекту, провайдеры не допускались к международному трафику, если отказывались сообщать госорганам о «фактах использования сети в антигосударственной деятельности». По сути, речь снова шла об отслеживании электронной почты с «оскорбительным» или «опасным» содержанием.

Провайдеры снова взбунтовались, заявив, что требования правительства невозможно выполнить даже технически. Некоторые возмутились, что из них делают интернет-полицию, другие заявили, что лучше закроются, чем согласятся шпионить за своими клиентами.

Так и произошло. Несколько компаний закрылись, остальные были вынуждены пойти на поводу у Мугабе, который к тому времени уже контролировал и Конституционный суд. В дальнейшем провайдеров обязали перехватывать также мобильный трафик и нести все связанные с этим расходы. Заодно было создано несколько новых организаций, призванных следить за «чистотой интернета».

Перед каждыми президентскими выборами происходили забавные вещи. Представители властей взламывали электронную почту журналистов и арестовывали тех, кто позволял себе высказываться против Мугабе. В госучреждениях вся электронная корреспонденция фильтровалась на предмет наличия «антигосударственных» сообщений. Как-то полиция накрыла целое интернет-кафе, из которого было отправлено письмо с оскорблением президента. Задержали 40 человек — всех посетителей заведения.

В 2013-м в стране проходил референдум по новой конституции. В рамках подготовки к серьезному политическому шагу полиция провела облавы на… радиоприемники. В Зимбабве их нельзя было слушать без специальной лицензии — а тут как раз нашлись сотни таких приемников, прослушивание которых дозволено не было.

Фото: BBC

В их распространении обвинили Запад, который якобы тайком вероломно ввез в Зимбабве сотни приемников для пропаганды своих ужасных антигуманных ценностей. Заодно во время облав конфисковывали и мобильники, ведь в них есть карты памяти, куда можно загрузить антиправительственную информацию.

В 2017 году в стране был создан совет цензоров во главе с министром иностранных дел. Этот орган призван бороться с распространением «экстремистской» информации в интернете.


Мугабе уже нет, но дело его живет. Два года назад в Зимбабве вспыхнули многотысячные протесты. Власти назвали их спланированными атаками террористов на мирный народ и велели провайдерам отключить в стране интернет. Основатель Econet Страйв Масийива заявил, что был вынужден выполнить приказ, потому что в противном случае руководству компании грозило лишение свободы. В конце концов тот самый суд, который мы уже не раз упоминали, постановил немедленно вернуть интернет. И его вернули, но уже по новому прайсу — в два раза дороже, чем до протестов.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by