Девушка купила новый iPhone, а он оказался «кирпичом». В чем может быть проблема?

01 июля 2021 в 14:00
Автор: Станислав Иванейко

Девушка купила новый iPhone, а он оказался «кирпичом». В чем может быть проблема?

Автор: Станислав Иванейко

Эта история началась еще в январе. Елизавета заказала iPhone 11 Pro в магазине iPark-Store. Аппарат отказался работать, по-быстрому решить вопрос с магазином не получилось. Тогда девушка обратилась в суд, который обязал продавца выплатить как стоимость телефона (2780 рублей), так и моральный вред. С момента вынесения решения суда прошли месяцы, и лишь на днях покупательница смогла вернуть деньги. Оказалось, что обеспечить соблюдение юридических формальностей трудно даже судебному исполнителю. А магазин продолжает работать.

iPhone перегрелся и выключился

История развивалась следующим образом. Смартфон привез в Гомель курьер сторонней организации. Дожидаться проверки товара покупательницей он не стал — просто отдал коробку с документами, забрал деньги и уехал. Елизавета начала распаковывать смартфон уже дома и при первом же включении заподозрила неладное: телефон был полностью разряжен, хотя обычно iPhone из коробки заряжены, пусть и не целиком. Но это еще не говорит о неполадке: аппарат мог разрядиться от долгого хранения.

Елизавета подключила iPhone к розетке с помощью комплектных «кубика» и провода. Смартфон разогрелся так, что выдал сообщение о перегреве. Предупреждение чрезвычайно редкое: его можно спровоцировать, если надолго оставить устройство под палящим солнцем. При зарядке (особенно оригинальным устройством из комплекта) такое сообщение уж точно появляться не должно. Тем не менее смартфон кое-как зарядился до 50%, но вскоре после отключения от питания показатель запаса энергии упал до 20%, хотя с устройством почти ничего не делали. iPhone удалось активировать, после чего он умер окончательно: не реагировал на подключение к зарядке и нажатие на кнопку включения.

В случае Елизаветы есть важное отличие от историй с «палеными» iPhone, про которые мы писали ранее: там людям продавали бэушные смартфоны под видом новых, и дата активации давно была просрочена. Здесь же проверка через официальную страницу Apple checkcoverage.apple.com показывает, что смартфон в самом деле новый. И подделать это едва ли возможно. С другой стороны, со смартфоном все же явно что-то не так.

По словам девушки, магазин не проявил интереса к решению проблемы, и Елизавете оставалось лишь пойти в суд. Ответчик на заседания не явился, и суд встал на сторону пострадавшей — даже экспертизу телефона не проводили. Казалось бы, торжество правосудия — исполнителю осталось взыскать с ответчика сумму в пользу девушки.

Но возникла комичная проблема: магазина по указанному адресу регистрации как бы и нет. Заказное письмо вернулось отправителю с пометкой «Организация выбыла».

Мы поговорили с представителем iPark-Store. Молодой человек отметил: о том, что состоялся суд, на котором было принято решение о возврате покупательнице денег, магазин узнал совсем недавно: «На том адресе не было человека, и у него была доверенность на корреспонденцию. Она (покупательница. — Прим. Onliner) не могла найти нас, как утверждает, хотя компания Google подтвердила наш юридический адрес». Google или не Google, а уведомление вернули отправителю, потому как компанию по указанному адресу не нашли. Здесь представитель магазина поправил: «Не „не нашли“, а не смогли вручить. Она там была и есть, у нас в подтверждение имеются договоры, оплата. Мы же получаем другую корреспонденцию».

Сотрудник магазина несколько раз повторил, что настроен в плане урегулирования вопроса с покупательницей положительно и что деньги вот-вот вернут. Но для этого нужно привезти iPhone на экспертизу: необходимо понять, что все же случилось с телефоном. Лишь на днях Елизавета смогла передать iPhone магазину. При этом цена смартфона заметно просела (примерно на 600 рублей), однако магазин вернул сумму на момент покупки — 2780 рублей.

Эта ситуация могла бы навести на мысли о заводской неисправности: в случае с iPhone это бывает очень редко, но все равно брак может встречаться. Однако Елизавета рассказала еще как минимум об одном похожем инциденте, и телефон тоже был куплен в iPark-Store. То есть случай уже не один. В магазине на это ответили, что без диагностики аппарата что-либо сказать сложно.

Брак или «конструктор»?

Мы обратились в специализирующийся на технике Apple сервисный центр Newtonlabs за комментарием касательно этой ситуации. До описанного случая казалось, что проверка даты регистрации на странице checkcoverage.apple.com дает железную гарантию «чистоты» продукта Apple. Там отметили, что без диагностики смартфона наверняка что-то утверждать нельзя. Но предположили два возможных варианта.

Вариант первый. Это может быть банально заводской брак. Любая техника может ломаться, хоть и бывает такое редко. То есть мы предполагаем, что телефон все-таки был оригинальным, а продавец, несмотря на свой статус «Не найден по указанному адресу», был честным — как минимум в плане оригинальности устройства.

Добропорядочные неофициальные интернет-магазины обычно закладывают такие риски в стоимость устройства и в случае возникновения проблем за свой счет доставляют смартфон в сервис в Литве или России. Обычно это может занимать от одного до двух месяцев, но технически свои обязательства перед покупателем они выполняют.

Однако из-за закрытых границ и некоторых сложностей со сдачей всех подряд устройств в авторизованные центры других стран эта схема может не сработать. В Литве могут попросить документы о приобретении устройства, а в России — не принять по гарантии смартфон (в том числе из некоторых европейских стран) либо определенную модель одного и того же iPhone. К примеру, модель iPhone 12 A2172 (для рынка США) могут принять в авторизованном сервисном центре в России, а модель A2404 (для Китая) там уже не примут. И таких разделений техники Apple по регионам реализации достаточно много.

То есть разделение по регионам в плане гарантии есть не только в Беларуси, оно существует по всему миру. Где-то к этому относятся более лояльно, где-то — так же, как у нас. При этом если бы клиент купил официально ввезенный в Беларусь смартфон (он же СТБ), то вопросов с обслуживанием не возникло бы и владелец получил бы новый гаджет.

Точный алгоритм действий мы описать не можем, но предполагаем, что при наличии документов о покупке, чека из фирменного Apple Store или Premium Reseller и серьезной причины, почему вы не можете вернуть смартфон в регион, где его купили, поддержка создает кейс в базе производителя и АСЦ и с разрешения Apple принимает смартфон. Но это не регулярная практика, и на нашей памяти такие случаи были единичными.

Вариант второй. Клиенту под видом нового аппарата продали не новый. Но как так: на сайте Apple смартфон не был активирован, а после этой самой активации исправно показал гарантию?

Аккуратно открыть коробку новенького iPhone совершенно не трудно. Недобросовестные продавцы могут без проблем достать из комплекта оригинальный кабель (стоимость — 79 рублей) и положить обратно копию (стоимость — от 3 до 30 рублей).

Отличить поддельные аксессуары очень сложно, даже если положить рядом оригинальный. В одном из обзоров подделок, чтобы выяснить, где какой, пришлось просто разобрать зарядки на части, так как снаружи они были на 100% одинаковые. А вот стоимость отличалась в 2—3 раза. Если брать официальную розничную цену комплекта, то получаем 259 рублей, отнимаем отсутствие упаковки, себестоимость китайских подделок — и получаем вполне себе $60—70 дополнительной прибыли к продаже iPhone.

Но самое интересное, что iPhone тоже можно разобрать. Смартфон у нас состоит из нескольких основных блоков: системная плата с Face ID, задняя панель с боковыми рамками и шлейфами, камеры, батарея и прочие мелочи.

Новый оригинальный экран может обходиться более чем в 1000 рублей без налогов, а самая дешевая копия с твердой OLED-матрицей — уже не более чем в 200. И да, китайцы научились делать копии, которые не выдают ошибку в настройках после замены. Если даже переставить оригинальный экран с одного iPhone на другой, то система уведомит владельца о ремонте. Это тоже можно обойти, но в рамках рассматриваемого случая это не имело бы смысла. Однако разговор о другом. Оригинальный корпус — примерно 600—650 рублей, а подделка — около 180—200.

То есть с одного телефона, если повезет, можно заработать при продаже, а потом получить еще около 1300 рублей, установив оригинальные запчасти какому-нибудь другому клиенту. И это мы не считаем аккумулятор, шлейф зарядки, камеры и прочие мелочи, которые тоже стоят денег.

Берем новую оригинальную плату с нового телефона вместе с Face ID и за пару часов соединяем с поддельными корпусом и экраном. И никакая проверка по серийному номеру или даже на сайте Apple не покажет, что было с iPhone на самом деле: плата-то наша не активирована!

А как дальше будут работать установленные запчасти и как будут заряжать ваш новенький айфон поддельные аксессуары, никто не знает.

И отличить копию от оригинала сможет только человек, который владел многими iPhone и часто держит их в руках. Но если это ваш первый смартфон от Apple и раньше они вам не встречались, то откуда вы узнаете, что нормально, а что нет?

К новому сезону отключений горячей воды — водонагреватели в Каталоге

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by