Ктулху, Спутник и другие герои Плутона. Тайны затерянного ледяного мира

09 мая 2016 в 8:00
Источник: Виктор Малыщиц

За 86 лет с момента своего открытия Плутон успел стать народным любимцем. Маленький замерзший мир, затерянный на окраине Солнечной системы в поясе Койпера, вызывал у людей интерес и сочувствие. Особенно всенародная любовь усилилась в тот момент, когда Плутон лишили статуса планеты, придумав специально для него новый класс объектов — карликовые планеты.

Всенародная жалость к Плутону даже привела к ряду демонстраций в его защиту

Увы, до последнего времени человечество практически ничего не знало о Плутоне. Расстояние в несколько миллиардов километров делало свое дело: даже телескоп «Хаббл» мог рассмотреть в лучшем случае лишь пару темных и светлых пятен на его поверхности. Все изменилось прошлым летом: 14 июля космическая станция «Новые горизонты» прошла максимально близко к замерзшей планете и собрала многие гигабайты информации о ней. Скорость передачи с такого расстояния не превышает 2000 бит в секунду, поэтому данные поступают на Землю малыми порциями и будут полностью переданы лишь к концу 2016 года. Несмотря на то, что мы еще не получили добрую половину сведений, уже можно составить подробный образ этого загадочного мира. И в сегодняшнем обзоре Onliner.by постарался собрать все известные на данный момент факты про Плутон.

До полета «Новых горизонтов» это были лучшие снимки Плутона

Плутон старый и молодой

Всеобщая любовь к Плутону была щедро вознаграждена. Еще на подлете к Плутону «Новые горизонты» передали фотографии карликовой планеты, трогательно сжимающей в «лапках» большое белое «сердечко». Уже на этом этапе стало ясно, что загадок Плутон подбросит куда больше, чем ответов на вопросы: даже холодный мир со средней температурой у поверхности −230°C может быть активным и изменчивым.

Таким увидели Плутон ученые…
…А таким — остальные люди

Рельеф Плутона оказался очень разнообразным. Там можно встретить и горы, и глубокие разломы, и огромные сглаженные равнины. При этом горы высотой в 3—4 километра состоят вовсе не из скалистой породы и камней, а изо льда: вода — самое распространенное на Плутоне вещество. Помимо льда, на поверхности карликовой планеты можно встретить замерзшие азот и метан, причем они распределены так неоднородно, что ученые, надеявшиеся легко разработать модель климата и геологии Плутона, вынуждены теперь чесать затылки.

Снимок Плутона в искусственных цветах

Часть поверхности Плутона очень старая и покрыта кратерами, «заработанными» Плутоном за миллиарды лет. Но вместе с тем присутствуют и достаточно молодые участки, образовавшиеся уже тогда, когда метеориты не так активно бомбардировали тела Солнечной системы.

Ледяные горные массивы Плутона
Горы на границе с равниной Спутника
И на Плутоне имеются кратеры

Кстати, левая часть того самого «сердечка», получившая пока название «равнина Спутника», состоит как раз из водяного льда и имеет возраст всего лишь 10 миллионов лет. Что заставило огромные ледяные массы подняться и заполнить столь обширное пространство, если на холодном Плутоне нет никакой тектонической активности, — загадка. По одной из версий, левая часть «сердца» — это колоссальный кратер, из которого могла вылиться и замерзнуть жидкая вода. Да-да, ученые еще не теряют надежды на то, что остатки внутреннего тепла Плутона позволяют водяной оболочке на глубине пребывать в жидком состоянии.

Равнина Спутника крупным планом
Вся поверхность равнины Спутника испещрена углублениями диаметром 15—20 километров

Вполне вероятно, что на Плутоне существуют и вулканы. Конечно, извергать они должны не расплавленную лаву, а замерзшие газы или лед. По крайней мере, ученым удалось обнаружить на снимках несколько объектов, внешне очень напоминающих вулканы. Уверенность специалистов подкрепляет и тот факт, что подобные криовулканы были обнаружены на спутнике Нептуна Тритоне, который в далеком прошлом был самостоятельной карликовой планетой, как Плутон.

Четырехкилометровая гора Райт, названная так в честь пионеров авиации, — кандидат в криовулканы

Ктулху, Спутник и другие герои рельефа Плутона

Появление первой подробной карты Плутона привело к необходимости впервые дать имена всем этим горам, кратерам, долинам и разломам. Поскольку занимающийся подобными вопросами Международный астрономический союз — медлительная и бюрократизированная организация, научная группа «Новых горизонтов» пока дала объектам собственные названия.

Так на карте появилось плато Спутника (в честь первого советского спутника Земли), области Ктулху и Лоуэлла, горные системы Хилари и Норгея (в честь первых покорителей Эвереста), а также множество объектов, в названиях которых увековечены имена погибших ранее космонавтов.

Правда, многие из этих названий противоречат правилам Международного астрономического союза, поэтому окончательная карта карликовой планеты будет выглядеть иначе. Согласно предложенной пока идее, все основные детали рельефа будут называться именами мифологических персонажей, так или иначе связанных с подземным миром. Более мелкие объекты, вероятно, получат имена известных людей, уже покинувших наш мир.

Голубая оболочка Плутона

Атмосфера Плутона крайне слаба. Впрочем, это было известно еще до полета. Экстремально низкие температуры просто не позволяют некоторым компонентам находиться в газообразном состоянии, а слабая гравитация не может удержать большой объем газа. В основном атмосфера состоит из азота, который постепенно испаряется из твердого состояния на поверхности.

Атмосфера Плутона имеет голубоватый оттенок и сложную слоистую структуру
Рассвет на Плутоне в легкой дымке атмосферы

Давление этой газовой дымки крайне мало: оно слабее земного в 100 000 раз. Однако даже в такой атмосфере можно обнаружить много интересного. Помимо того, что она имеет очень сложную слоистую структуру, у поверхности иногда можно встретить самые настоящие облака, состоящие из азота и углеводородов. Не исключено, что из этих облаков даже может идти настоящий снег. По крайней мере, вершины самых высоких гор Плутона имеют снежные шапки.

Первые снимки облаков Плутона
Снежные вершины гор на Плутоне

Атмосферу постоянно «сдувает» поток солнечной плазмы — солнечный ветер. Несмотря на удаленность от Солнца, наше дневное светило каждый час избавляет Плутон от 500 тонн атмосферы. Для сравнения: разреженная дымка Марса за час теряет только тонну.

Семья Плутона

Несмотря на скромные размеры, Плутон обладает достаточно большой «свитой» из пяти спутников. Причем два наименьших — Кербер и Стикс — были открыты уже во время полета «Новых горизонтов». Самым же заметным из них является Харон, названный так в честь перевозчика мертвых душ через реку Стикс. По размерам он всего в два раза уступает Плутону, поэтому раньше астрономы иногда даже употребляли для системы термин «двойная планета». Подобно Луне, из-за приливов со стороны Плутона Харон затормозил свое вращение так, чтобы оставаться повернутым к этой планете одной стороной. Но и сам спутник в долгу не остался: приливные силы настолько же затормозили и Плутон. Теперь оба тела обращаются с периодом 6,4 дня, будучи повернутыми друг к другу одними и теми же полушариями. Поэтому на небе Плутона его спутник всегда висит практически неподвижно, и то же самое наблюдали бы возможные жители Харона.

Плутон и Харон на этом фото показаны с соблюдением масштаба по размерам и расстоянию

Рельеф Харона оказался еще более необычным. Поверхность карликовой планеты просто испещрена каньонами, разломами и горными хребтами. Раньше ученые полагали, что похожие структуры могут образовываться под действием гравитации соседних тел. Однако на Харон ничто не оказывает серьезного воздействия, потому эту теорию придется пересмотреть. Скорее всего, весь этот хаос образовался в процессе остывания спутника, когда постепенно замерзал жидкий океан под поверхностью.

Так Харон выглядел бы для обычного человеческого глаза

Обращает на себя внимание и ярко выраженная коричневая «шапка» спутника. Однако у ученых уже есть ответ на этот факт: поверхность Харона (и Плутона) покрыта толинами — соединениями, которые образуются из метана и азота под воздействием солнечного излучения.

А это изображение было получено через синий, красный и инфракрасный фильтры

Остальные спутники — Никта, Гидра, Кербер и Стикс — имеют весьма скромные размеры и форму, напоминающую астероиды. Самый крупный из них достигает 50 километров в поперечнике, а самый маленький — всего лишь 5. Однако, несмотря на сходство с астероидами, вряд ли Плутон «нахватал» их себе из окружающего пространства: уж слишком правильную форму и ориентацию имеют их орбиты.

Относительные размеры всех «членов семьи» Плутона

Учитывая этот факт, а также то, что спутники необычайно хорошо отражают свет (они гораздо светлее остальных объектов пояса Койпера), ученые говорят о том, что в далеком прошлом на Плутоне произошли катастрофические события. По-видимому, все спутники являются осколками самого Плутона. Значит, в когда-то давно планете довелось пережить столкновение с не особо уступающим ей по размерам телом.

Достижение Плутона стало несомненной победой для станции «Новые горизонты», NASA и всего человечества. Удивительно, что, пролетев сквозь холод Солнечной системы, аппарат полностью сохранил работоспособность и смог выполнить всю программу. Разумеется, залетев в самый пояс Койпера, было бы неразумно ограничиться только исследованием Плутона. Поэтому за время путешествия к Плутону инженеры уже подыскали для «Новых горизонтов» новую цель — объект 2014 MU69 диаметром около 45 километров. Ожидается, что фотографии этого недавно открытого тела порадуют нас на новогодние праздники в начале 2019-го.