Практически безбрежное море для творчества — популярные видеоигры, которые сами по себе могут заменить хороший фильм, была бы фантазия. Главное — получить права, и можно браться за дело. Впрочем, и тут некоторые умудряются дать маху: в какой-то момент мы даже собирались сделать отдельный рейтинг для картин небезызвестного немецкого режиссера Уве Болла. Он невероятно плодовит и все еще способен найти деньги на реализацию своих замыслов.
Первыми искать новую аудиторию стали, вероятно, японцы, но это была анимация, поэтому первопроходцами назовем «Супербратьев Марио», вышедших на экраны в 1993 году. Это не так чтобы сверхуспешный фильм (скорее провальный), однако на волне роста популярности компьютеров и появления все большего количества игр к ним, идею подхватили другие.
В чем секрет успеха? В том, чтобы выбрать раскрученный тайтл. А вот вопрос качества до некоторого времени рассматривался во вторую очередь. Не всегда продюсерам удавалось выбрать «правильную» игру, поэтому и сборы были соответствующими.
Мы выбрали десять киноадаптаций видеоигр, распределив их по двум группам: худшие, на наш взгляд, проекты и лучшие. Финансовые показатели, как правило, не учитывались, так как история знает немало примеров, когда распознать жемчужину можно далеко не с первого раза.
Итак, начнем с худших представителей жанра и «лидеров» среди них.
5. На грани оказались два фильма об одной игре — это «Хитмэн» 2007 года и, в первую очередь, прошлогодний «Хитмэн: Агент 47». Многим казалось, что идеальным исполнителем 47-го стал бы Джейсон Стэйтем, однако главную роль доверили Руперту Френду. Удивительно, но факт — он попал в образ почти на все 100%. Почему не «выстрелил»? Вероятно, из-за «бюджетности». Тем не менее Александр Бах неплохо распорядился доверенными ему $35 млн.
Все очень походит на игру, однако на фоне давно вышедшего «Геймера» — бледновато. Польский режиссер до этого занимался съемками рекламных роликов, что нашло отражение и в экранизации «Хитмэна» 2015 года. В этом Бах напоминает Тимура Бекмамбетова, карьера которого начиналась подобным образом.
Если воспринимать фильм как отдельное произведение искусства, то это никудышный боевик на один раз. Если же рассматривать картину как довесок к серии игр, знакомые с франшизой, вероятнее всего, будут довольны увиденным.
4. Вам мало «Форсажей»? Вот вам «наш ответ Чемберлену» — лента «Need for Speed: Жажда скорости». До сих пор вспоминается деревянный главный герой, который изо всех сил пытается казаться крутым и о-о-очень снисходительным парнем.
На самом деле существует странная закономерность: Голливуд предпочитает доверять экранизации игр малоизвестным личностям и Скотт Во не исключение. Как актер он, может, и имеет вес, но отдавать ему Need for Speed компания Electronic Arts поторопилась. Да, им был снят неплохой (с рядом оговорок) «Закон доблести», однако совершенно для другой аудитории — в частности, патриотично настроенных американцев. А «гонкам» не нужна напыщенная драма.
Ужасный, честно говоря, вышел «ответ Чемберлену», который смог получить высокое место в рейтинге лишь благодаря популярности франшизы и красивым машинам в кадре. Что-то нам подсказывает, что продолжения не будет либо же это будет очередная серия беспощадного и бессмысленного «мозгового попкорна».
3. Ничуть не лучше обстоят дела у экранизации Street Fighter 1994 года, причем ситуацию не спасли даже Жан-Клод Ван Дамм, Минг-На и Кайли Миноуг. Режиссером фильма выступил Стивен Е. де Соуза. Он отлично показал себя как сценарист («Коммандос», «Бегущий человек», «Крепкий орешек» и др.), но как режиссер не обрел славы.
«Уличный боец» стал коммерчески успешным продуктом — на волне славы ЖКВД и самого файтинга. Однако образцом для подражания — вряд ли. Это бессмысленный набор драк и перестрелок: все выглядит красиво и зрелищно для своего времени, но сумбурно. Тому способствует настоящая толпа персонажей, процентов 90 которой стоило бы отправить в массовку без ущерба картине.
Получился, как говорили некоторые критики, эдакий утомляющий нон-стоп-экшен с вызывающими зевоту диалогами. Тем не менее о ленте помнят очень многие.
2. «Пиксели». Кто-то называет Адама Сэндлера лучшим комедийным актером. Такого же мнения придерживается телеканал MTV, который время от времени номинирует комика на свои награды (но отдает их очень редко). Некоторое количество раз Сэндлер становился номинантом и обладателем «Золотой малины», но, к сожалению, ни разу — «Оскара» или «Золотого глобуса».
Отличная или по крайней мере забавная идея с пиксельными инопланетянами была ориентирована на ностальгирующих геймеров и детей дошкольного возраста (вот только возрастной рейтинг не позволит им смотреть это кино). Здесь звучат шутки в худших традициях американского комедийного кинематографа, все под завязку забито штампами и клише — вероятно, это должно было стать «фишкой» картины, своеобразным стебом, но на деле воспринимается иначе.
Прокат «Пикселей» не принес его создателям ожидаемого успеха: при бюджете в $145 млн (с частичным учетом маркетинга) он собрал кассу в $244 млн. Да, и главный недочет: в фильме пришельцы состоят не из пикселей, а из вокселей (многие считают это чрезвычайно важным уточнением).
1. Этого режиссера иногда даже становится жалко, но, видимо, такова его судьба: снимать ужасное кино, получать тумаки и посылать зрителей куда подальше. Уве Болл (иногда его иронично называют Уве Боль) плодовит и даже умудрился получить несколько наград: в далеком 2009 году его в очередной раз признали худшим режиссером и поздравили за худший вклад в кинематограф.
На первом месте — практически все фильмы немца по мотивам игр. Не станем приводить полный список, упомянем лишь «Один в темноте», «Бладрейн» да «Постал». Больше всего претензий к тому, что вытворил Болл с рыжей красавицей Рейн из BloodRayne. На самом деле режиссер снял с данным персонажем целых три ленты, в первой (в 2005 году) вампиршу сыграла Кристанна Локен. Маркетинг обошелся практически в такую же сумму, что и производство картины, ну а кассовых сборов хватило разве что на оплату обедов и такси для актеров и съемочной команды.
Кстати, озвучить претензии к «Бладрейн» может далеко не каждый критик. Некоторые склонны считать, что на самом деле проблема в ожиданиях, а не результате.
Болл не сдавался, и потом были «Постал», «Фар Край»... Однако ничего не менялось или, вернее, становилось только хуже: видимо, трэш затягивает, как алкоголь и наркотики.
* * *
Но не все так плохо на ниве экранизации видеоигр, есть весьма достойные работы. Некоторые из них попали в наш список.
5. Итак, на пятом месте — невероятный по своей динамике культовый Mortal Kombat («Смертельная битва») Пола Андерсона, который засветился в нашем рейтинге дважды. Сам по себе фильм не обладает особенной художественной ценностью. Современный зритель увидит ужасную постановку боев, заметит каждый ляп и вообще не станет восторгаться происходящим на экране.
Но вот 20 лет назад файтинг казался каким-то невероятным сочетанием спецэффектов, зрелищных драк и, конечно, саундтрека: когда бы ни зазвучала легендарная композиция группы The Immortals, смотревшие боевик узнают ее по первым нотам, начав перебирать в памяти героев картины.
Кстати, именно Mortal Kombat открыл Андерсону дорогу в большое кино, где он с переменным успехом здравствует до этого времени.
Казалось бы, «Смертельная битва» и «Уличный боец» — одного поля ягода, но ведь Mortal Kombat «рулит»!
4. В 2001 году состоялась премьера приключенческого фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» по мотивам одноименной игры. Жемчужиной проекта стала Анджелина Джоли, которая отлично подошла на роль умной и отважной Лары. Кстати, ее киношного отца, лорда Ричарда Крофта, исполнил Джон Войт — настоящий отец Джоли. Засветился в кадре и будущий Агент 007 Дэниел Крэйг.
После своего выхода «Лара Крофт» стала самой успешной киноадаптацией игры — до тех пор, пока до экранов не добрался «Принц Персии: Пески времени».
Сюжет анализировать не будем — здравому человеку он покажется бредом сторонников теорий заговора, поскольку речь все же не о документальном кино. Впрочем, кинокритики все равно остались чрезвычайно недовольны сценарными решениями.
Кстати, по неофициальным данным, Ларой могла стать Деми Мур. Среди претенденток, по информации некоторых изданий, значилась и порноактриса (а также фотомодель) Линси Дон Маккензи. Правда, на момент съемок первых приключений расхитительницы гробниц Маккензи была замечена лишь в лентах эротического содержания.
Как бы то ни было, «Лара Крофт» 2001 года стала финансово успешной и завоевала сердца целой армии подростков (по крайней мере, тех, кто не видел ее в картине «Хакеры»).
3. Приближаемся к вершине, и на третьем месте — первый фильм из серии «Обитель зла» с Миллой Йовович в качестве смертоносной Элис. Великолепный образец фантастического кино, снятого за относительно небольшой бюджет — всего $33 млн (на сегодняшний день с учетом инфляции это $44,5 млн). Причина успеха вновь кроется в выборе исполнительницы главной роли и невероятной популярности японской игры. Хочется сказать: «Уве Болл, тебе есть с кого брать пример».
Интересно, но факт: оригинальная «Обитель зла» собрала самую маленькую кассу, но окупилась и принесла своим создателям неплохую прибыль. Мы ценим первую часть «сериала», хотя среди последовавших затем тоже были достойные. Ну а звание наиболее «унылой» заслужила «Обитель зла: Возмездие» 2012 года.
В 2017-м выйдет «Обитель зла 6», которая станет последним фильмом в серии. Однако никто не мешает Полу Андерсону заняться спин-оффами и перезапусками, найдя Милле Йовович, которой пошел пятый десяток, новую роль.
2. Раздать второе и первое места оказалось достаточно сложным делом: за них боролись «Сайлент Хил» и «Принц Персии: Пески времени». В итоге победил рассчитанный на более массовую аудиторию «Принц», а вторая строчка досталась ужастику Кристофа Ганса. Атмосферное кино получилось у французского режиссера по мотивам хоррора Silent Hill: работа над лентой велась не один год, а началась она спустя примерно 12 месяцев после выхода первой игры серии. Вышла картина в 2006 году, когда геймеры уже наигрались в SH3 и ждали появления следующих частей.
Как это часто бывает с культовыми фильмами, безграничной популярности «Сайлент Хилл» не получил, собрав относительно скромную кассу. Вероятно, свое влияние оказали слабоватые, по мнению критиков, сюжет и диалоги, но визуальный стиль можно нахваливать бесконечно.
Может, кто-то не заметил, но персонаж Шона Бина — Кристофер ДаСилва — остался жив и, по своему обыкновению, не умер страшной смертью задолго до финальных титров (впрочем, выжил он и в «Сайлент Хилл 2»).
1. «Принц Персии: Пески времени» оказался на первой позиции. Это самая успешная экранизация игры, но и денег на нее не пожалели: $150 млн бюджета сделали свое дело. Актерский состав также не подкачал: Джейк Джилленхол, Бен Кингсли, Джемма Артертон и другие. Режиссером выступил Майк Ньюэлл, набивший руку на «сказочном» фильме «Гарри Поттер и Кубок огня».
Конечно, продюсеры ждали куда больших сборов — вероятно, хотя бы полмиллиарда долларов. Подкачал и «домашний» американский прокат. Однако в минус проект не ушел: DVD с лентой расходились как горячие пирожки (их продали минимум на $34 млн).
Как и многие фильмы по играм, приключенческий боевик хвалили за неплохой визуальный ряд, но ругали за невнятный сюжет. Даже те критики, которые поставили высокую оценку, отзывались о картине как о жвачке — вкусной лишь непродолжительное время.
* * *
Помимо создания лент по мотивам конкретных игр или их серий, Голливуд изредка потчует «сборной солянкой». К таким фильмам можно отнести, например, «Экзистенцию» и «Геймера», а «Трон» и вовсе стал основой для игры; «Морской бой» якобы базируется на одноименной настольной игре, но в реальности это лишь способ продюсеров заявить о проекте; «Макс Пэйн» не смог передать и толики той безысходности, которая сквозила в игре, однако сам фильм вполне неплох; Doom стал незаметным «проходняком», поэтому указывать его ни в первой, ни во второй половине рейтинга мы не захотели.
Перенос игр на большой экран, как мы видим, далеко не так прост, как может показаться несведущему человеку: одного желания и денег часто оказывается недостаточно. Причин тому может быть много, да и аудитория у таких проектов не очень широка.
Читайте также:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by