На радость братьям Люмьер. Как показывают кино в Беларуси

 
35 282
23 ноября 2015 в 8:00
Автор: Константин Сидорович. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Константин Сидорович. Фото: Алексей Матюшков

Совсем скоро «стукнет» 120 лет «важнейшему из искусств» человечества — кинематографу. За это время силы магии кино ничуть не ослабли, даже напротив — окрепли благодаря новым технологиям. В честь солидной даты Onliner.by подготовил серию статей, посвященных изобретению братьев Люмьер. Сегодня посмотрим, какими техническими достижениями может похвастаться современный белорусский кинотеатр. Для этого мы отправились в Silver Screen.

Возможно, кто-то до сих пор думает, что фильмы по старинке заряжают в старенькие пленочные проекторы. А усатый, не всегда трезвый киномеханик под свист недовольных зрителей запускает трескучую махину, время от времени склеивая предательски рвущийся прямо посреди сеанса кусок целлулоидной ленты. Сегодня все столичные кинотеатры перешли на «цифру». «Теплый ламповый» проектор, способный работать с пленкой, остался лишь в «Победе». Увы, директор кинотеатра без энтузиазма отнеслась к просьбе показать остатки минувшей киноэпохи.

Места пожилых киномехаников, прячущихся в порой прокуренных будках, нынче заняли молодые ребята. Находиться рядом с проектором не нужно, управлять всеми залами можно удаленно с помощью ноутбука или планшета. Да и сами цифровые 3D-проекторы — не такое уже маленькое чудо техники.

Александр Хандогин

По словам сотрудника Silver Screen Александра Хандогина, оборудование для показа фильмов стоит сотни тысяч долларов. Немалая часть денег потрачена на японские проекторы, работающие на шести ртутных лампах. В отличие от более старых проекторов с ксеноновой лампой, новинке не нужно водяного охлаждения, достаточно воздушного. К тому же если из строя выйдет одна, две или даже три лампы, сеанс будет продолжаться как ни в чем не бывало, а зрители даже не заметят «аврала». Само собой, когда перегорает единственная ксеноновая лампа — финита ля комедия.

Ртутная лампа. Ксеноновая раз в 5—6 больше

Матрица с диагональю 1,4 дюйма рассчитана на демонстрацию фильмов с 4k-разрешением. Впрочем, как утверждает Александр, проектор практически без потери качества масштабирует до ультравысокого разрешения и 2K-контент. Изображение разве что немного потеряет в яркости.

— Преимущество Sony заключается в 3D-линзе собственной разработки. Обычно в проекторах используется одна линза, из которой выходят два изображения, при помощи дополнительных устройств преобразовываемые в 3D. Здесь же сразу выходят две картинки — для каждого глаза своя. Благодаря этому исключается мерцание изображения и головные боли.

Установка имеет внушительные размеры, но помимо проектора ничего таинственного в своих недрах не скрывает. Вот сервер для хранения фильмов, источник бесперебойного питания и сенсорный экран для управления — прямо через него можно составлять плей-лист для демонстрации кино по расписанию. Никаких сторонних брендов нет — только Sony, от первого до последнего винтика.

Особая гордость кинотеатра — единственная в Беларуси аудиосистема Dolby Atmos. Мы привыкли к стандартному для кино многоканальному звуку со схемой 7.1 или 5.1. К Atmos понятие «многоканальности» слабо применимо. Система базируется не на каналах, а на так называемых «аудиообъектах», то есть на любом источнике звука.

Всего в зале используется более полусотни колонок и три сабвуфера. За секунду такая система способна воспроизвести одновременно до 128 эффектов! В фильмах, правда, такого нагромождения звуков не было, пока это используют лишь в демонстрационных роликах.

Благодаря тому, что звукорежиссер на каждую колонку может в определенное время «подать» отдельный сигнал, звук очень точно позиционируется в пространстве. Зритель с закрытыми глазами определяет, где в зале «расположены» те или иные звуковые источники.

Представьте, что вы сидите с закрытыми глазами и четко слышите, как мимо, прямо перед лицом, пролетела птица, по кругу кто-то бегает, а позади бушуют аплодисменты. Сегодня почти все блокбастеры выходят с поддержкой Dolby Atmos. В кинозале с поддержкой этой технологии стены покрыты специальным материалом, поглощающим так называемые паразитные отражения звуков. Ни хлопки, ни чихания, ни кашель, ни открывающиеся пачки с чипсами не разносятся эхом по помещению.

Всего в Европе около 120 залов с поддержкой Dolby Atmos, из них чуть меньше половины — в России. Специалисты Dolby проверяют каждую инсталляцию в каждом кинозале. Без их одобрения использование франшизы невозможно.

Управлять сеансами хоть в одном, хоть в двух, хоть в шести залах можно удаленно, сидя перед одним компьютером и попивая кофе. У современного «киномеханика» есть специальная программа, которая позволяет составлять плей-листы с фильмами, загружать их во все залы, планировать графики показов и, конечно, следить за всем процессом.

На мониторе видно все, что происходит в кинотеатре. Вот зал схематически обозначен синим цветом — значит, в нем что-то идет. Серый цвет сигнализирует о готовности к началу показа. Красный — зал отключен.

Составление плей-листов чем-то похоже на легкое программирование. Создаются метки на включение/выключение освещения в определенное время, активацию музыки, которая звучит между сеансами, формат фильма и т. д. Плей-лист на одну картину создается один раз. В дальнейшем его достаточно просто вставлять в расписание, которое, в свою очередь, можно составить хоть на месяц вперед — был бы подходящий репертуар.

— Как сегодня передаются фильмы в кинотеатры? Неужели как раньше, когда люди вручную перевозили в чемоданчиках катушки с лентами?

— Относительно недавно все так и было. Правда, вместо катушек по кинотеатрам развозили винчестеры с файлами. Кинотеатры передавали друг другу жесткий диск, предварительно закачивая картину себе. Сегодня все происходит через удаленный сервер. Например, московская компания, ответственная за распространение контента, удаленно загружает нам файл с новым фильмом. Обычно это происходит за день-два до премьеры.

— То есть вы уже можете вполглаза посмотреть новинку раньше других?

— Нет, это невозможно. Дело в том, что для запуска ленты необходим электронный ключ — свой для каждого сервера. В нем «зашита» информация о серийном номере проектора и сервера, о конфигурации конкретного зала и множестве других данных кинотеатра. Ключ кодирует файл на активацию фильма в конкретное время определенного дня. То есть даже имея ключ и файл с кино, премьеру все равно не удастся запустить раньше строго запланированного времени.

По словам Александра, нынче в кинотеатрах совсем мало людей, которые тайком снимают фильмы на камеру в день премьеры. Почему? Наверное, выросли требования к качеству контента. Мало кто сегодня станет наслаждаться видами голов с попкорном, сопровождаемых чиханием и кашлем.

— А стоит ли когда-нибудь ожидать появления в Беларуси IMAX?

— IMAX — это не просто оборудование. Это франшиза, как McDonald’s, Burger King или тот же Dolby. Помимо оборудования надо купить франшизу и платить отчисления с каждого фильма. IMAX — премиальный сегмент с очень дорогими билетами. Сомневаюсь, что в Беларуси будет много людей, готовых потратить $20 на кино, — отметил Александр.

По его словам, еще одной проблемой для появления IMAX в нашей стране является отсутствие подходящих помещений. У нас нет готовых зданий, где можно было бы разместить зал с соответствующей технологией.

— Что такое IMAX? Фактически это большое изображение, которое выходит за область зрения, плюс особая структура аудио. Чтобы открыть такой кинозал, необходимо здание особой конструкции и, главное, с очень высоким потолком. Однако пока подходящих построек у нас в стране нет.

В общем, седьмой эпизод «Звездных войн» в IMAX мы не увидим. Да и десятый, скорее всего, тоже. Но это не помешает нам ходить в кино на самые интересные премьеры. Благо фильмов теперь — на любой вкус.

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by