Бонд, Джеймс Бонд. Рецензия на «007: Спектр» от доброго и злого зрителей

 
09 ноября 2015 в 8:00
Источник: Константин Сидорович, Ян Альшевский. Фото: 007.com
Источник: Константин Сидорович, Ян Альшевский. Фото: 007.com
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Главная ноябрьская премьера встретила билетным дефицитом. Оказывается, белорусы обожают фильмы о британском суперагенте. Иначе как объяснить высокий спрос на билеты и полный зал в разгар буднего дня (на премьеру мы ходили в пятницу днем)? В 12 часов кинотеатр был полон тунеядцев и хихикающих тунеядок.

На сеанс мы отправились вдвоем. Один зритель был крайне скептически настроен в отношении очередной серии бондианы. Второй был более благодушен и пришел в кинотеатр, чтобы просто посмотреть хороший (или не очень) фильм. Осторожно, далее по тексту есть несколько незначительных спойлеров!

Злой зритель:

Первая сцена хороша. Происходит много всего и сразу, иногда даже захватывает дух. Но лишь до тех пор, пока не заметишь компьютерного «мыла» и разницы в цвете и освещении виртуального и реального окружения. Ох уж эти «зеленые экраны», которые заменили настоящие декорации и статистов. Зачем тратить лишние деньги, если можно задействовать всю мощь компьютерных технологий и выделить больше средств на маркетинг?

Несведущий человек вряд ли заметит разницу, но я был немного расстроен. Настроение улучшилось после просмотра начальных титров. Их можно включить в специальный сборник титров всей бондианы и выпускать в прокат отдельно. Признаю, они по-настоящему «секси», а музыкальное сопровождение добавляет остроты.

Добрый зритель:

Может, я как раз и несведущ, но никакого компьютерного «мыла» не заметил. По-моему, первый эпизод по-бондовски великолепен и сразу настраивает на правильный лад. Стильный агент под знакомую с детства музыку творит беспредел, умещая в пяти минутах столько экшена, сколько в ином боевике за весь фильм не будет. Здесь тебе и щепотка британского юмора, и погоня, и вертолет, и перестрелка, и «девушка Бонда», и взрыв, и костюм с иголочки. Тебя будто сразу кодируют: «ВОТ ОН Я — ТОТ САМЫЙ БОНД». 

По поводу вступительных титров и музыки согласен. Боюсь навлечь гнев фанатов, но я бы сказал, что это один из самых эффектных стартов за всю историю бондианы.

Сюжет картины незамысловат. У нас есть спецагент и враги всего человечества, которых Бонду во что бы то ни стало надо остановить. Роль злодейской организации досталась ЗАО «Спектр», которая терроризирует мир с целью установить свою власть над ним. Зачем это нужно? Ну как зачем: раз злодеи-подлецы, значит, нужно.

Злой зритель:

Сэм Мендес, режиссер «Спектра», смог обойти многие острые углы в сценарии, но все равно наружу лезут стандартные сюжетные повороты, которые читаются задолго до запланированного создателями фильма события. Он не смог избежать голливудских клише. Лежит пистолет? Он обязательно выстрелит. «Плохой» нашел пистолет в ящике стола, а рядом «хороший»? В оружии не будет патронов. Нужно надавить на Бонда? «Неожиданно» возьмем в заложники его любимую женщину, но будем относиться к ней очень бережно, по-отечески. И так далее.

В начале картины отсутствует плавность повествования, оно кажется рваным и выглядит как набор отрывков, мало связанных между собой. К середине ленты все встает на свои места и держит в напряжении до конца, даже несмотря на всю предсказуемость.

Добрый зритель:

Придираться к сюжету «Спектра», конечно, можно, причем долго, занудливо и кропотливо. Точно так же, как можно придираться к сказкам за то, что они мало соответствуют реальности. Но погодите-ка, когда мы читаем «Колобка», то понимаем, что имеем дело со сказкой, а не с «Архипелагом ГУЛАГом».

Клише? Я все же считаю, что в «Спектре» не штампы, а каноны. Вся бондиана построена на одном каркасе, на который от фильма к фильму наращивают «мясо» вроде разных героев, мотивов, событий и прочего.

Да, «Спектр» сильно отличается от трех предыдущих лент серии и совсем не похож на «Скайфолл». Это скорее возвращение к классическим сериям 1960—70-х годов. Здесь сразу расставлены позиции добра и зла, как белые и черные фигурки на шахматной доске. Главный злодей лелеет пушистого кота, в подчинении у негодяя — неуязвимый молчаливый мордоворот с железными ногтями. Не забыли о запрятанных в пустынях бункерах и одиноких больничках посеред альпийских вершин.

Если взрыв, то чуть ли не атомный; если перестрелка, то Бонд в чистой рубахе обязательно одной очередью должен уложить три десятка врагов; если бомба, то с обратным отсчетом и «последними секундами». Это не бред и не примитивные штампы, а самая что ни на есть классика! Со своими давно сложившимися правилами и условностями, которые надо принять как часть игры.

Роль спецагента вот уже в четвертый раз исполняет Дэниел Крэйг. Кажется, споры вокруг его «Джеймса Бонда» поутихли, но далеко не все поклонники франшизы приняли британца.

Злой зритель:

Дэниел Крэйг в роли Бонда не кажется аутентичным, классическим. В нем отсутствует аристократ: такого мнения я придерживаюсь на протяжении всех фильмов об Агенте 007 с Крэйгом.

Любовные сцены и вовсе иногда выглядят комичными. Вероятно, это «заслуга» актеров озвучки, но, судя по смешкам в зале, немало зрителей считают так же. Может быть, по этой причине романтических эпизодов в картине совсем немного и все они мимолетны.

Иногда создается впечатление, что смотришь плохо смонтированный фильм или сказку: главный герой моментально меняет одежду или она постепенно становится все чище и чище после очередной передряги. Пять секунд — и перед нами снова аккуратный Бонд, который только вышел из ателье. Он постоянно гладко выбрит и причесан. Даже после того, как побывал в очередном плену.

Снова драка с разбитыми чужими носами и сломанными руками? Не волнуйтесь, агент британской разведки был в боксерских перчатках и потому на руках ни следа. Да хоть раз часы бы разбил, что ли?

Добрый зритель:

Нынешний Джеймс Бонд брутален, и в этом его плюс. Пожалуй, аристократизм — единственное свойство, которое не перешло «Спектру» по наследству от эпохи Шона Коннери и Роджера Мура. Ну и ладно! Агент 007 в исполнении Дэниела Крэйга умен, силен и ироничен. Честное слово, обсуждать исполнителя главной роли Бонда уже надоело. Был Пирс Броснан, да сплыл. Крэйг тоже хороший малый, смешной.

Выбрит, причесан, ухожен и без синяков под глазами? Снова возвращаемся к вопросу о негласных правилах бондианы. Это кино не о реализме. Ну правда, кому, например, в «Звездных войнах» важен реализм в функционировании световых мечей и Силы?

Злой зритель:

Ладно Бонд, но возьмем других актеров. Вот, например, отдельная тема — девушки героя. Они красивы, желанны, умны, самостоятельны, но не могут упустить шанса оказаться в постели со смертоносным агентом. Задолго до выхода картины все знали — одной из пассий Бонда станет знойная Моника Беллуччи. Простите, но она уже давно не девушка! Ей немного за 50, а развод с Венсаном Касселем, судя по всему, плохо на ней сказался.

Но когда Бонд ограничивался одной девушкой? Беспорядочные половые связи были его визитной карточкой с самого начала. От любви не скрыться, и в удачный момент появляется персонаж Леа Сейду. Влюбиться в нее успевает лишь сам британский спецагент, а зрителю времени на это окажется мало. Актриса мила, иногда даже показывает коготки, но запоминается лишь ярким макияжем в одном из эпизодов. 

Добрый зритель:

Моники Беллуччи в картине совсем мало. И как-то грустновато смотреть на ее прекрасные морщинки. А может и хорошо, что ее мало. Нечего грустить о морщинках, когда смотришь фильм про Агента 007!

Да, основная «девушка Бонда» не слишком выразительная. С другой стороны, а что еще надо? Роковая красотка в вечернем платье и с пистолетом в руке свою роль для создания атмосферы отыграла на десять баллов, а большего от нее наверняка и не требовалось.

Злой зритель:

А еще огорчил главный злодей. «Хорошими делами прославиться нельзя». Иногда нельзя и плохими. Кристоф Вальц неимоверно крут в «Джанго освобожденный», хорош и в «Бесславных ублюдках». Но в «Спектре» он не дотягивает до планки, заявленной плакавшим кровавыми слезами в «Казино „Рояль“» Мадсом Миккельсеном. Австрийцу не хватает харизмы, и иногда он походит на старого мальчика, а не хозяина жизни.

Недостает ему противности, что ли. Получился просто гадкий человек с неясными целями в жизни. Мировое господство? Да кого этим напугаешь!

Остальные плохиши почти не видны. Где кровь, мясо и кишки? Были надежды на очень немногословного здоровяка Дэйва Батисту, но его жизненный путь не впечатлил. В итоге противостоять Бонду, который стреляет из автомата как из снайперской винтовки, некому.

Добрый зритель:

А по мне из Кристофа Вальца вышел классный злодей! Вспомни, какая при его первом появлении стояла тишина не только в фильме, но и в зале кинотеатра. Во второй половине ленты, действительно, бескомпромиссно зловещий образ меняется на забавного чудака, чуть ли не клоуна. И это смазывает первоначальное впечатление от героя.

Думаю, Кристоф Вальц сознательно изобразил два клишированных вида злодея. И оба раза чрезвычайно убедительно! Я просто расслабился и получал удовольствие от игры актера. В конце концов, наше поведение дома и на работе тоже отличается. Может, и Оберхаузен в «офисе» тихий зловещий маньяк, а «дома» — смешной малый со своими заскоками.

Злой зритель:

Кстати, в «Спектре» очень много крупных планов, от которых начинает кружиться голова. Иногда они оправданны, но вместе с трясущейся камерой вызывают приступы морской болезни. Так оператор добавляет динамизма происходящему, но усердствует чрезмерно. Да и ляп нашелся: на спидометре — 65 миль в час или около того, а визуально — хорошо если 20.

Не впечатлили и гонки. Я не ждал «Форсажа», но до «Кванта милосердия» «Спектру» как до Луны пешком. Да, машины отличные — это Aston Martin DB10 AGB и Jaguar C-X75, однако они предназначены для гоночных треков и шоу-румов, но не съемок в бондиане. Слишком гламурно.

Добрый зритель:

Мне гонки пришлись по душе. Жаль, маловато. Центральная погоня с участием Aston Martin — вообще феерическая. Спойлерить не хочу, но мне понравилось, как авторы ленты обыграли традиционную техническую навороченность бондовских авто.

Вообще, юмор многое спасает. Шуток немного, они незамысловаты, но звучат к месту и органично вплетены в повествование. Самоирония и вовсе на высоте. Допрос мыши точно надолго запомнится. Время от времени назревающий пафос всегда сбивается очередной ироничной шуткой. Хохотать весь фильм не будешь, но это ведь и не комедия.

А какие в новом «Бонде» пейзажи! А снятый одним кадром первый эпизод! Может, я чересчур восторжен, но «Спектр» вернулся к классической бондиане и мне это чертовски нравится!

* * *

Отбросив занудные придирки, констатируем — «Спектр» удался. Нашему доброму «полицейскому» фильм вообще показался лучшей блокбастерной премьерой года после «Безумного Макса». Да и злой зритель от картины не плевался и признал ее годным зрелищем. Главное — принимайте правила игры и не обращайте внимания на миллионы условностей. Это «фишка», а не «фейспалм».

Наша оценка: 8 из 10. Для тех, кто обожает классические серии бондианы, — 9. Для скептиков и мечтателей-философов — 7 (и ниже).

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by