Астрономы взвесили сверхмассивную черную дыру

19 июня 2015 в 10:11
Автор: Сергей Смирнов

Японским ученым удалось найти способ для быстрого «взвешивания» черных дыр. Чтобы узнать вес сверхмассивной черной дыры галактики NGC 1097 (созвездие Печь), что находится в 45 миллионах световых лет от Земли, исследователям понадобилось всего два часа. По опубликованным в журнале Astrophysical Journal данным, масса черной дыры в NGC 1097 составила 140 миллионов масс Солнца.

Для столь быстрого «взвешивания» астрономы использовали ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) — сеть из нескольких дюжин радиолокаторов, расположенных в высокогорной пустыне на севере Чили.

Ученые считают, что сверхмассивные черные дыры располагаются в центрах большинства галактик, но об их происхождении практически ничего не известно. Обычно вокруг можно обнаружить высокую степень искривления пространства, поэтому вес сверхмассивных черных дыр настолько огромен.

Точная зависимость массы черных дыр от галактик пока не выведена, но предполагается, что чем ярче галактика и чем больше ее масса, тем больше и масса черной дыры, расположенной в ее центре. Для точных выводов нужны аргументы, а для их получения ученым необходимо взвесить и сравнить нескольких тысяч сверхмассивных черных дыр. Используемый японскими учеными метод поможет приблизиться к разгадке максимально близко, потому что позволяет узнать массу в течение всего пары часов, а не десятков лет.

Масса черной дыры в галактике NGC 1097 по сравнению с Солнцем: